Судья Должиков С.С. Дело № 33-874
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2014 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Майоровой Л.В., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Настепанине В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению <...> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 24 февраля 2014 года, которым постановлено исковые требования <...> к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области удовлетворить.
Заслушав доклад судьи Майоровой Л.В., объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области <...> И.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца <...> Ю.Н., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
<...> Ю.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что он в период с 08.06.1984 постоянно проживает в <...>, которая по 01.02.1998 относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
На его обращение в декабре 2013 года ответчиком было отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку его постоянное проживание в период с 01.09.1989 по 01.02.1998 в указанном населенном пункте не подтверждено регистрацией по месту жительства.
Считая данный отказ пенсионного органа незаконным, просил суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года обязать назначить пенсию с <...> января 2014 года.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в суде иск не признал, ссылаясь на отсутствие у истца регистрации по месту жительства в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Рассмотрев возникший спор, районный суд постановил указанное выше решение.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области не согласилось с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, согласно которому в удовлетворении заявленного требования отказать. В обоснование поданной жалобы указывается, что постоянное проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом может быть подтверждено только документально, то есть место постоянного проживания определяется на основании отметки о регистрации по месту жительства в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность. Поскольку спорный период проживания истца в <...> с 01.09.1989 по 01.02.1998 не подтвержден регистрацией по месту жительства, право истца на исчисление размера пенсии за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС не возникло.
Приводится довод о том, что суд необоснованно обязал назначить истцу пенсию со дня возникновения права, тогда как такое право у него может возникнуть только с момента вступления решения в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Пунктом 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 данного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется до 01.02.1998 Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р.
Согласно названному Перечню поселок <...> относился к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года.
Как усматривается из материалов дела, в декабре 2013 года <...> Ю.Н. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, ссылаясь на то, что с 26.04.1986 по 01.02.1998 он постоянно проживал в <...>, относящейся к территории радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Письмом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области от 19 декабря 2013 года № <...> истцу было разъяснено, что период 01.09.1989 по 01.02.1998 в расчет для снижения общеустановленного пенсионного возраста не включен, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на загрязненной территории (л.д. 15-16).
Обращаясь в суд с настоящим иском, <...> Ю.Н. ссылался на постоянное проживание по адресу: <...> в период с 08.06.1984 года по настоящее время, что дает ему право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на три года.
Проверяя доводы истца, суд первой инстанции установил, что <...> Ю.Н. в период с 08.06.1984 по 30.08.1989 был зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: <...> (л.д. 13), а 31.08.1989 по настоящее время постоянно проживает без регистрации по адресу: <...> что подтверждается справками Администрации <...> сельского поселения <...> (л.д. 13, 14).
Согласно сведения архивного отдела Управления культуры и архивного дела администрации <...> в похозяйственных книгах <...> за 1986-1990 годы в списке членов семьи значится <...> Ю.Н. (л.д. 40).
Судом установлено, что <...> Ю.Н. с 03.06.1983 года состоит в браке с <...> Н.Н., которая зарегистрирована и проживает с 11.02.1984 по настоящее время по адресу: <...> (л.д. 10-11) и является собственником указанного жилого дома (л.д. 43).
Также в <...> 19.08.1984 у истца родился сын <...>, который с момента рождения и по настоящее время проживает в данном населенном пункте и наблюдается в <...> ЦРБ <...>, что следует из медицинских документов (л.д. 64-104).
Как видно из записей в журнале учета прививок истцу и членам его семьи фельдшерско-акушерским пунктом <...> в 1992, 1994 и 1995 г.г. проводились профилактические прививки по месту жительства (л.д. 51-53).
Факт проживания <...> Ю.Н. в <...> подтверждено также показаниями свидетелей <...> М.Ю., <...> В.Н., <...> А.А., <...> Н.Н., <...> С.Л., <...> В.Н.
Оценив перечисленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, несмотря на наличие регистрации по месту жительства в городе <...> по адресу: <...> истец в период с 31.08.1989 по 01.02.1998 постоянно проживал в <...>, относящейся к территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Установив, что в спорный период истец фактически проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у <...> Ю.Н., возникло право на досрочное назначение пенсии в соответствии с положениями ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования и возложил на ответчика обязанность назначить <...> Ю.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права с <...> января 2014 года.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы об отмене решения ввиду отсутствия регистрации истца по месту жительства в спорный период времени на территории с льготным социально-экономическим статусом являются несостоятельными, поскольку совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, установлен факт постоянного проживания <...> Ю.Н. в период времени с 26.04.1986 по 01.02.1998 в <...>
Довод апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности назначить и производить истцу выплату пенсии с <...>.01.2014, отклоняется судебной коллегией, как основанный на ошибочном толковании статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающей, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, поскольку в апелляционной жалобе их обоснованность не опровергнута.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 24 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Должиков С.С. Дело № 33-874
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2014 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Майоровой Л.В., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Настепанине В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению <...> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 24 февраля 2014 года, которым постановлено исковые требования <...> к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области удовлетворить.
Заслушав доклад судьи Майоровой Л.В., объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области <...> И.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца <...> Ю.Н., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
<...> Ю.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что он в период с 08.06.1984 постоянно проживает в <...>, которая по 01.02.1998 относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
На его обращение в декабре 2013 года ответчиком было отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку его постоянное проживание в период с 01.09.1989 по 01.02.1998 в указанном населенном пункте не подтверждено регистрацией по месту жительства.
Считая данный отказ пенсионного органа незаконным, просил суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года обязать назначить пенсию с <...> января 2014 года.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в суде иск не признал, ссылаясь на отсутствие у истца регистрации по месту жительства в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Рассмотрев возникший спор, районный суд постановил указанное выше решение.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области не согласилось с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, согласно которому в удовлетворении заявленного требования отказать. В обоснование поданной жалобы указывается, что постоянное проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом может быть подтверждено только документально, то есть место постоянного проживания определяется на основании отметки о регистрации по месту жительства в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность. Поскольку спорный период проживания истца в <...> с 01.09.1989 по 01.02.1998 не подтвержден регистрацией по месту жительства, право истца на исчисление размера пенсии за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС не возникло.
Приводится довод о том, что суд необоснованно обязал назначить истцу пенсию со дня возникновения права, тогда как такое право у него может возникнуть только с момента вступления решения в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Пунктом 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 данного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется до 01.02.1998 Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р.
Согласно названному Перечню поселок <...> относился к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года.
Как усматривается из материалов дела, в декабре 2013 года <...> Ю.Н. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, ссылаясь на то, что с 26.04.1986 по 01.02.1998 он постоянно проживал в <...>, относящейся к территории радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Письмом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области от 19 декабря 2013 года № <...> истцу было разъяснено, что период 01.09.1989 по 01.02.1998 в расчет для снижения общеустановленного пенсионного возраста не включен, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на загрязненной территории (л.д. 15-16).
Обращаясь в суд с настоящим иском, <...> Ю.Н. ссылался на постоянное проживание по адресу: <...> в период с 08.06.1984 года по настоящее время, что дает ему право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на три года.
Проверяя доводы истца, суд первой инстанции установил, что <...> Ю.Н. в период с 08.06.1984 по 30.08.1989 был зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: <...> (л.д. 13), а 31.08.1989 по настоящее время постоянно проживает без регистрации по адресу: <...> что подтверждается справками Администрации <...> сельского поселения <...> (л.д. 13, 14).
Согласно сведения архивного отдела Управления культуры и архивного дела администрации <...> в похозяйственных книгах <...> за 1986-1990 годы в списке членов семьи значится <...> Ю.Н. (л.д. 40).
Судом установлено, что <...> Ю.Н. с 03.06.1983 года состоит в браке с <...> Н.Н., которая зарегистрирована и проживает с 11.02.1984 по настоящее время по адресу: <...> (л.д. 10-11) и является собственником указанного жилого дома (л.д. 43).
Также в <...> 19.08.1984 у истца родился сын <...>, который с момента рождения и по настоящее время проживает в данном населенном пункте и наблюдается в <...> ЦРБ <...>, что следует из медицинских документов (л.д. 64-104).
Как видно из записей в журнале учета прививок истцу и членам его семьи фельдшерско-акушерским пунктом <...> в 1992, 1994 и 1995 г.г. проводились профилактические прививки по месту жительства (л.д. 51-53).
Факт проживания <...> Ю.Н. в <...> подтверждено также показаниями свидетелей <...> М.Ю., <...> В.Н., <...> А.А., <...> Н.Н., <...> С.Л., <...> В.Н.
Оценив перечисленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, несмотря на наличие регистрации по месту жительства в городе <...> по адресу: <...> истец в период с 31.08.1989 по 01.02.1998 постоянно проживал в <...>, относящейся к территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Установив, что в спорный период истец фактически проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у <...> Ю.Н., возникло право на досрочное назначение пенсии в соответствии с положениями ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования и возложил на ответчика обязанность назначить <...> Ю.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права с <...> января 2014 года.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы об отмене решения ввиду отсутствия регистрации истца по месту жительства в спорный период времени на территории с льготным социально-экономическим статусом являются несостоятельными, поскольку совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, установлен факт постоянного проживания <...> Ю.Н. в период времени с 26.04.1986 по 01.02.1998 в <...>
Довод апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности назначить и производить истцу выплату пенсии с <...>.01.2014, отклоняется судебной коллегией, как основанный на ошибочном толковании статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающей, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, поскольку в апелляционной жалобе их обоснованность не опровергнута.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 24 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи