Дело № 2а-466/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2018 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием административного истца – Плетнева С.А.,
заинтересованных лиц – ФИО14, ФИО18,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Плетнева Сергея Анатольевича к межведомственной комиссии администрации Сковородинского района о признании акта и заключения межведомственной комиссии недействительными и обязании провести подробный осмотр жилого дома с составлением акта осмотра с указанием процента износа и пригодности проживания,
у с т а н о в и л :
Плетнев С.А. обратился с административным исковым заявлением к межведомственной комиссии администрации Сковородинского района о признании акта и заключения межведомственной комиссии недействительными и обязании провести подробный осмотр жилого дома с составлением акта осмотра с указанием процента износа и пригодности проживания, в обоснование которого указал, что он с женой и двумя несовершеннолетними детьми проживают в восьми квартирном деревянном доме в <адрес> Дом 1915 года постройки. С момента постройки крыша дома не перекрывалась, капитальный ремонт не производился. Квартира очень холодная, из-за протекания крыши в квартире во время дождей все бежит, из-за этого постоянно приходиться ставить емкость под воду. Потолок на кухне и в комнате детей обвис. Балка потолочного перекрытия привязана на проволоку к стропилам, что несет угрозу жизни и здоровью его семьи. Происходит замыкание электропроводки. Неоднократно обращались к домоуправу ФИО4 с просьбой устранить течь крыши, но безрезультатно. 09.07.2018 года обратились в ЖКХ к ФИО5 с просьбой устранить течь кровли над своей квартирой, на что был ответ, что рабочих отправлять не будут, так как опасаются за их жизнь. 13.07.2018 года они обратились с заявлением к и.о. директора МУП «Коммунальные сети» ФИО6 с просьбой устранить течь кровли. В ноябре 2015 года в квартире номер 5 произошло возгорание, пожарные сказали, что их дом списан. Они обратились в администрацию пгт. Ерофей Павлович к ФИО7 с вопросом, когда их дом будут расселять, на что он ответил, что их дома нет в списках Программы «Ветхое, аварийное жилье», списки подавала Сковородинская администрация. Также на сайте по программе по переселению из ветхого и аварийного жилья указана неверная информация о годе постройки дома <адрес>. Они обратились к губернатору Амурской области Козлову А.А с просьбой разобраться, почему их дом не включен в списки. В декабре 2015 года приехали представители из администрации города Сковородино. Их о приезде не известили, дома находилась десятилетняя дочь. Она им рассказала, что пришли мужчина и женщина, сказали, что они из администрации г. Сковородино, посмотрели квартиру и ушли. Вскоре они получили акт и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания. Они не согласились с заключением, т.к. оно составлено формально и не соответствует действительности. Кровля никогда не была покрыта шифером и фундамент не бетонный. Лица, подписавшие акт и заключение при осмотре не присутствовали. Они повторно обратились к губернатору Амурской области Козлову А.А. На этот раз их предупредили, что едет комиссия. Пришли двое мужчин и женщина со Сковородино и из администрации пгт. Ерофей Павлович ФИО23 Выслушав их и осмотрев квартиру, признали, что здесь проживать нельзя, сказали ФИО24 найти им жилье. А так же сказали, что на администрацию пгт Ерофей Павлович отправят новый акт и заключение. Но так до сих пор ничего нет. Они зашли на сайт ЖКХ и узнали, что их дом поставлен на капитальный ремонт на 2041 год, кровля крыши на 2035 год и фундамент на 2036 год. На основании изложенного, просит признать акт и заключение межведомственной комиссии администрации Сковородинского района недействительными, а так же обязать межведомственную комиссию администрации Сковорродинского района провести подробный осмотр жилого дома по <адрес> с составлением акта с указанием процента износа и пригодности проживания в нем.
В судебном заседании административный истец Плетнев С.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду пояснил, что раньше не обжаловал акт и заключение о пригодности их дома к дальнейшему проживанию, так как об этом не знал. Он с женой обращались с жалобами в различные инстанции, но все обращения в электронном виде, представить их не может. Также они с жителями дома <адрес> недавно вновь обратились с заявлением провести акт обследования их жилого дома на пригодность проживания.
Представитель административного ответчика – межведомственной комиссии администрации Сковородинского района в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом. Просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и просившего о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из отзыва административного ответчика следует, что в программе обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы, подпрограмме переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории области, утвержденную постановлению Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 446 "Об утверждении государственной программы Амурской области", стоят жилые помещения признанные аварийными до 2012 года, соответственно даже при признании спорного дома, аварийным в 2015 году, в данной программе его быть не могло. В соответствии с п.42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения,проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения о признании его ветхим или аварийным, либо об отказе в признании таковым. Заявление о признании дома ветхим (аварийным) от истца поступало в 2015 года, в результате чего межведомственной комиссией был осуществлен выезд и вынесено заключение от 28.12.2015 года о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано пригодным для проживания. Указанные в заявлении основания для отнесения дома к аварийному, не являются законными, т.к. описывают необходимость проведения текущего и капитального ремонта квартир находящихся, в данном доме, которые в соответствии со ст.30 ЖК. РФ, относятся к обязанностям собственника жилого помещения. В случае повторного написания заявления, межведомственной комиссией будет проведено обследование и установлено состояние дома на текущее время. В случае несогласия с решением комиссии, для отмены акта и признания дома аварийным, жильцам данного дома необходимо проведение независимой экспертизы. В настоящее время оснований для отмены акта межведомственный комиссии, выдавшей заключение, руководствуясь действующим законодательством, нет. Также просили применить срок исковой давности. На основании изложенного, администрация Сковородинского района просит отказать в требованиях Плетнева С.А. в полном объеме.
Заинтересованные лица ФИО14 и ФИО18 поддерживают административные исковые требования в полном объеме.
Заинтересованные лица – представитель администрации пгт. Ерофей Павлович, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО9, ФИО19 в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Свидетель ФИО10 суду пояснила, что она является супругой административного истца Плетнева С.А., они с детьми проживают в жилом помещении – <адрес> В 2015 года они обращались в межведомственную комиссию с требованием признать их дом аварийным, однако в администрации Сковородинского района им сказали, что у них нет специалистов. Тогда они обратились к Губернатору Амурской области и было проведено обследование их жилого дома. Однако, при этом обследовании никто из жильцов дома не присутствовал, кроме того, не было всех лиц, указанных в акте при осмотре дома. Потом им прислали акт и заключение о пригодности их дома к дальнейшему проживанию. Вместе с тем, жилой дом <адрес> 1915 года постройки, а в акте указано 1935 года постройки, что не соответствует действительности. Тогда они второй раз обратились к Губернатору Амурской области с просьбой провести повторное обследование. Приезжали представители администрации Сковородинского района и администрации п. Ерофей Павлович, но повторного акта обследования им представлено не было. Они не обжаловали акт от 28 декабря 2015 года, так как об этом не знали. В настоящее время они вновь обратились в требованием провести обследование дома на предмет аварийности и непригодности к проживанию.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на основании договора социального найма № от 30 апреля 2010 года было предоставлено Плетневу А.М. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: дочь ФИО11, сын ФИО2, жена сына ФИО10, внучка ФИО25 2005 года рождения, внучка ФИО26, 2009 года рождения.
Также судом установлено, что Плетнев С.А. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, совместно с ним зарегистрированы и проживают: жена Плетнева И.С., дети ФИО30, 2005 года рождения и ФИО31, 2009 года рождения, отец ФИО32., сестра ФИО33., племянница ФИО34, 2014 года рождения, что подтверждается справкой МУП «Коммунальные сети».
Как следует из технического паспорта на жилой дом <адрес> следует, что дом 1915 года постройки.
Согласно акту обследования помещения от 28 декабря 2015 года следует, что по заявлению Плетнева С.А., межведомственной комиссией администрации Сковородинского района было проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе обследования установлено, что здание деревянное, одноэтажное, кровля шиферная, требуется ремонт, фундамент бетонный ростверк, отопление печное, полы деревянные, дверные проемы деревянные, остекление в помещении стеклянные рамы, штукатурка стен, балка перекрытия имеют незначительный прогиб, водоснабжение и канализация отсутствуют, несущая способность основных конструкций соответствует обеспечению прочности и устойчивости здания. Оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований, не проводилась. Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания – провести ремонт перекрытия квартиры <данные изъяты>
На основании заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 28 декабря 2015 года межрайонная комиссия администрации Сковородинского района признала жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пригодным для проживания.
Согласно п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
На основании п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
В соответствии с п. 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно п.34 Положения, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В пункте 42 Положения определено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.(п.43 Положения)
Процедура проведения и оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям определена пунктом 44 Положения.
Как установлено в судебном заседании, обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> проводилось 28 декабря 2015 года межведомственной жилищной комиссии, назначенной постановлением главы Сковородинского района № от 18.11.2014 года. Данное обследование комиссией проводилось визуально, без привлечения независимых специалистов и без применения специальных технических и измерительных средств. При обследовании собственник жилого помещения Плетнев С.А. не присутствовал.
Кроме того, при принятии указанного заключения, комиссией не указано о физическом износе здания, 1915 года постройки, что свидетельствует о том, что данное обстоятельство, имеющее юридическое значение, комиссией не учитывалось.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Аналогичная норма существовала и на момент возникновения спорных правоотношений.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что об имеющемся акте и заключении о пригодности жилого дома <адрес> к проживанию от 28 декабря 2015 года стало известно в декабре 2015 года, что подтверждается надзорным производством по жалобе Плетневой И.С. в Сковородинскую транспортную прокуратуру и пояснениями самого административного истца и заинтересованных лиц.
Доказательств тому, что административный истец объективно был лишен возможности оспорить указанные выше решения соответствующих органов по указанным в административном иске основаниям в установленный законом срок, не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение с указанным административным иском.
Вместе с тем, это не лишает административного истца права вновь обратиться в межведомственную жилищную комиссию с требованием провести обследование жилого дома на предмет пригодности к проживанию и по получении акта и заключения, в случае несогласия с ними, их обжаловать в установленные законом сроки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Требования Плетнева Сергея Анатольевича к межведомственной комиссии администрации Сковородинского района о признании акта и заключения межведомственной комиссии недействительными и обязании провести подробный осмотр жилого дома с составлением акта осмотра с указанием процента износа и пригодности проживания – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 18 октября 2018 года.
Председательствующий судья Н.Б. Федорчук