2-2247/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. В. Устюг 11 ноября 2016 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Шаталова А.В.,
при секретаре Карловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 и ФИО3 к администрации МО «Город Великий Устюг», администрации Великоустюгского муниципального района, администрации ГП Красавино и Правительству Вологодской области о признании права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, и включении в сводный список пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе,
УСТАНОВИЛ :
Истцы ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением к администрации МО «Город Великий Устюг», администрации Великоустюгского муниципального района, администрации ГП Красавино и Правительству Вологодской области о признании права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, и включении в сводный список пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.
В обоснование иска указали, что они зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: .... В период с 11 по 19 апреля 2016 года в г. Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения произошло затопление домовладения по адресу: ..., где истцы постоянно проживают. Вследствие наводнения были затоплены подвал, придомовая территория и хозяйственные постройки. Согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 24 апреля 2016 года принадлежащее им имущество частично уничтожено, а именно была затоплена насосная станция водоснабжения, поломаны сливы канализации. На момент прихода комиссии станцию они из подвала вынесли для осмотра ее специалистом. Комиссия станцию видела, но в акт ее не включила. Они устно обращались в комиссию, но комиссия отказались включить факт о том, что станция была затоплена в акт. Она, ФИО2, обращалась в администрацию Великоустюгского муниципального района по данному факту с устным заявлением о включении её и членов её семьи в списки на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, предоставляла документы, подтверждающие утрату имущества (акт о непригодности к эксплуатации) и 08 августа 2016 года у нее приняли вышеуказанное заявление, но устно предупредили, что ей откажут и комиссия в акт вносить сведения о частичной утрате имущества не будет. Поэтому и просят суд установить факт частичной утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в отношении; признать за ними право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в сумме 50 000 рублей на каждого; обязать администрацию Великоустюгского муниципального района включить их в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Исковые требования истцы ФИО2 и ФИО3,. поддержали в судебном заседании, пояснили что в результате наводнения был затоплен подвал дома в котором находилась насосная станция, вода в подвале стояла 2 дня, потом ушла. Тогда насосную станцию достали из подвала, она была в нерабочем состоянии. Станцию свозили к мастеру, он дал заключение о том, что она неисправна. О том, что станция была затоплена ФИО2 говорила председателю комиссии П.Е. при составлении акта, а также позднее приходила в сельскую администрацию и просила внести испорченную станцию в акт, но там отказали, сказав, что только через суд.
Представители ответчиков - администрации МО «Город Великий Устюг», администрации ГП Красавино, администрации сельского поселения Красавинское в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель администрации Великоустюгского муниципального района Лопатникова Е.С. с иском не согласна поскольку в акте обследования не установлено утраты истцами имущества первой необходимости.
Представитель ответчика - Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела надлежаще извещен.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенный о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Свидетель Е.И. пояснил, что по просьбе ФИО2 демонтировал насосную станцию из подвала ее дома, насосная станция в ходе наводнения была полностью затоплена и не работала.
Свидетель П.Е. пояснила, что была председателем комиссии по обследованию утраченного имущества жильцами сельского поселения, была в доме ФИО2, подвал ее дома был действительно затоплен, но насосную станцию в подвале она не видела, насосная станция была в доме, позднее ФИО2 обращалась и просила указать в акте насосную станцию, но она этого делать не стала.
Свидетель К.А. показал, что является ИП, занимается ремонтом насосных станций, ему для осмотра в г.В-Устюг привезли насосную станцию ФИО2, после осмотра он дал заключение, что она в результате затопления полностью вышла из строя и ремонт ее нецелесообразен, поскольку сопоставим со стоимостью новой насосной станции.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подп. «г», «д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно абз. 2 п. 5 Правил Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В апреле 2016 года в г. Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р. Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений, введена чрезвычайная ситуация.
В зону затопления попал и жилой дом, расположенный по адресу: ..., в котором зарегистрированы и проживают истцы.
Истцы в установленный срок обратились в администрацию с заявлением о включении их в соответствующие списки на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Комиссией было проведено обследование данного жилого дома. Актом обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 22 апреля 2016 года зафиксировано, что в доме по адресу: ... вода затопила дом, приусадебный участок, подвал. Дано заключение комиссии о сумме единовременной материальной помощи в связи 20 000 рублей, из расчета 2-х проживающих (ФИО2 и ФИО3).
Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями N 2-4-87-24-7 от 03.10.2014 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, к имуществу первой необходимости также рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Истцы в судебном заседании пояснили, что вследствие наводнения пострадало их имущество первой необходимости: насосная станция водоснабжения, поэтому считают, что имеют право на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой предметов первой необходимости.
Суд считает, что факт утраты имущества первой необходимости истцов - насосной станции подтвержден в судебном заседании объяснениями истцов, показаниями свидетелей.
Согласно акту от 11 мая 2016 года на дефектовку изделия при осмотре насосной станции марки JMmotorAUJET-80S обнаружены следующие дефекты: вода в гидробаке, окисление электроконтактов в электромоторе насосной станции, по причине попадания в него воды. В результате попадания на электромотор воды произошло короткое замыкание электропроводки в электромоторе. Вследствие чего электромотор вышел из строя. Насосная станция не пригодна к эксплуатации.
Из акта осмотра дома ФИО2 ПАО «Росгосстрах» следует, что в результате наводнения была вышла из строя насосная станция.
Указанное свидетельствует о частичной утрате истцами имущества первой необходимости.
В соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Из содержания приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения сторон, следует, что возникновение права пострадавших граждан на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности, поскольку данная финансовая помощь оказывается пострадавшим гражданам в качестве компенсации за утрату имущества первой необходимости, обязательными условиями для ее выплаты являются постоянное проживание гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что истцы имеют право на получение финансовой помощи, а, следовательно, они должны быть включены в списки граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории г. Великий Устюг Вологодской области в апреле 2016 года.
Учитывая недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Вологодской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу о том, что право истцов на получение материальной и финансовой помощи должно быть реализовано за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Истцы просят обратить решение суда к немедленному исполнению на основании ч.1 ст. 212 ГПК РФ, согласно которой суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Учитывая сокращенный период формирования вышеуказанных списков, суд считает возможным обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Признать за ФИО2, и ФИО3, право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей каждому, всего 100 000 рублей, в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Обязать администрацию Великоустюгского муниципального района включить ФИО2 и ФИО3 в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в размере 50 000 рублей каждому, всего 100 000 рублей, в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в месячный срок.
Судья - А.В. Шаталов