Судья Дьяченко М.Ю. (12-93)
Дело № 7-194/2022 (№ 5-408/2021)
УИД 59RS0018-01-2021-002331-69
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 03 февраля 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Тандер» Луцюка Олега Александровича на постановление судьи Добрянского районного суда Пермского края от 09 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Тандер»,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Добрянского районного суда Пермского края от 09 декабря 2021 г. акционерное общество «Тандер» (далее АО «Тандер») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Луцюк О.А. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование требований жалобы ссылается на допущенные процессуальные нарушения, выразившиеся в составлении протокола неуполномоченным лицом.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель АО «Тандер», защитник Луцюк О.А., извещенные надлежаще, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно статье 19 названного Федерального закона граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Председателя Правительства Пермского края от 14 марта 2020 г. № 5-рпп «О введении для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края режима функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края введен режим функционирования «Повышенная готовность» и установлен региональный уровень реагирования с 00.00 часов 15 марта 2020 г.
В связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» издан Указ губернатора Пермского края от 20 августа 2020 г. № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае».
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 20 августа 2020 г. № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» руководители организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим Указом обязаны: при выполнении работ (оказании услуг) и реализации товаров физическим лицам организовать (обеспечить) использование указанными лицами средств индивидуальной защиты (масок) и социальное дистанцирование при нахождении в торговом объекте или ином месте выполнения работ (оказания услуг). В случае отсутствия у указанных лиц средств индивидуальной защиты (масок) отказывать в допуске на торговые объекты и иные места выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора «О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования» (пункт 12.6); организовать (обеспечить) нахождение в торговых центрах только физических лиц, использующих средства индивидуальной защиты (маски). В случае отсутствия у указанных лиц средств индивидуальной защиты (масок) отказывать им в допуске в торговый центр (пункт 12.8).
Из материалов дела следует, что 01 октября 2021 г. в 16:51 часов АО «Тандер» при осуществлении деятельности в магазине «***» по адресу: **** не отказывало в допуске физическому лицу (допустило пребывание) без средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), не организовало (не обеспечило) нахождение в торговом центре физических лиц, использующих средства индивидуальной защиты (маски).
Ранее, постановлением судьи Добрянского районного суда Пермского края от 03 августа 2021 г., вступившим в законную силу 21 сентября 2021 г. АО «Тандер» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО «Тандер» 29 октября 2021 г. должностным лицом протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и привлечением юридического лица к административной ответственности по указанной норме.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения АО «Тандер» правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами в их совокупности, в том числе протоколом об административном правонарушении от 29 октября 2021 г. № 159, служебной запиской № 265-01-01-69-4004 о выявлении 01 октября 2021 г. обслуживания посетителей в магазине «***» без масок по адресу: ****, фотоматериалами.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия АО «Тандер» правильно квалифицированы по части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса, а также приведенных выше нормативных правовых актов.
Несогласие стороны защиты с изложенными в постановлении выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления не является.
Доводы жалобы о допущенных процессуальных нарушениях, выразившихся в составлении протокола неуполномоченным лицом, являлись предметом оценки судьи районного суда, мотивированные выводы об отклонении изложены в постановлении. Приведенная оценка судьей, соответствует требованиям КоАП РФ, основана на правильном применении положений Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 975-р. Доводы настоящей жалобы, в указанной части, аналогичны заявленным защитником при рассмотрении дела и выводы судьи не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем приведенного нормативного акта.
Как верно указано судьей районного суда в соответствии с пунктом 18 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 975-р утвержден перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ. Пунктом 15 данного перечня руководители созданных при органах местного самоуправления органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их заместители отнесены к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ.
Как следует из системного анализа положений Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», а также ряда подзаконных актов (прежде всего, Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794) такие специально уполномоченные органы могут, как входить в систему органов местного самоуправления и обладать публично-правовым статусом, так и создаваться при органах местного самоуправления и, соответственно, не обладать публично-правовым статусом (подпункт «з» пункта 2 статьи 11, статья 23 Федерального закона № 68-ФЗ).
При этом следует иметь в виду, что органы местного самоуправления как юридические лица являются казенными учреждениями (статья 41 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), в связи с чем отдел гражданской и антитеррористической защиты администрации Добрянского городского округа соответствует определению органа указанного в пункте 15 Перечня, должностные лица которого уполномочены на составление протокола об административном правонарушении.
Постановление судьи соответствует положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО «Тандер» обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, нести всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений в период режима повышенной готовности.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ для юридических лиц, отвечает принципам соразмерности и справедливости. В настоящем случае, учитывая, что указ губернатора Пермского края от 20 августа 2020 г. № 121, положения которого нарушены, издан во избежание угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае, при том, что нарушения допущены при оказании услуг населению (неограниченному кругу лиц), выражаются в несоблюдении мер, направленных на предотвращение угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией «COVID-19», что не исключает возможность распространения опасного для окружающих заболевания, основания для назначения наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ отсутствуют. Исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением ООО «Тандер» не установлены. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении АО «Тандер», допущено не было.
Оснований для изменения, отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление судьи Добрянского районного суда Пермского края от 09 декабря 2021 г. оставить без изменения, жалобу защитника Луцюка Олега Александровича - без удовлетворения.
Судья - (подпись)