Дело № 2 – 213/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Тейково 26 марта 2012 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Блохина А.В.,
при секретаре Гастьковой С.Н.,
с участием представителя истца Тренихина Н.Ю. по доверенности Игнатьева М.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тренихина Н.Ю. к ЮЛ1, ЮЛ2 о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства и признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства,
У С Т А Н О В И Л:
Тренихин Н.Ю. обратился в Тейковский районный суд с иском к ЮЛ1 ЮЛ2 о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства и признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, в котором просит: признать за ним и членом его семьи: ФИО1 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в собственность бесплатно федеральным органом исполнительной власти – ЮЛ3, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; признать незаконным бездействие <данные изъяты> вЮЛ1 по вопросу признания его и члена его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; признать его и члена его семьи по фактическим обстоятельствам дела и в виду отсутствия в законодательстве нормативных правовых актов, определяющих порядок и орган, наделённый такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; обязать ЮЛ2 включить его и члена его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в собственность бесплатно по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В обоснование требований указывает следующее.
Он проходил военную службу по контракту в ЮЛ4 в должности <данные изъяты>. Приказом <данные изъяты> ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ № по личному составу был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, а приказом <данные изъяты> ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ № исключён из списков личного состава воинской части. На момент увольнения общая продолжительность его военной службы составила ДД.ММ.ГГГГ. На время прохождения военной службы по контракту ему и членам его семьи на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес> находящаяся на территории закрытого военного городка, который на основании распоряжения Правительства РФ № ДД.ММ.ГГГГ включён в перечень закрытых военных городков. Порядок обеспечения его и члена его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства до него не доводился. Перед увольнением из рядов ЮЛ3 в запас им на имя <данные изъяты> ЮЛ1 был подан рапорт, в котором он просил уволить его с военной службы в запас по состоянию здоровья и просил предоставить квартиру в <адрес>, указав избранное им после увольнения с военной службы в запас постоянное место жительство. О его желании быть обеспеченным жильем по избранному постоянному месту жительства – <адрес> <данные изъяты> ЮЛ1 знало, но своими действиями ввело его в заблуждение. С учётом проживания на территории закрытого военного городка, отсутствия у него и члена его семьи жилых помещений в собственности или по договору социального найма и избрания им постоянного места жительства <адрес>, считает возможным признание его и члена его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства по договору социального найма.
Представитель Тренихина Н.Ю. по доверенности Игнатьев М.Ю. считает требования доверителя законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении и изложенным в письменном выступлении (л.д. 48-49), указывая, что <данные изъяты> ЮЛ1 не выполнило своих обязанностей по реализации предусмотренного законом права военнослужащего на обеспечение жильём по избранному месту жительства, не довело до Тренихина Н.Ю. порядка обеспечения истца и члена его семьи жилым помещением по избранному месту жительства. Бездействием командованиями воинских частей было нарушено право Тренихина Н.Ю. и члена его семьи на получение жилого помещения по избранному месту жительства, и в настоящее время он не может реализовать данное право как лицо, уволенное с военной службы, хотя и имеет такое право.
Представитель ответчика ЮЛ1 извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в адресованном суду письменном возражении на исковое заявление (л.д. 40-41), просит провести судебное заседание в своё отсутствие, указывая: на непризнание исковых требований Тренихина Н.Ю., считая их необоснованным, ссылаясь на не обращение истца Тренихина Н.Ю. во время прохождения военной службы с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства; на обеспечение истца и члена его семьи в период военной службы жилым помещением для постоянного проживания; на пропуск истцом срока исковой давности, так как заявленные требования возникают из публичных правоотношений и должны рассматриваться в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Представитель ответчика ЮЛ2 извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 22, 28), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил.
Третье лицо Тренихина Н.В. извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в заявлении, представленном в суд, соглашаясь с исковыми заявлением Тренихина Н.Ю., просит рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д. 47).
Выслушав представителя истца Тренихина Н.Ю. по доверенности Игнатьева М.Ю., исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.
Из материалов дела установлено, что истец Тренихин Н.Ю. вместе с членом своей семьи: женой – Тренихиной Н.В., проживают в предоставленной ему на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ по договору № социального найма от ДД.ММ.ГГГГ квартире, жилой площадью <данные изъяты> кв. метров, по адресу: <адрес> (л.д. 8, 9, 44-46), находящейся, согласно распоряжению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, на территории закрытого военного городка (л.д. 43).
Истец Тренихин Н.Ю. обратился ДД.ММ.ГГГГ с рапортом на имя <данные изъяты> ЮЛ1 с просьбой об увольнении с военной службы по состоянию здоровья, в которой также указал просьбу о предоставлении ему квартиры в <адрес> (л.д. 10, 38).
Из представленной в материалах дела копии листа беседы следует, что <данные изъяты> ЮЛ1 с Тренихиным Н.Ю. проведена ДД.ММ.ГГГГ беседа перед увольнением с военной службы по состоянию здоровья, во время которой принято решение о направлении после увольнения на учёт в ЮЛ5, и указывается на его обеспечение жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. 11, 39).
Согласно выписки из приказа <данные изъяты> ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Тренихин Н.Ю., состоящий в распоряжении <данные изъяты> ЮЛ1, бывший <данные изъяты> ЮЛ4, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья (л.д. 12, 36). При этом вышеприведённый приказ содержит указания о календарной выслуге лет Тренихина Н.Ю. в ЮЛ3, которая составляет ДД.ММ.ГГГГ а также о направлении на воинский учёт в ЮЛ5
Приказом <данные изъяты> ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>» Тренихин Н.Ю., <данные изъяты> ЮЛ4, уволенный приказом <данные изъяты> ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ № с военной службы по состоянию здоровья, исключён с ДД.ММ.ГГГГ из списков личного состава ЮЛ4, с направлением для постановки на воинский учёт в ЮЛ5, с календарной выслугой – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, 37), и календарная выслуга лет Тренихина Н.Ю. подтверждается также справкой отдела ЮЛ5 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 14).
Из справки отдела ЮЛ5 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Тренихин Н.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время субсидию на жилищное строительство и покупку жилья после увольнения из ЮЛ3 не оформлял (л.д. 14).
Согласно справке ЮЛ6 от ДД.ММ.ГГГГ № Тренихин Н.Ю. не является участником <данные изъяты> (л.д. 32), а по сообщению ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ: в делопроизводстве ЮЛ1 отсутствую сведения об обращении <данные изъяты> Тренихина Н.Ю. в период прохождения им военной службы в ЮЛ4 и ЮЛ1 к командованию указанных частей с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства (л.д. 33, 34).
Также установлено, что ни истец Тренихин Н.Ю., ни его жена – ФИО1, не являются собственниками жилых помещений, что подтверждается уведомлениями ЮЛ7, об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 16, 18), а также представленной в материалах дела ЮЛ8 справкой о наличии недвижимости на праве собственности в <адрес> (л.д. 19).
Анализируя объяснения представителя истца, оценивая относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений статей 3, 6, 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан, на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ к способам защиты гражданских прав относится признание права.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Из приведённой нормы указанной статьи вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным ст. 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
При этом п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона предусматривает, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населённом пункте Российской Федерации…
Согласно п. 1 ст. 15 названного закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствие с п. 1 ст. 23 указанного закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Как предусматривает п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих, обеспечение жилым помещением указанной категории военнослужащих при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.
Из приведённых выше правовых норм следует, что существует две формы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих при увольнении с военной службы: путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путём предоставления жилых помещений в собственность бесплатно либо по договору социального найма.
При этом п. 14 статьи 15 закона также предусматривается, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ, а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее – Правила). Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Вместе с тем другого порядка обеспечения жильём по избранному постоянному месту жительства, кроме изложенного в Правилах, на сегодняшний день не существует.
Согласно п. 6 указанных Правил, нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в ЮЛ3, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, по состоянию здоровья, а п. 7 Правил среди оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий выделяет: наличие жилой площади в закрытых военных городках и проживание на служебной жилой площади. Все предусмотренные правовые основания, в том числе указанные в ст. 51 Жилищного кодекса РФ, для такого признания в отношении Тренихина Н.Ю. имели место: он уволен по состоянию здоровья, имеет продолжительность военной службы более ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории закрытого военного городка, избрал постоянное место жительство после увольнение вне закрытого военного городка, другого жилья в собственности ни он, ни член его семьи не имеют.
Наряду с указанными Правилами в настоящее время приняты и действуют утверждённые Правительством РФ Постановлением от 29 июня 2011 года № 512 Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, которые предусматривают право военнослужащих-граждан Российской Федерации, уволенных по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, при наличии оснований, предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса РФ, состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях и на основании решения соответствующего уполномоченного органа приобрести жильё по избранному после увольнения месту жительства в собственность бесплатно.
При этом суд не соглашается с доводами ответчика ЮЛ1, содержащимися в возражении на исковое заявление, о том, что, предоставив истцу в период военной службы жилое помещение на территории закрытого военного городка, ЮЛ3 выполнило свои обязательства по обеспечению жильём военнослужащего, уволенного по «льготным основаниям», что исключает предоставление ему жилья по избранному постоянному месту жительства.
Суд считает, что квартира, в которой с ДД.ММ.ГГГГ проживает истец Тренихин Н.Ю. со своей семьёй, предоставленная истцу по договору № социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, с учётом нахождения её на территории закрытого военного городка и невозможности её приватизировать, не может быть признана жильём для постоянного проживания. Этот вывод следует и из абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающим, что на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Указом Президента РФ от 25 ноября 1996 года № 1592 «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству РФ было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с 1 января 1997 года начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, в закрытых военных городках подразумевается наличие только служебного жилого фонда. Предоставление семьям военнослужащих - контрактников жилых помещений осуществляется, по сути, с целью обеспечения жилой площадью на срок действия контракта и не влияет на их права на обеспечение жильём по избранному месту жительства при наличии к тому правовых оснований. При этом при получении жилого помещения по избранному месту жительства занимаемая ими квартира в закрытом военном городке сдаётся ЮЛ3 и включается в разряд служебных. Истец не желал после своего увольнения остаться проживать в <адрес>, а фактически высказал желание проживать в <адрес>.
Также суд считает несостоятельным содержащийся в возражениях на исковое заявление довод ответчика ЮЛ1, что истец не обращался в период прохождения военной службы в жилищную комиссию части с целью признания его нуждающимся в получении жилья в избранном месте жительства, поскольку, истцу в период военной службы было предоставлено жилое помещение на территории закрытого военного городка, и при увольнении Тренихин Н.Ю. высказал намерение проживать вне территории закрытого военного городка, а именно в <адрес> о чём свидетельствует его рапорт на имя <данные изъяты> ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ года с просьбой об увольнении с военной службы по состоянию здоровья, а также содержащий просьбу о предоставлении ему квартиры в <адрес> (л.д. 10, 38).
Позиция ответчика ЮЛ1, не признающего требования Тренихина Н.Ю., является необоснованной и свидетельствует о формальном подходе к разрешению жилищного вопроса военнослужащего, уволенного с военной службе по льготному основанию – по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы более <данные изъяты>
Таким образом, военнослужащий Тренихин Н.Ю., обратившийся при своём увольнении по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы ДД.ММ.ГГГГ к <данные изъяты> ЮЛ1 с соответствующим рапортом, из содержания которого следовало о его намерении проживать после увольнения с военной службы не по месту увольнения, а по избранному им постоянному месту жительства в <адрес>, вправе был рассчитывать на соответствующие последовательные действия командования войсковой части по реализации предоставленных ему жилищных прав. Порядка обеспечения жилыми помещениями по избранному месту жительства сам военнослужащий может и не знать.
Статьи № и № Дисциплинарного Устава <данные изъяты>, утверждённого Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливают, что военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренным законами РФ и настоящим Уставом. Письменные обращения, направляемые военнослужащими должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям. Они несут личную ответственность за своевременное рассмотрением и принятие мер, обязаны рассмотреть полученное обращение и, в случае, если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или выполнения просьбы подавшего обращение.
В соответствие с приказом ЮЛ3 от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, командиры соединений, воинских частей обязаны организовать своевременное проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления…
Данные требования приказа ЮЛ3 и Дисциплинарного Устава в отношении Тренихина Н.Ю. <данные изъяты> ЮЛ1 выполнены не были, несмотря на то, что содержание рапорта об увольнении указывает на его намерение проживать после увольнения вне военного городка и предоставлении квартиры в <адрес>. При этом командованию части было известно о том, что Тренихин Н.Ю. проживает в квартире, хотя и переданной ему и члену его семьи в бессрочное пользование по договору социального найма, но находящейся на территории закрытого военного городка, и фактически являющейся служебной в силу вышеизложенного, и жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен.
Положения п.п. 26, 27, 28, Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ЮЛ3, утверждённой приказом ЮЛ3 от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшей в период увольнения Тренихина Н.Ю., определяли, что для принятия на учёт нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащими подаётся рапорт в порядке подчинённости. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилья на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. В силу приведённых выше положений Инструкции функции командира и жилищной комиссии воинской части по обеспечению военнослужащих жильём сводятся к рассмотрению вопросов о принятии военнослужащих на учёт нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Из установленного указанными Правилами порядка также не следует, что жилищные комиссии войсковых частей не могут признавать нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и имеющих правовые основания для такого признания.
Однако учитывая, что ни в период военной службы, ни при увольнении с военной службы истец Тренихин Н.Ю. не обращался в <данные изъяты> ЮЛ1 по вопросу признания его нуждающейся в получении жилого помещения, либо о направлении документов в соответствующие органы местного управления, суд считает, что не может быть признано незаконным бездействие <данные изъяты> ЮЛ1 по вопросу обеспечения истца и члена его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В тоже время, длительное затягивание решения жилищного вопроса Тренихина Н.Ю. является нарушением его жилищных прав, предоставленных ему федеральным законодательством, поскольку истец в своём рапорте на увольнение высказал намерение о предоставлении ему жилого помещения в <адрес>.
То обстоятельство, что истец Тренихин Н.Ю. при беседах перед увольнением, не высказывал намерений о постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, не являлся участником федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», не может иметь правового значения.
Изложенное даёт суду основания придти к выводу, что не может нарушаться право Тренихина Н.Ю., как гражданина, уволенного с военной службы в запас состоянию здоровья, с общей продолжительностью военной службы ДД.ММ.ГГГГ, на получение жилья по избранному постоянному месту жительства.
Суд отвергает доводы, содержащиеся в возражениях ДД.ММ.ГГГГ на исковые требования, о невозможности рассмотрения заявленных исковых требований ввиду отсутствия спора о праве вследствие наличия публичных правоотношений, а также доводы о пропуске истцом без уважительных причин срока на обращение в суд применительно к производству по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Истец сам выбирает способ защиты нарушенного права, предъявляя иск о признании либо иск о присуждении. Истец может просить не только признания факта существования своего субъективного материального права, но и присуждения ответчика к исполнению лежащих на нем материально-правовых обязанностей. Суд, установив факт нарушения субъективного права, принимает решение в целях защиты и восстановления нарушенного права. Когда для защиты интересов истца недостаточно лишь признания права, необходимо еще и применение мер юридической ответственности путём возложения на ответчика определённых обязанностей и, соответственно, принуждения его к совершению действий в пользу истца.
В настоящее время функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма возложена на уполномоченный орган ЮЛ3 – ЮЛ2 в соответствие с Положением, утверждённым приказом ЮЛ3 от ДД.ММ.ГГГГ №, и соответствующей Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим службу по контракту в ЮЛ3, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом ЮЛ3 от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако положения данной Инструкции распространяются только на действующих военнослужащих.
Учитывая, что право Тренихина Н.Ю. на признание его и члена его семьи нуждающимися в получении жилого помещения за счёт средств ЮЛ3 во время прохождения им военной службы и после увольнения в запас не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать Тренихина Н.Ю. и члена его семьи – Тренихину Н.В., нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес>, поскольку на момент его увольнения с военной службы имелись правовые основания для такого признания: истец уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, имеет продолжительность военной службы более <данные изъяты> проживал и проживает с семьёй на территории закрытого военного городка, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма ни он, ни член его семьи не имеют, избрал постоянное место жительства после увольнения с военной службы вне закрытого военного городка, что соответствует положениям ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Правилам признания нуждающимися от ДД.ММ.ГГГГ №, Правилам учёта от ДД.ММ.ГГГГ №
Учитывая, что согласно указанной выше Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ № единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, ведётся в ЮЛ2 исходя из очерёдности принятия их на учёт, суд считает необходимым обязать ЮЛ2 включить его и члена его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в собственность бесплатно по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Поскольку ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает право Тренихина Н.Ю., как гражданина, уволенного с военной службы, на получение, в том числе в собственность, жилого помещения, то само по себе отсутствие механизма его получения, который должен быть установлен Правительством РФ, не может являться основанием для нарушения права истца на получение жилья.
Порядок предоставления военнослужащим – гражданам жилых помещений в собственность бесплатно определён Правительством РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №: на основании соответствующего решения уполномоченного федерального органа о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, принимаемого в отношении лиц, состоящих в едином реестре нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах исковые требования Тренихина Н.Ю. о признании за ним и членом его семьи – Тренихиной Н.В. права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в собственность бесплатно, признании истца и члена его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес>, и о понуждении ЮЛ2 к поставке его и члена его семьи на учёт в очередь на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», суд находит подлежащими полному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 3, 6, 12, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьёй 12 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тренихина Н.Ю. к ЮЛ1, ЮЛ2 о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства и признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства удовлетворить частично.
Признать за Тренихиным Н.Ю. и членом его семьи: ФИО1 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленными статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать Тренихина Н.Ю. и члена его семьи: ФИО1 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Обязать ЮЛ2 включить Тренихина Н.Ю. и члена его семьи: ФИО1 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в собственность бесплатно по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренного статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Отказать Тренихину Н.Ю. в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия <данные изъяты> ЮЛ1 по вопросу обеспечения Тренихина Н.Ю. и члена его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Блохин А.В.