РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
7 февраля 2022 года г. Завитинск
Судья Завитинского районного суда Амурской области Крамаренко Е.В.,
при секретаре Наумовой М.С.,
с участием:
начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области Гущиной В.О.,
рассмотрев жалобу председателя ликвидационной комиссии администрации города Завитинска Заболотной Н.М на постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области Неженской Л.В. от 27 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – администрации города Завитинска, <***>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области Неженской Л.В. от 27 декабря 2021 года администрация города Завитинска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, 10 января 2022 года председатель ликвидационной комиссии администрации города Завитинска Заболотная Н.М обратилась в суд с жалобой, в обоснование которой указала, что с постановлением по делу об административном правонарушении от 27 декабря 2021 года не согласна. Привлечение администрации к административной ответственности было связано с неисполнением решения Завитинского районного суда Амурской области от 14 июня 2018 года по гражданскому делу №, в рамках которого на администрацию города Завитинска возложена обязанность организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и отчистку сточных вод центральной части города Завитинска в районе улиц <адрес>, исключающее их сброс на рельеф, ручей Восточный и иные водные объекты. Согласно произведенным подсчетам, на исполнение решения суда необходимо наличие денежных средств в объеме 63 885 000 рублей. В бюджете городского поселения на 2021 год таких средств на исполнение решения Завитинского районного суда Амурской области заложено не было, так как бюджет городского поселения «Город Завитинск» является дотационным, и даже без учета указанных расходов на 2021 год бюджет был спрогнозирован с дефицитом 557 900 рублей. Ранее, в 2018-2020 годах, в пределах имеющегося финансирования, по инициативе администрации города Завитинска был разработан пакет технических решений по отчистке хозяйственно-бытовых сточных вод, выполнена топографическая съемка в целях разработки проекта на прокладку магистрального коллектора, была разработана проектно-сметная документация для прокладки канализационного коллектора. С целью получения денежных средств, администрация города Завитинска обращалась в министерство ЖКХ Амурской области, к главе Завитинского муниципального округа и в Совет народных депутатов Завитинского муниципального округа, однако, денежные средства, которые могли бы сделать возможным исполнение решения суда, выделены не были. Сведения о направлении указанных обращений и о поступлении по ним ответов о невозможности выделения денежных средств также предоставлялись в ОСП по Завитинскому району. Таким образом, неисполнение решения суда в установленный постановлением судебного пристава-исполнителя срок связано с объективным отсутствием денежных средств. Администрация города Завитинска со своей стороны приняла все зависящие от нее меры для получения указанных денежных средств, однако, денежные средства в бюджет городского поселения «Город Завитинск» не поступили по независящим от администрации города Завитинска обстоятельствам. Поскольку вина администрации города Завитинска в неисполнении судебного решения в данном случае отсутствует, просит обжалуемое постановление от 27 декабря 2021 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Срок подачи жалобы не пропущен.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу – администрации города Завитинска в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Суд, на основании ст. 30.6 КоАП РФ, определил рассмотреть дело об административном правонарушении при данной явке.
Начальник отдела – старшего судебного пристава ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области Гущина В.О. в судебном заседании возражала относительно доводов жалобы, просила обжалуемое постановление оставить без изменения. Указала, что на момент вынесения обжалуемого постановления требования, указанные в исполнительном документе, должником не исполнены в срок и в полном объеме. Доводы жалобы повторяют обстоятельства, на которые неоднократно указывал должник и которые принимались во внимание в ходе исполнительного производства. Кроме того, согласно информации администрации города Завитинска, поступившей в адрес ОСП по Завитинскому району 4 февраля 2022 года, в настоящее время должником запланированы мероприятия по исполнению решения суда поэтапно в срок до 1 сентября 2022 года и 1 января 2024 года.
Выслушав пояснения начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области Гущиной В.О., изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что принудительное исполнение и непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ч. 1, ч. 2).
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным Федеральным законом.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 14 июня 2018 года Завитинским районным судом Амурской области вынесено решение по гражданскому делу № по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и защиту прав неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Завитинск» Амурской области, которым на администрацию городского поселения «Город Завитинск» Амурской области возложена обязанность организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных вод центральной части города Завитинска в районе улиц <адрес>, исключающее их сброс на рельеф, ручей Восточный и иные водные объекты, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и установлен срок для исполнения решения три года со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Завитинского районного суда Амурской области от 29 июля 2021 заявление администрации города Завитинска о предоставлении отсрочки исполнения решения Завитинского районного суда Амурской области от 14 июня 2018 года оставлено без удовлетворения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Завитинскому району от 16 августа 2021 на основании исполнительного листа ФС №, в отношении должника – администрации города Завитинска возбуждено исполнительное производство №-ИП, согласно которому должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения им копии данного постановления. Постановление о возбуждении исполнительного производства вручено должнику 18 августа 2021 года.
6 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Завитинскому району вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа – до 3 ноября 2021 года. В случае неисполнения требования исполнительного документа представителю должника указано явиться в отделение судебных приставов по Завитинскому району 8 ноября 2021 года.
28 сентября 2021 года должнику вручено предупреждение по ст. 315 УК РФ и отобрано объяснение о неисполнении решения суда.
Определением Завитинского районного суда Амурской области от 15 октября 2021 года уменьшен исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей на ?, то есть до 37 500 рублей.
Определением Завитинского районного суда Амурской области от 8 ноября 2021 года заявление администрации города Завитинска о предоставлении отсрочки исполнения решения Завитинского районного суда Амурской области от 14 июня 2018 года оставлено без удовлетворения.
Должнику вручено требование от 6 декабря 2021 года № об исполнении решения суда с установлением нового срока исполнения – до 20 декабря 2021года.
Требования, указанные в исполнительном документе до настоящего времени не исполнены администрацией города Завитинска.
21 декабря 2021 года в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с неисполнением в установленные сроки решения суда от 14 июня 2018 года.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, подтвержден совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которые оценены врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Порядок привлечения администрации к административной ответственности соблюден, административный материал составлен должностными лицами ОСП по Завитинскому району в пределах их компетенции и в соответствии с действующим законодательством, процессуальных нарушений при составлении процессуальных документов и рассмотрении дела не допущено.
Должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
Доводы жалобы о предпринятых должником мерах, направленных на выполнение требований исполнительного документа не свидетельствуют об отсутствии вины администрации в совершении административного правонарушения, поскольку не могут быть признаны уважительными причинами для неисполнения в течение длительного периода времени вступившего в законную силу судебного решения, а также не свидетельствуют о принятии администрацией всех зависящих от нее мер по исполнению судебного решения и по соблюдению требований судебного пристава-исполнителя.
При этом, сведений о наличии уважительных причин неисполнения судебного решения от 18 июня 2018 года, связанных с чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и иными непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего и полного исполнения требований исполнительного документа, в материалах дела не содержится и заявителем жалобы не представлено.
Указанные заявителем жалобы обстоятельства об отсутствии бюджетного финансирования сами по себе не свидетельствуют о неисполнимости требований решения и не освобождают должника от исполнения обязанностей, возложенных данным судебным актом.
Доказательств того, что юридическим лицом своевременно приняты все зависящие от администрации меры, направленные на исполнение решения суда, с учетом даты принятия судебного решения и длительности периода неисполнения исполнительного документа, материалы дела не содержат.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие в бюджете денежных средств, вопреки утверждениям заявителя, не являются основаниями, исключающими административную ответственность, поскольку возложенные на органы местного самоуправления обязанности, в том числе по организации водоотведения и мероприятий по охране окружающей среды, не ставятся в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий, а безопасность населения и окружающей среды не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования.
Таким образом, вину юридического лица – администрации города Завитинска в совершении вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, суд находит установленной.
Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с учетом требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, а также с учетом всех установленных обстоятельств дела и характера совершенного административного правонарушения и является минимальным.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Завитинскому району от 27 декабря 2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации города Завитинска оставить без изменения, а жалобу председателя ликвидационной комиссии администрации города Завитинска Заболотной Н.М. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Судья Е.В. Крамаренко