Дело №2-7334/2017
Мотивированное решение изготовлено 09.01.2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 26 декабря 2017 года
Кировский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Кочневой В.В., при секретаре судебного заседания Чудовой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архипова Валерия Викторовича к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,
установил:
Архипов В.В. обратился в суд с иском к ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о признании права на досрочное назначение страховой пенсии. В обоснование иска указано, что 29.06.20017 истец обратился с заявлением в ГУ-УПФ РФ в Кировском районе города Екатеринбурга о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика №962710/17 от 06.10.2017 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как у него отсутствует необходимый стаж работы- 12 лет 06 месяцев. Ответчиком не были зачтены в льготный стаж следующие периоды работы: с 05.07.1992 по 09.09.2014- в должности электрогазосварщика в Вагонном депо ст.Петропавловск (ныне Вагонное депо Петропавловск- структурное подразделение Петропавловского отделения- филиал ОАО РЖД), исключен ответчиком на том основании, что документально не подтверждена компетентными органами Республики Казахстан возможность учета указанных периодов при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством Республики Казахстан», в связи с отменой института досрочных пенсий с особыми условиями труда в Республике Казахстан; с 11.11.2016 по 28.06.2017 в должности электрогазосварщика в Вагонном ремонтном депо Свердловск-Сортировочный- обособленное структурное подразделение АО «Вагонная ремонтная компания-1», исключен ответчиком поскольку не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Просит признать решение ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г.Екатеринбурга №962710/17 от 06.10.2017 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 05.07.1992 по 09.09.2014, с 11.11.2016 по 28.06.2017; обязать ответчика назначить пенсию с даты обращения за ее назначением, с 29.06.2017.
В процессе рассмотрения дела истец Архипов В.В. в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования в части включения в специальный стаж периодов работы, просил включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 05.07.1992 по 08.03.1994, с 12.03.1994 по 17.03.1996, с 01.04.1996 по 30.04.1997, с 12.05.1997 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 02.01.2002, с 07.01.2002 по 23.02.2012, с 25.02.2012 по 07.01.2013, с 09.01.2013 по 28.01.2013, с 30.01.2013 по 05.06.2014, с 08.06.2014 по 09.09.2015- в должности электрогазосварщика в Вагонном депо ст.Петропавловск (ныне Вагонное депо Петропавловск- структурное подразделение Петропавловского отделения- филиал ОАО РЖД); с 01.01.2017 по 27.01.2017, с 30.01.2017 по 13.02.2017, с 16.02.2017 по 09.03.2017, с 12.03.2017 по 28.06.2017- электрогазосварщика в Вагонном ремонтном депо Свердловск-Сортировочный- обособленное структурное подразделение АО «Вагонная ремонтная компания-1», в остальной части исковые требования оставлены без изменения.
В судебном заседании истец Архипов В.В. полностью поддержал исковые требования с учетом их уточнений, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г.Екатеринбурга- Доос Ю.И., действующая по доверенности от ***, против исковых требований возражала, суду пояснила, что решение ответчика об отказе в удовлетворении заявления истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости является законным, поскольку у ответчика отсутствует необходимый специальный стаж работы-12 лет 06 месяцев, который при рассмотрении документов составил 06 лет 01 месяц 17 дней. Просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 №11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
-мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случаях, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия назначается им с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 настоящего закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были закреплены в пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч. 3, 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним Законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действующим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 №537, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров ОСФСР и Правительством Российской Федерации.
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что 29.06.20017 истец обратился с заявлением в ГУ-УПФ РФ в Кировском районе города Екатеринбурга о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика №962710/17 от 06.10.2017 Архипову В.В. отказано в назначении досрочной страховой трудовой пенсии по старости, так как у него отсутствует необходимый стаж работы- 12 лет 06 месяцев (стаж на соответствующих видах работ составил 06 лет 01 месяц 17 дней).
Оценивая требование истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы: с 05.07.1992 по 08.03.1994, с 12.03.1994 по 17.03.1996, с 01.04.1996 по 30.04.1997, с 12.05.1997 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 02.01.2002, с 07.01.2002 по 23.02.2012, с 25.02.2012 по 07.01.2013, с 09.01.2013 по 28.01.2013, с 30.01.2013 по 05.06.2014, с 08.06.2014 по 09.09.2015- в должности электрогазосварщика в Вагонном депо ст.Петропавловск (ныне Вагонное депо Петропавловск- структурное подразделение Петропавловского отделения- филиал ОАО РЖД); суд приходит к следующему.
В соответствии с Соглашением стран СНГ от 13.03.1992, принимая во внимание документы, содержащие сведения о трудовом (страховом) стаже и заработке за период до распада СССР (до 01.12.1991), при их надлежащем оформлении, могут быть учтены при установлении пенсии без дополнительного подтверждения компетентным органом государства-участника соглашения, принимая во внимание тот факт, что на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и заработке.
Относительно периодов работы после 01.12.1991 (периоды работы за пределами Российской Федерации), для учета в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, во внимание принимаются документы, в отношении которы проведена соответствующая проверка.
В ответе на запрос ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга №4214/06 от 26.07.2017, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26.09.2017 №04-8769 разъяснило, что в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 №414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда» правом на государственное специальное пособие пользуются работники, предусмотренные в Списке №1 и №2 утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 1999 года №1930, если условия их труда соответствуют условиям, указанным в Списке. В перечне Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда в разделе 33 «Общие профессии» поименованы электросварщики ручной сварки, электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке и газосварщики. Таким образом, право на указанное пособие устанавливается при полном соответствии наименованию профессии, указанной в утвержденных Списках №2 мужчины по достижению 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет на 01.01.1998, из них не менее 12 лет и 6 месяцев на указанных работах /л.д.29-30/.
Таким образом, проанализировав указанный ответ на запрос, компетентными органами Республики Казахстан подтверждено, что в стаж на соответствующих видах работ подлежат включению периоды в должности электросварщика ручной сварки, электросварщика, занятого на резке и ручной сварке и газосварщики.
С 01.01.1998 институт досрочных пенсий в Республике Казахстан ликвидирован, следовательно, периоды после указанной даты не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым включить в стаж истца в календарном исчислении периоды работы: с 05.07.1992 по 08.03.1994, с 12.03.1994 по 17.03.1996, с 01.04.1996 по 30.04.1997, с 12.05.1997 по 31.12.1997- - в должности электрогазосварщика в Вагонном депо ст.Петропавловск (ныне Вагонное депо Петропавловск- структурное подразделение Петропавловского отделения- филиал ОАО РЖД). Во включении в стаж периодов работы с 01.01.1998 по 02.01.2002, с 07.01.2002 по 23.02.2012, с 25.02.2012 по 07.01.2013, с 09.01.2013 по 28.01.2013, с 30.01.2013 по 05.06.2014, с 08.06.2014 по 09.09.2015, суд отказывает.
При оценке требований истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы: с 01.01.2017 по 27.01.2017, с 30.01.2017 по 13.02.2017, с 16.02.2017 по 09.03.2017, с 12.03.2017 по 28.06.2017- электрогазосварщика в Вагонном ремонтном депо Свердловск-Сортировочный- обособленное структурное подразделение АО «Вагонная ремонтная компания-1», суд приходит к следующему.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года №9-П признаны противоречащими Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Конституционным Судом указано на то, что Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.
С учетом вышеизложенного периоды работы с 01.01.2017 по 27.01.2017, с 30.01.2017 по 13.02.2017, с 16.02.2017 по 09.03.2017, с 12.03.2017 по 28.06.2017- электрогазосварщика в Вагонном ремонтном депо Свердловск-Сортировочный- обособленное структурное подразделение АО «Вагонная ремонтная компания-1», подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении.
Таким образом, с учетом принятого к зачету ответчиком стажа и признанного судом, стаж истца на соответствующих видах работ составляет - 12 лет 00 месяцев 07 дней.
Оснований для признания незаконным решения Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Екатеринбурга №734562/17 от 04.09.2017г. в отказе во включение в специальный стаж спорных периодов суд не усматривает, поскольку совокупность документального подтверждения работы истца, ее характере, за спорные периоды, включенные судом в специальный стаж истца, была установлена судом при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с п.1 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за ее назначением, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее.
Таким образом, на момент обращения истца в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Екатеринбурга 29.06.2017 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости у него не возникло право на нее, а потому правовых оснований для ее назначения не имеется.
В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
Уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина в размере 900 рублей, подлежит возврату истцу в заявительном порядке через налоговый орган.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Архипова Валерия Викторовича к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, удовлетворить частично.
Включить Архипову Валерию Викторовичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.2 ч.1. ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы: с 05.07.1992 по 08.03.1994, с 12.03.1994 по 17.03.1996, с 01.04.1996 по 30.04.1997, с 12.05.1997 по 31.12.1997, с 01.01.2017 по 27.01.2017, с 30.01.2017 по 13.02.2017, с 16.02.2017 по 09.03.2017, с 12.03.2017 по 28.06.2017.
В удовлетворении остальной части иска истцу к ответчику, отказать.
Взыскать с ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Екатеринбурга в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.В. Кочнева