Решение
Именем Российской Федерации
г. Жердевка Тамбовской области 03 октября 2017г.
Жердевский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Татарникова Л.А.,
при секретаре Потаповой С.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску представителя Новичковой Раисы Алексеевны по доверенности Шашковой Татьяны Сергеевны к администрации Пичаевского сельсовета Жердевского района Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
установил:
26 марта 2006г. умерла ФИО8 (л.д.8).
С иском в суд обратился представитель Новичковой Раисы Алексеевны по доверенности Шашкова Татьяна Сергеевна к администрации Пичаевского сельсовета Жердевского района Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, указав, что Новичкова Р.А. является наследником по закону имущества принадлежащего её матери ФИО9, умершей 26.03.2006г. Её матери на праве собственности принадлежал земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 4500 кв. метров. Кроме того на данном земельном участке её мамой в 1965 году был построен жилой дом, площадью 24,6 кв. метров, право собственности па который ею в органах государственной регистрации надлежащим образом не было зарегистрировано. В июле 2017 г. она обратилась к нотариусу Жердевского района, и ей было выдано свидетельство о праве па наследство по закону на земельный участок площадью 4500 кв. метров, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, а выдаче свидетельства о праве па наследство на жилой дом, расположенный на данном земельном участке, ей было отказано, так как документов, подтверждающих право собственности на него у матери не имелось. При обращении в органы кадастрового учета и органы технической инвентаризации в выдаче каких-либо документов подтверждающих право собственности на жилой дом, ей также было отказано, по причине отсутствия каких-либо сведений о собственнике жилого дома, в котором проживала умершая мать. 13 июля 2017 года ею было зарегистрировано право собственности на земельный участок, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости. При указанных выше обстоятельствах признать право собственности на данный жилой дом в порядке наследования возможно только в судебном порядке. В настоящее время жилой дом имеет общую площадь 54,2 кв. метров.
Просит суд признать за Новичковой Раисой Алексеевной, право собственности на жилой дом, общей площадью 54,2 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
В судебное заседание истица Новичкова Р.А. и её представитель Шашкова Т.С. не явились, о явке в суд извещены (л.д.37), Шашкова Т.С. представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.40).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие истца и её представителя.
Представитель ответчика по доверенности Родина С.Н. в судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения требований истца.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч. 1 ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Главой 63 ГК РФ установлен порядок наследования по закону.
В силу ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.
Из материалов дела следует, что 26 марта 2006г. умерла ФИО10, наследство после смерти которой приняла её дочь Новичкова Р.А. и получила свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 4500 кв.м. (л.д.8). Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от 13.07.2017г., Новичкова Р.А. является собственником указанного земельного участка. Сведения о собственнике жилого дома, расположенного на данном земельном участке, отсутствуют, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от 05.07.2017г. (л.д.10-11).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истица Новичкова Р.А. приняла часть наследства после смерти мамы, а значит, имеет право на все имущество матери, которое принадлежало ей на день смерти, включая и указанный жилой дом, не смотря на то, что он не зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством.
Других наследников, принявших наследство после смерти ФИО11., в суде не установлено.
Кроме этого, в суде установлено, что после смерти наследодателя Ногтиковой П.Н. к принадлежащему ей жилому дому произведена самовольная пристройка, разрешения на возведение которой не выдавалось.
Из представленной в материалы дела выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от 05.07.2017г. следует, что площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 24,6 кв.м. (л.д.10-11). Согласно технического плана здания от 08.08.2017г., площадь указанного жилого дома в настоящее время составляет 54,2 кв.м. (л.д.12-30).
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из смысла и содержания приведенных норм материального права, право собственности на самовольную постройку может быть признано в судебном порядке за лицом, возведшим эту постройку, при наличии обязательной совокупности нескольких условий: если земельный участок, на котором возведена самовольная постройка, принадлежит лицу на каком-либо вещном праве, если самовольная постройка возведена без существенных нарушений градостроительных, строительных и иных норм и правил, если самовольная постройка не создает угрозу жизни, здоровью граждан и ее сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, зарегистрировано за истицей (л.д.9). В судебном заседании также установлено, что истица Новичкова Р.А. имеет право и на жилой дом, расположенный на указанном земельном участке.
Согласно технического плана здания от 08.08.2017г. (л.д.12-30), площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с осуществлением пристройки к дому, составляет 54,2 кв.м.
Как установлено судом, к жилому дому была произведена самовольная пристройка, в результате чего увеличилась общая площадь жилого дома. Самовольная постройка возведена истцом на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности. Наличие указанной самовольной постройки не нарушает чьих-либо прав и интересов.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель истца Шашкова Т.С. представила суду техническое заключение ООО «Профпроект» (л.д.41-51), согласно выводам которого, основные строительные конструкции дома находятся в работоспособном состоянии, возведенная пристройки соответствует строительным, противопожарным и санитарным нормам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, эксплуатация жилого дома в целом возможна без проведения каких-либо дополнительных мероприятий (л.д.45).
Доказательств того, что возведенная истцом самовольная постройка к жилому дому нарушает права и законные интересы третьих лиц и поэтому не может быть сохранена в существующем виде, в судебном заседании не представлено. Требований о сносе самовольной постройки так же не заявлено.
Ответчик по существу не возражает против удовлетворения иска.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что единственным признаком самовольной постройки к жилому дому <адрес>, возведенной истцом, является отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию, к получению которого истец предпринимал необходимые меры.
В судебном заседании установлено, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, нарушений градостроительных и строительных норм и правил при строительстве допущено не было, что является основанием для удовлетворения исковых требований.
В обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014г.) указано, что пристройка к жилому дому либо квартире не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. В случае возведения пристройки к уже существующему жилому дому, зарегистрированному на праве собственности за гражданином, следует учитывать, что первоначальный объект права собственности при этом изменяется, а самовольная пристройка не является самостоятельным объектом права собственности.
При возведении жилой пристройки увеличивается общая площадь всего жилого дома, следовательно, изменяется объект права собственности, который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью. Новым объектом собственности является жилой дом либо квартира, включающие самовольно возведенные части.
Таким образом, при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади, а не на пристройку к квартире либо дому.
Истец произвел пристройку к жилому дому, собственником которого он является, в результате чего увеличилась общая площадь дома.
Таким образом, самовольная постройка может быть сохранена, а право собственности на жилой дом признано за истцом.
При изложенных обстоятельствах, заявленные истцом требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Признать за Новичковой Раисой Алексеевной право собственности на жилой дом, общей площадью 54,2 кв.м., кадастровый номер №, расположенный на земельном участке площадью 4500 кв.м., кадастровый номер №, по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Жердевский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено 05.10.2017г.
Председательствующий Л.А. Татарников