Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5270/2013 ~ М-4638/2013 от 23.08.2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07.10.2013 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи             Лещенко Л.А.

при секретаре судебного заседания         Тындиковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5270/13 по иску Главы городского округа Самара и Администрации г.о. Самара к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам по Самарской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

    УСТАНОВИЛ:    

Глава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара обратились в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, ссылаясь на то, что решением Ленинского районного суда г. Самары от 10.12.2012 удовлетворены требования прокурора Советского района г. Самары об обязании Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара, Департамента управлением имуществом городского округа Самара предоставить Горощак В.Ю.единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству. Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области Алмазовой О.Н. 22.01.2013 возбуждены исполнительные производства №№ 315/13/45/63, 316/12/45/63 в отношении Администрации городского округа Самара и Главы городского округа Самара. За неисполнение без уважительных причин требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем 17.06.2013 вынесены постановления о взыскании с Главы городского округа Самара и Администрации городского округа Самара исполнительского сбора в размере 5000 руб. Однако, субвенции из областного бюджета, предусмотренные в 2013 году на предоставление социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение жилых помещений в бюджет городского округа Самара не поступили. При указанных обстоятельствах, у Главы и Администрации городского округа Самара отсутствует возможность исполнения требований исполнительного документа о предоставлении взыскателю Горощак В.Ю. единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Полагают, что оснований для применения к Главе городского округа Самара и к Администрации городского округа Самара санкций за неисполнение требований исполнительных документов в форме исполнительского сбора не имеется. Просят освободить Главу г.о. Самара и Администрацию г.о. Самара от уплаты исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области от 17.06.2013 № 24516/13/45/63, 24517/13/45/63.

Впоследствии судом принят к производству уточненный иск Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области от 17.06.2013 № 24516/13/45/63, 24517/13/45/63.

В судебном заседании представитель Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара – Бычкова В.В., действующая по доверенностям от 10.07.2012 № 3-01-02/4588, от 10.07.2012 № 3-01-02/4587, поддержала уточненные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям. Пояснила, что Администрация и Глава г.о. Самара не могли выполнить решение суда по объективным причинам, поскольку субвенции из областного бюджета, предусмотренные в 2013 году на предоставление социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение жилых помещений в бюджет городского округа Самара не поступили.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам по Самарской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области - Алмазова О.Н., действующая по доверенности от 18.01.2013, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в связи с неисполнением решения суда у неё имелись основания для вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора с должников Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара.

Третьи лица, представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары, Горощак В.Ю. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом - судебной повесткой по почте, причину уважительности неявки суду не сообщили.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Самары от 10.12.2012 удовлетворены исковые требования прокурора Советского района г. Самара об обязании Администрации г.о. Самара, Главы г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара предоставить Горощак В.Ю. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г. о. Самара согласно действующему законодательству. Решение суда вступило в законную силу 10.01.2013.

22.01.2013 на основании исполнительного листа № ВС 050592557, выданного Ленинским районным судом г. Самары по гражданскому делу № 2-6006/12, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области Алмазовой О.Н. возбуждены исполнительные производства №№ 315/13/45/63 в отношении Главы г.о. Самара, № 316/13/45/63 в отношении Администрации г.о. Самара. Пунктом 2 постановлений установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

17.06.2013 за неисполнение без уважительных причин требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании с Главы городского округа Самара и Администрации городского округа Самара исполнительского сбора в размере по 5000 руб.

В силу ч. 1-2 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Согласно ч. 3 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации – пяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 6 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 названной статьи Федерального закона, при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательств, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Накладывая на должников Главу городского округа Самара, Администрацию г.о. Самара обязанность по уплате исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель исходил из того, что должники не исполнили исполнительный документ в установленный срок для добровольного исполнения. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не было предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.

Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2009 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 2 Закона от 28.12.2012 № 135-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Как следует из материалов дела, 22.01.2013года Администрация г.о. Самара в лице Департамента семьи, опеки и попечительства обратилась к Заместителю председателя Правительства Самарской области – Министру экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области А.В. Кобенко с письмом № 19-12-05/07 о возврате денежных средств в размере 101 529 764,00 рублей, выделенных в 2012года на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

25.03.2013года Администрация г.о. Самара обратилась к Министру строительства Самарской области А.В. Гришину с письмом № 19-12-05/2613, в котором просила сообщить о сроках поступления в бюджет городского округа Самара денежных средств областного бюджета для исполнения вынесенных в 2012году решений судов в интересах лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из указанного документа усматривается, что в соответствии с дополнительными соглашениями № 3,4 к договору №149 от 21.03.2013 между Администрацией городского округа Самара и министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в декабре 2012 года городскому округу были предоставлены
денежные средства в размере 96 595 224 руб. В целях освоения указанных средств были приняты 68 постановлений Администрации городского округа Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья детям-сиротам. 11.01.2013 года указанные средства, а также ранее выделенные и неизрасходованные остатки средств, в общей сумме 101 529 764 руб. были возвращены в доход бюджета Самарской области. 22.01.2013 Департаментом семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа Самара в адрес министерства экономического развития была направлена заявка на возврат межбюджетных трансфертов. В 2013 году главным распорядителем бюджетных средств по данному направлению определено министерство строительства Самарской области.

29.04.2013г. в Администрацию г.о. Самара поступил ответ из Министерства строительства Самарской области на обращение от 25.03.2013г. № 19-12-05/2613 о сроках поступления в бюджет г.о. Самара денежных средств на исполнение вынесенных в 2012 году решений судов в интересах лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии с Законом Самарской области от 13.12.2012 № 129-ГД «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам по договору найма специализированных жилых помещений установлен лимит в сумме 289,8 млн. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 49,8 млн. руб.), из которых городскому округу Самара предусмотрено 56,8 млн. рублей для улучшения жилищных условий40 детей-сирот. Данные средства, а также средства выделенные и неиспользованные администрацией городского округа Самара в 2012 году, планируется перечислить в бюджет городского округа Самара во 2 квартале 2013 года. Возможность предоставления запрашиваемых субвенций на исполнение решений судов для предоставления детям-сиротам социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений администрации городского округа Самара будет рассмотрена после принятия комиссией по бюджетным проектировкам при Правительстве Самарской области решения о выделении средств областного бюджета.

Как следует из письма Главы г.о. Самара от 08.05.2013, направленного вице-губернатору председателю Правительства Самарской области А.П. Нефедову, Администрация г.о. Самара просит предусмотреть денежные средства для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в сумме 151 995 426 рублей для исполнения вынесенных в 2012 году решений судов в интересах лиц из числа детей-сирот.

Согласно письму Министерства строительства Самарской области от 05.06.2013 № 3/5022 субвенции из областного бюджета, предусмотренные в 2013 году на предоставление социальных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение жилых помещений в бюджет городского округа Самара не поступили.

24.07.2013 Администрация г.о. Самара обращалась с письмом за № 19-12-05/6711 к министру строительства Самарской области об ускорении выделения денежных средств из областного бюджета на исполнение, вынесенных в 2011-2012 гг. решений судов, а так же сообщить конкретные сроки предоставления субвенций.

19.08.2013 Глава г.о. Самара обращался к старшему судебному приставу МОСП по ОИП по Самарской области УФССП по Самарской области Ермакову С.В. с письмом за № 3-01-02/7517, в котором сообщал о не поступлении до настоящего времени денежных средств из областного бюджета г.о. Самара на указанные цели, о направлении в Ленинский районный суд г. Самары заявлений о разъяснении порядка исполнении судебных решений и об отсрочке исполнения решений о предоставлении единовременных социальных выплат на приобретение жилых помещений, а также сообщал о проведенной работе по исполнению судебных актов.

В соответствии с сообщением Департамента финансов г.о. Самара от 10.09.2013г. № 04-02/02-01-12/16-02-01/3322, сводной бюджетной росписью расходов и источников финансирования дефицита бюджета г.о. Самара на 2013г. и на плановый период 2014-2015г. предусмотрены средства областного бюджета на 2013г.: по целевой статье 5052105 «исполнение актов государственных органов по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» по главному распорядителю бюджетных средств Департаменту семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара в сумме 99 436 260,00 рублей. Данные ассигнования предусмотрены в соответствии с договором от 08.08.2013г. № 1729 между Министерством строительства Самарской области и Администрацией г.о. Самара о предоставлении и расходовании в 2013 году межбюджетных трансфертов из областного бюджета на исполнение органами местного самоуправления в Самарской области актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых до 01.01.2013г. По информации администраторов доходов областные средства по договору № 1729 поступили в бюджет городского округа Самара лишь 13.08.2013г.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что в течение установленного судебным приставом исполнителем в постановлениях от 22.01.2013г. 5-дневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении Горощак В.Ю. единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г. Самара было невозможно. Исполнение судебного решения оказалось невозможным вследствие наличия объективных обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе.

Указанная специфика состоит в том, что исполнение большого количества решений суда о предоставлении жилых помещений гражданам носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа государственной власти субъекта.

С учетом изложенного, суд полагает, что Глава городского округа Самара и Администрация г.о. Самара предпринимают достаточные меры для надлежащего исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, судебный пристав на дату вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора не учел уважительность причин неисполнения решений, в связи с чем, имеются основания для освобождения должников Главы городского округа Самара и Администрации г.о. Самара от исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области от 17.06.2013 № 24516/13/45/63, 24517/13/45/63.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Главы городского округа Самара, Администрации г.о. Самара удовлетворить.

Освободить Главу г.о. Самара и Администрацию г.о. Самара от взыскания исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области от 17.06.2013 № 24516/13/45/63, 24517/13/45/63.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.о.Самара в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, с 08.10.2013г.

Мотивированное решение изготовлено 08.10.2013г.

Судья подпись Л.А. Лещенко

2-5270/2013 ~ М-4638/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация городского округа Самара
Ответчики
МОСП по ОИП УФССП РФ по Самарской области
Другие
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Горощак В.Ю.
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Лещенко Л. А.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
23.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2013Передача материалов судье
26.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2013Подготовка дела (собеседование)
11.09.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2013Судебное заседание
08.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее