Дело № 2-105/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года г.Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе:
Председательствующего (судьи): Самсоновой В.О.,
при секретаре: Якименко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Рославльского межрайонного прокурора Смоленской области, действующей в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Рославльский район» Смоленской области, муниципальному бюджетному учреждению «Красниковская средняя школа» Рославльского района Смоленской области о понуждении к совершению действий,
установил:
Заместитель Рославльского межрайонного прокурора Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО «Рославльский район» Смоленской области, муниципальному бюджетному учреждению «Красниковская средняя школа» Рославльского района Смоленской области (далее – МБОУ «Красниковская средняя школа», школа) о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ими проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями Рославльского района Смоленской области законодательства о противодействии террористической деятельности. В нарушение требований законодательства в здании МБОУ «Красниковская средняя школа» отсутствует кнопка тревожной сигнализации для экстренного вызова полиции. Невыполнение требований законодательства о противодействии терроризму может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде вреда жизни и здоровью детей, посещающих учреждение и лиц, работающих в нем. Просит суд обязать ответчиков устранить нарушения законодательства, а именно: возложить на Администрацию МО «Рославльский район» Смоленской области обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить школе денежные средства на оснащение кнопкой экстренного вызова сотрудников полиции – «тревожной кнопкой» и в течение трех месяцев с момента перечисления денежных средств, обязать МБОУ «Красниковская средняя школа» оснастить данное учреждение кнопкой экстренного вызова сотрудников полиции – «тревожной кнопкой».
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчики, надлежащим образом извещенные судом о дате и времени судебного заседания, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Ответчики представили письменные возражения на иск прокурора, в которых не отрицая изложенных прокурором фактов, просили обеспечить возможность Администрации МО «Рославльский район» Смоленской области в срок до 1 июля 2020 года выделить денежные средства на оснащение школы кнопкой экстренного вызова сотрудников полиции – «тревожной кнопкой», а самой школе в срок до 1 сентября 2020 года оснастить данное учреждение кнопкой экстренного вызова сотрудников полиции – «тревожной кнопкой».
В соответствии с нормами ст.167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчиков.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с п.1 и п.7 ст.2 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах, в том числе: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно подп.«д» п.11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Пунктом 7 данной Концепции предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п.29).
В силу п.2 ч.13 ст.30 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п.6.48 «СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожныхсообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Пунктами 2 и 15 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Согласно п.2 ч.6 ст.28 вышеуказанного закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся (ч.7 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 вышеуказанного закона).
Согласно подраздела 3 раздела 3 Федерального закона от 10.04.2000 года №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающимся являются, в том числе: разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся; введение в действие нормативных правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся; создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни.
Согласно п.1.5 устава МБОУ «Красниковская средняя школа» учредителем школыявляется МО «Рославльский район» Смоленской области. Функции и полномочия учредителя в отношении школыосуществляет Администрация МО «Рославльский район» Смоленской области.
Согласно п.6.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;
Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В судебном заседании установлено, что согласно сообщения № 4049 от 05.09.2019г. председателя комитета образования Администрации МО «Рославльский район» Смоленской области, МБОУ «Красниковская средняя школа» не оснащена кнопкой экстренного вызова сотрудников полиции («тревожной кнопкой»).
Таким образом, отсутствие тревожной кнопки для экстренного вызова полиции в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В письменных отзывах ответчики поставили вопрос о возможности возложения на Администрацию МО «Рославльский район» Смоленской области в срок до 1 июля 2020 года обязанность выделить денежные средства на оснащение школы кнопкой экстренного вызова сотрудников полиции – «тревожной кнопкой», а школе в срок до 1 сентября 2020 года оснастить данное учреждение кнопкой экстренного вызова сотрудников полиции – «тревожной кнопкой».
Помощник Рославльского межрайонного прокурора Смоленской области не возражала против установления судом предложенных сроков.
С учетом мнения прокурора, поскольку для исполнения решения суда потребуется время, суд полагает справедливым и разумным в силу ст.206 ГПК РФ установить срок исполнения решения суда Администрацией МО «Рославльский район» Смоленской области обязанность в срок до 1 июля 2020 года, а МБОУ «Красниковская средняя школа» - до 1 сентября 2020 года.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя Рославльского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Рославльский район» Смоленской области, муниципальному бюджетному учреждению «Красниковская средняя школа» Рославльского района Смоленской области о понуждении к совершению действий, удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию МО «Рославльский район» Смоленской области обязанность в срок до 1 июля 2020 года выделить денежные средства на оснащение муниципального бюджетного учреждения «Красниковская средняя школа» Рославльского района Смоленской области кнопкой экстренного вызова сотрудников полиции – «тревожной кнопкой».
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное учреждение «Красниковская средняя школа» Рославльского района Смоленской области в срок до 1 сентября 2020 года оснастить данное учреждение кнопкой экстренного вызова сотрудников полиции – «тревожной кнопкой».
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд Смоленской области в течение одного месяца.
Председательствующий В.О. Самсонова
Мотивированное решение суда изготовлено 17.01.2020г.