Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-711/2017 ~ М-631/2017 от 16.06.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2017 года                                    гор. Сегежа

Сегежский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Петровой С.А.,

при секретаре Шараповой Н.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Скуратова Р.А. к Управлению Роспотребнадзора по Республике Карелия о признании действий (бездействия) незаконным,

установил:

Истец Скуратов Р.А. обратился с иском к Управлению Роспотребнадзора по Республике Карелия по тем основаниям, что в газете «Вездеход» № 13 (431) от 06.04.2017 была опубликована статья «Кто в ответе за качество сегежской воды», из которой следовало, что Управление Роспотребнадзора согласовал ООО «ПКХ «Водоснабжение» отклонения в холодной воде по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды. Были согласованы отступления по таким показаниям, как железо, цветность, окисляемость перманганатная. В конце апреля 2017 г. истец обратился в Управление Роспотребнадзора с заявлением о пояснении данного вопроса и о предоставлении документов. В мае 2017 г. им был получен ответ, из которого следует, что ООО «ПКХ «Водоснабжение» в 2012 г. представило в Управление Роспотребнадзора план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями (далее – план мероприятий). В связи с реализацией данного плана для организации, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиями, при этом снижение качества питьевой воды не допускается. В ответе также было указано, что ухудшение качества воды по органолептическим свойствам происходит систематически из-за водоисточника, водоочистной станции, у которой нет водоподготовки, сильно изношенных сетей, при этом вода не опасна, хоть и неприятна по органолептическим свойствам. В предоставлении документов истцу было отказано. Скуратов Р.А. не согласен с завышением данных норм по холодной воде, в связи с чем, просил признать незаконным действие (бездействие) ответчика по согласованию ООО «ПКХ «Водоснабжение» отклонений от гигиенических нормативов качества питьевой воды по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Сегежского городского поселения, ООО «ПКХ «Водоснабжение».

В судебном заседании истец Скуратов Р.А. не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещён. Его представитель, действующая на основании доверенности Пушкина Е.А., в судебном заседании заявленные требования поддержала. Дополнила, что в согласованном ответчиком плане мероприятий в нарушение закона отсутствовали источники финансирования для реконструкции и реализации программ по ремонту водоочистной системы. Данный план должен был войти в инвестиционную программу, но это выполнено не было.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Роспотребнадзора, действующая на основании доверенности Горид Е.А., исковые требования не признала. Полагала, что согласование плана мероприятий проведено законно, согласованные отклонения не влияют на безопасность воды и инфекционную заболеваемость населения, права истца при согласовании плана не нарушены. Изменение органолептических свойств воды является сезонным фактором. Водоочистные сооружения в гор. Сегеже были введены в эксплуатацию в 1983 г., работают на основании регламента, утверждённого в 1989 г. На этих сооружениях были предусмотрены только механическая очистка и обеззараживание, не было дополнительных степеней коагуляции при водоочистке. В связи с тем, что по проекту отсутствует дополнительная ступень очистки воды, учитывая высокие санитарно-химические показатели исходной воды на Севере, водоочистные сооружения не в состоянии обеспечить органолептические показатели питьевой воды в соответствии с установленными требованиями в течение всего года. С учётом данных обстоятельств Управлением Роспотребнадзора были согласованы только те три санитарно-химических показателя питьевой воды, которые в течение года периодически не соответствуют СанПиН. Также указала, что при согласовании плана мероприятий первоначально создаётся техническое задание, которое в данном случае было создано, затем разрабатывается план мероприятий, который согласовывается с Управлением Роспотребнадзора, после этого в инвестиционную программу вносятся изменения и в неё включается согласованный план мероприятий. Законом не предусмотрено включение в план мероприятий данных об источниках финансирования, Управление Роспотребнадзора их не контролирует.

В судебное заседание заинтересованное лицо администрация Сегежского городского поселения своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Представитель Митянина В.Н. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица. Представила письменные возражения, согласно которым полагала исковые требования не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению. Указала, что приказом Роспотребнадзора от 28.12.2012 № 1204 были утверждены критерии существенного ухудшения качества питьевой и горячей воды, показатели качества питьевой воды, характеризующие её безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требования к частоте отбора проб воды (далее – Критерии). В соответствии данным приказом ресурсоснабжающая организация ООО «ПКХ «Водоснабжение» согласовала с Управлением Роспотребнадзора соответствующие отклонения, о чём сообщила администрации Сегежского городского поселения 15.08.2013.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «ПКХ «Водоснабжение» директор Тихомирова Н.В., полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что отклонения в качестве воды были согласованы по трём органолептическим показателям: железу, цветности и окисляемости, эти показатели не влияют на заболеваемость населения. Данные отклонения были согласованы в соответствии с Критериями, на основании которых допустимо согласовать отклонения по железу до 3 мг/л – фактически согласовано 2,95 мг/л; по цветности до 40 ° - фактически согласовано до 40 °, по окисляемости до 20 мг/л – фактически согласовано до 19,5 мг/л. В форме плана мероприятий отсутствует графа «источники финансирования», поскольку эти источники определяются позже в рамках утверждения инвестиционной программы регулируемым органом. ООО «ПКХ «Водоснабжение» осуществляет регулируемый вид деятельности по предоставлению коммунальных услуг потребителям гор. Сегежа на основании тарифа, установленного Госкомитетом по ценам и тарифам. Инвестиционная программа разрабатывается на срок не менее 3 л., при этом ООО «ПКХ «Водоснабжение» работает по договорам аренды муниципального имущества сроком менее 1 г., в связи с чем, разработка инвестиций не предусматривалась. В обязанности ООО «ПКХ «Водоснабжение» не входит ремонт или реконструкция арендуемого имущества, поэтому инвестиционная составляющая в тариф не включена.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Той же нормой установлено, что санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов её производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Пункты 1, 2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ предусматривают, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

При этом согласно частям 1, 4 - 7, 9 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй и ч. 7 ст. 8 настоящего Федерального закона. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. В случае получения указанного в ч. 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учёта мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трёх месяцев с момента получения технического задания, указанного в ч. 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы. На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определённых таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих её безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.

Таким образом, Федеральным законом № 416-ФЗ, принятым позднее Федерального закона № 52-ФЗ и содержащим специальные нормы о водоснабжении относительно общих правил о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предусмотренных Федеральным законом № 52-ФЗ, допускается несоответствие качества питьевой воды установленным требованиям в пределах, определённых планом мероприятий, подлежащим согласованию с уполномоченным органом, при условии соблюдения требований к безопасности воды.

По общему правилу, при коллизии двух нормативных правовых актов, имеющих равную юридическую силу, применению подлежит нормативный правовой акт, принятый позднее.

В судебном заседании установлено, что 26.07.2013 Управление Роспотребнадзора согласовало для ООО «ПКХ «Водоснабжение» план мероприятий по приведению качества питьевой воды в гор. Сегежа в соответствие с установленными требованиями.

В силу п. 5 положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, органом, уполномоченным согласовывать план мероприятий в порядке ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ, является Роспотребнадзор.

Следовательно, спорный план мероприятий согласован Управлением Роспотребнадзора в пределах своих полномочий. Установленный законом порядок согласования плана соблюден.

В данном плане предусмотрены следующие величины отступлений по органолептическим свойствам питьевой воды, подаваемой ООО «ПКХ «Водоснабжение»: по показателю «цветность» 40 °, по показателю «окисляемость перманганатная» 19,5 мг/л, по показателю «железо» 2,95 мг/л.

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населённых мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).

Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что благоприятные органолептические свойства воды определяются её соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведённым в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.

Пунктом 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется её соответствием нормативам, в том числе по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).

В соответствии с таблицами 2 и 4 указанного СанПиН показатель «цветность» по нормативу должен составлять не более 20 (35) °, показатель «железо» - не более 0,3 мг/л, показатель «окисляемость перманганатная» - не более 5 мг/л.

Вместе с тем, приказом главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2012 № 1204 утверждены Критерии существенного ухудшения качества питьевой и горячей воды, показатели качества питьевой воды, характеризующие её безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требования к частоте отбора проб воды. В соответствии с таблицей 1 данных Критериев изменение показателя «цветность» для питьевой воды допустимо до 40 °, показателя «окисляемость перманганатная» - до 20 мг/л, показателя «железо» - до 3,0 мг/л.

Поскольку приказ № 1204 от 28.12.2012 принят главным государственным санитарным врачом РФ позднее СанПиН 2.1.4.1074-01, то применению подлежит названный приказ, допускающий отступления от норм СанПиН.

Следовательно, отклонения питьевой воды по указанным трём показателям, согласованные Управлением Роспотребнадзора в плане мероприятий для ООО «ПКХ «Водоснабжение», соответствует допустимым критериям.

Таким образом, Федеральный закон № 416-ФЗ и указанный выше приказ № 1204 от 28.12.2012 в совокупности допускают изменение качества питьевой воды в пределах установленных Критериев при условии обеспечения безопасности воды для потребителей.

Согласованный Управлением Роспотребнадзора спорный план мероприятий не нарушает обязательных требований к безопасности питьевой воды, поскольку показатели качества питьевой воды, в отношении которых Управлением Роспотребнадзора согласованы отклонения, не влияют на безопасность питьевой воды для жизни и здоровья населения.

Доводы стороны истца о том, что в плане мероприятий для ООО «ПКХ «Водоснабжение» не были указаны источники финансирования, суд находит подлежащими отклонению в связи со следующим.

В силу ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218, ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, государственного служащего и признания таких действий (бездействия) незаконными является нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, создание препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконное возложение на лицо каких-либо обязанностей.

В соответствии со ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свободы и законных интересов граждан.

Обосновывая свои исковые требования о признании незаконными действий Управления Роспотребнадзора по согласованию плана мероприятий для ООО «ПКХ «Водоснабжение» при отсутствии в данном плане данных об источниках финансирования, а также при невключении данного плана в инвестиционную программу, административный истец в нарушение требований частей 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ не доказал, что данное обстоятельство каким-либо образом нарушает его права, свободы или законные интересы. В судебном заседании таких нарушений не установлено.

С учетом ч. 2 ст. 62, частей 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу о том, что ответчик доказал законность своих действий по согласованию для ООО «ПКХ «Водоснабжение» спорного плана мероприятий, содержащего отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды по её органолептическим свойствам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

исковые требования Скуратова Р.А. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                            С.А. Петрова

Справка:

мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ

изготовлено 02.08.2017.

2а-711/2017 ~ М-631/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Скуратов Роман Александрович
Ответчики
Территориальный отдел Роспотребнадзора по РК в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах
Другие
ООО "ПКХ Водоснабжение"
Администрация Сегежского городского поселения
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Петрова С.А.
Дело на странице суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
16.06.2017Регистрация административного искового заявления
19.06.2017Передача материалов судье
19.06.2017Решение вопроса о принятии к производству
01.07.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2017Судебное заседание
26.07.2017Судебное заседание
28.07.2017Судебное заседание
02.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2017Дело оформлено
13.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее