Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2014 года Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Кривенцовой Н.Н., при секретаре Андреевой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации ... муниципального района Московской области к Репкину Я. О. о признании договоров аренды земельных участков, недействительными, исключении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним,
У С Т А Н О В И Л :
Представитель Администрации ... муниципального района Московской области просит суд признать договор аренды № земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым №50:19:0050212:... от (дата) г., заключенный между Администрацией ... муниципального района Московской области и Репкиным Я.О. недействительным; признать договор аренды № земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым №50:19:0050212:... от (дата) г., заключенный между Администрацией ... муниципального района Московской области и Репкиным Я.О. недействительным; применить последствия недействительной ничтожной сделки и исключить сведения о праве аренды Репкина Я.О. на вышеуказанные земельные участки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним,
мотивируя свою просьбу тем, что в Администрацию ... муниципального района Московской области обратился Репкин Я.О. с заявлениями о предоставлении ему земельных участков в аренду в (адрес). (дата) Администрацией ... муниципального района было вынесено постановление № о предварительном согласовании Репкину Я.О. места размещения магазина и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. Согласно данному постановлению была утверждена схема расположения земельного участка площадью ... кв.м. для размещения магазина. (дата) Администрацией ... муниципального района было вынесено постановление № о предоставлении Репкину Я.О. в аренду земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым №50:19:0050212:..., разрешенное использование – для строительства магазина, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение: (адрес). (дата) между Администрацией ... муниципального района и ответчиком был заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым №50:19:0050212:.... Договор аренды земельного участка был надлежаще зарегистрирован в УФСГРК и К по Московской области (дата) г., запись государственной регистрации №50-50-19/....
(дата) А. Р. муниципального района было вынесено постановление № о предварительном согласовании Репкину Я.О. места размещения магазина и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. Согласно данному постановлению была утверждена схема расположения земельного участка площадью ... кв.м. для размещения магазина. (дата) Администрацией ... муниципального района было вынесено постановление № о предоставлении Репкину Я.О. в аренду земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым №50:19:0050212:..., разрешенное использование – для строительства магазина, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение: (адрес). (дата) между Администрацией ... муниципального района и ответчиком был заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым №50:19:0050212:.... Договор аренды земельного участка был надлежаще зарегистрирован в УФСГРК и К по Московской области (дата) г., запись государственной регистрации №50-50-19/011/....
В целях самоконтроля и согласно поступившего в адрес Администрации ... муниципального района представления ... городского прокурора об устранении нарушений, Администрацией ... муниципального района было вынесено постановление № от (дата) г., в соответствии с которым были отменены постановления № от (дата) г., № от (дата) о предоставлении ответчику в аренду земельных участков. Ссылаясь на ст.ст.30, 31, 70 ЗК РФ, истец обратился в суд с вышеуказанным иском, поскольку публикация в газете «Красное знамя» была (дата) г., а предоставление земельных участков в аренду (дата) г., т.е. в короткие сроки после информирования населения. Однако, по смыслу вышеуказанных норм права следует учитывать, что Земельный кодекс РФ не ограничивает существования указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества.
Представитель истца в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Ответчик Репкин Я.О. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.153 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В соответствии со ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
В соответствии со ст.168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч.2 ст.9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст.60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 года №137-Ф3, органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов принадлежит право на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
По делу установлено, что в Администрацию ... муниципального района Московской области обратился Репкин Я.О. с заявлениями о предоставлении ему земельных участков в аренду в (адрес).
(дата) Администрацией ... муниципального района было вынесено постановление № о предварительном согласовании Репкину Я.О. места размещения магазина на земельном участке площадью ... кв.м. и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. (дата) Администрацией ... муниципального района было вынесено постановление № о предоставлении Репкину Я.О. в аренду земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым №50:19:0050212:..., разрешенное использование – для строительства магазина, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение: (адрес). (дата) между Администрацией ... муниципального района и ответчиком был заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым №50:19:0050212:..., сроком аренды на 49 лет (с (дата) по (дата) г.). Договор аренды земельного участка был надлежаще зарегистрирован в УФСГРК и К по Московской области (дата) г., запись государственной регистрации №50-50-19/....
(дата) Администрацией ... муниципального района было вынесено постановление № о предварительном согласовании Репкину Я.О. места размещения магазина на земельном участке площадью ... кв.м. и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. (дата) Администрацией ... муниципального района было вынесено постановление № о предоставлении Репкину Я.О. в аренду земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым №50:19:0050212:..., разрешенное использование – для строительства магазина, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение: (адрес). (дата) между Администрацией ... муниципального района и ответчиком был заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым №50:19:0050212:..., сроком аренды на 49 лет (с (дата) по (дата) г.). Договор аренды земельного участка был надлежаще зарегистрирован в УФСГРК и К по Московской области (дата) г., запись государственной регистрации №50-50-19/....
В целях самоконтроля и согласно поступившего в адрес Администрации ... муниципального района представления ... городского прокурора об устранении нарушений земельного законодательства, Администрацией ... муниципального района было вынесено постановление № от (дата) г., в соответствии с которым были отменены: постановление № от (дата) о предоставлении Репкину Я.О. в аренду земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым №50:19:0050212:..., разрешенное использование – для строительства магазина, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение: (адрес); а также постановление № от (дата) о предоставлении ответчику в аренду земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым №50:19:0050212:..., разрешенное использование – для строительства магазина, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение: (адрес)
Суд, оценив в совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, все представленные по делу доказательства, считает исковые требования законными и обоснованными в связи со следующим.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что при предоставлении спорных земельных участков не соблюдена установленная действующим законодательством процедура. Земельные участки предоставлены без проведения конкурсных процедур с предварительным согласованием места размещения магазина и утверждением схем расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории. Предоставление ответчику вышеуказанных земельных участков является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Земельные участки для строительства могут быть предоставлены в аренду.
В соответствии с ч.5 ст.30 ЗК РФ, предоставление участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию участка;
3) государственный кадастровый учет участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 ЗК РФ;
4) принятие решения о предоставлении участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном п.4 ст.30 ЗК РФ.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.31 ЗК РФ, каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
На стадии выбора земельного участка орган местного самоуправления, на основании указанного заявления, отвечающему требованиям ч.1 ст.31 ЗК РФ, обеспечивает выбор участка, учитывая при этом данные документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с ч.3 ст.31 ЗК РФ, после определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества (ст.1 ЗК РФ). Таким образом, публичное информирование направлено на защиту интересов населения в целом, а также конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. Именно на этой стадии населением и юридическими лицами могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов (в случае их наличия), это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренном ст.31 ЗК РФ, и в рамках процедуры представления земельных участков для строительства. В такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам ч.4 ст.30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п.11 ст.1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость процедуры предоставления земельного участка конкурентному лицу.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.30 ЗК РФ, проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
В соответствии с ч.8 ст.31 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Законодатель императивно обязал органы местного самоуправления городских поселений публично информировать население о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков.
Публикация в газете «Красное знамя» № от (дата) г. размещена в день вынесения постановлений о предоставлении земельных участков ответчику в аренду, что лишило население (неопределенный круг лиц) возможности обеспечить реализацию принципа участия в решении вопросов местного значения, касающихся прав на землю (ст.1 ЗК РФ, гл.5 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, в силу подп.21 п.4 ст.6 Закона Московской области от 07.06.1996 г. №23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», информационное сообщение, предусмотренное ч.3 ст.31 ЗК, включено в перечень документов, наличие которых является обязательным для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка под строительство. При этом, следует учитывать, что положения ч.3 ст.31 ЗК РФ необходимо применять в системном толковании с положением п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому вышеуказанной специальной нормой предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Таким образом, поскольку указанное положение ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ действовало на момент принятия оспариваемых постановлений и является специальной нормой по отношению к ч.3 ст.31 ЗК РФ, учитывая, что право на оспариваемые земельные участки не разграничено, распоряжение земельным участком и информирование населения о возможном или предстоящем его предоставлении являлось обязанностью администрации ... муниципального района. В связи с этим, лица, круг которых точно установить не представляется возможным, не могли высказать мнение о невозможности (возможности) выделения указанного земельного участка. Предоставление участка с нарушениями требований законодательства затрагивает интересы муниципального образования «... муниципальный район Московской области» в сфере использования земельных участков и распоряжения земельными участками.
Согласно сведениям Администрации ... муниципального района информация о предоставлении спорных земельных участков была опубликована в газете «Красное Знамя» № от (дата) После опубликования сообщения в газете, в отношении земельного участка с кадастровым №50:19:0050212:... поступили заявки от третьих лиц: заявка ООО «...» вх. № от (дата) г.; заявка ООО «...» вх. № от (дата) г.; в отношении земельного участка с кадастровым №50:19:0050212:... также поступили заявки от третьих лиц: заявка ООО «...» вх. № от (дата) г., заявка ООО «...» вх. № от (дата) Таким образом, в ходе судебного заседания было бесспорно установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0050212:..., 50:19:0050212:... были предоставлены в аренду ответчику Репкину Я.О. при наличии поступивших заявок от иных лиц без проведения торгов (конкурсов, аукционов), то есть с нарушением действующего земельного законодательства. Достаточных и бесспорных доказательств обратного в силу требований ст.56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.
С учетом вышеизложенного договора аренды земельных участков являются ничтожным в силу их несоответствия требованиям вышеуказанных норм права. Ничтожный договор (сделка) ничтожен с момента его совершения, не порождает никаких последствий и не требует такого признания судом в силу ст.167 ГК РФ, следовательно, истец, вправе защитить законные интересы неопределенного круга лиц путем использования правового механизма, установленного ст.167 ГК РФ.
Удовлетворяя требования Администрации ... муниципального района Московской области о признании договоров аренды недействительными, суд не усматривает правовых оснований для применения последствий недействительности сделки.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Администрации ... муниципального района Московской области удовлетворить частично.
Признать договор аренды от (дата) № земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым №50:19:0050212:..., разрешенное использование – для строительства магазина, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение: (адрес), заключенный между Администрацией ... муниципального района Московской области и Репкиным Я. О., недействительным.
Признать договор аренды от (дата) № земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым №50:19:0050212:..., разрешенное использование – для строительства магазина, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение: (адрес), заключенный между Администрацией ... муниципального района Московской области и Репкиным Я. О., недействительным.
Прекратить право аренды Репкина Я. О. на земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0050212:..., 50:19:0050212:..., исключить запись о праве аренды Репкина Я. О. на земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0050212:... (запись регистрации № от (дата) г.), 50:19:0050212:... (запись регистрации № от (дата) г.) из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В удовлетворении исковых требований Администрации ... муниципального района Московской области к Репкину Я. О. о применении последствий недействительности ничтожной сделки, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Рузский районный суд.
В окончательной форме решение изготовлено 15 декабря 2014 года.
Судья: Н.Н.Кривенцова