Решение по делу № 3а-105/2020 от 22.01.2020

УИД OS0-87

Дело № 3а-105/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2020 г. г.Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

Судьи                            Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре судебного заседания         Токаревой М.В.,

с участием

прокурора                             Бузанаковой Е.Б.,

представителя административного истца *** – Агапова И.А.,

представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики – Тихомировой К.Ю.,

заинтересованных лиц Батуева С.Н., Акмалетдиновой Г.Р., Киршина С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курочкиной Зульфиры Фаритовны о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 29.11.2018 г. № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в части пункта Перечная на 2019 год.

установил:

постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года №507 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

Данное постановление ДД.ММ.ГГГГ опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.

ДД.ММ.ГГГГ Постановление зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за № .

Пунктом 1 названного постановления утверждён прилагаемый Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 в соответствие со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".

В силу пункта 3 Постановления оно вступает в силу с 1 января 2019 года.

В настоящее время Постановление действует в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно пункту в Перечень на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>.

Объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> представляет собой здание Гостиничного комплекса с многоуровневой автостоянкой.

*** является собственником нежилого помещения общей площадью 429 кв.м, с кадастровым номером , расположенного на 3 этаже данного здания по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. Пушкинская, д.165.

В силу данного обстоятельства административный истец совместно с другими собственниками нежилых помещений в данном здании является сособственником всех мест общего пользования, в том числе: лифтовым холлом, тамбурами, лестницами и лестничными клетками. Доля каждого собственника в общем имуществе (включая площади общего пользования, технические площади, инженерное оборудование) пропорциональна площади нежилых помещений, находящихся в собственности.

*** является собственником общей долевой собственности, доля в праве 271/4356 объекта недвижимости: места общего пользования торгового блока в гостиничном комплексе с многоуровневой автостоянкой, назначение: нежилое, общей площадью 435,6 кв.м, этаж 1,2,3,4,5, номера на поэтажном плане 1:1, 10, I, II, III; 2:10, I, II, III; 3:I, II, III; 4:I, II, III; 5:I, II, III с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Являясь собственником общей долевой собственности, доля в праве 271/4356 вышеназванного объекта недвижимости на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной регистрации права ), *** обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 29.11.2018 г. № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в части пункта Перечная на 2019 год, указывая следующее.

Административный истец полагает, что на дату включения объекта недвижимости с кадастровым номером в соответствующий Перечень у Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики не было доказательств, позволяющих отнести данный объект недвижимости как указано в пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к административно-деловым центрам, торговым центрам либо нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях.

Согласно Выписке из технического паспорта, изготовленного ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Ростехинвентаризация» спорный объект недвижимости не является зданием, строением, сооружением, а также не является - помещением. Фактически объект недвижимости с кадастровым номером является совокупностью площадей мест общего пользования на этажах 1,2,3,4,5,а именно: лифтовой холл – 1, тамбур – 2, лестницы – 5, лестничные клетки – 10, общей площадью 435,6 кв.м.

Административный истец полагает, что указанные площади не являются помещениями и относятся к общему имуществу здания (которое состоит из площадей мест общего пользования, технических площадей, инженерного оборудования), которое в силу действующего законодательства вообще не требует государственной регистрации, поскольку в силу закона изначально принадлежит всем собственникам нежилых помещений, входящим в состав здания.

Кроме того, объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:050700:3554 индивидуализирован в Перечне как «помещение 8 этажа:6», что не соответствует действительности и свидетельствует о недостоверности Перечня.

Административный истец полагает, что в Перечне указан чужой объект недвижимости, поскольку площади спорного объекта расположены в здании, в котором 5 этажей. Ошибочное указание на «помещение 8 этажа:6» стало следствием того, что осмотр спорного объекта недвижимости административным ответчиком и заинтересованным лицом не производился. Косвенно это подтверждается еще и тем, что в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ также ошибочно указана «чужая» доля в праве – 224/1089.

Недостоверные сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером , содержащиеся в пункте Перечня свидетельствуют о порочности нормативного акта, которым данный перечень утвержден, что является самостоятельным основанием для признания недействительным в части Постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ .

*** считает, что оспариваемый ею нормативный правовой акт в части пункта 1080 Перечня нарушает ее законные права и интересы как налогоплательщика и противоречит статье 57 Конституции РФ, так как повышает налоговую нагрузку.

Административный истец ***, будучи извещена о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явилась. Явка *** не была признана судом обязательной.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованные лица Палий Светлана Борисовна, Климова Татьяна Николаевна, Балобанова Гульнара Ильдусовна, Мустафаева Элфида Гейдар Кызы, Чопурова Гиулмаиу Шакир Кызы, Ярунин Алексей Александрович, Григорьева Оксана Григорьевна, Ахидова Ризида Асгатовна, Балобанова Гульнара Ильдусовна, Кытманов Владимир Афанасьевич, представитель Общества с ограниченной ответственностью «Антей», Айчувакова Елена Николаевна, Аглиев Ренат Разифович, Каюмов Ильсур Зинатуллович, Поливаный Николай Валентинович, Мустафаев Сабир Валех Оглы будучи извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

В связи с изложенными обстоятельствами, дело рассмотрено в отсутствие административного истца – ***, и неявившихся заинтересованных лиц в порядке части 5 статьи 213 КАС РФ.

Представитель административного истца *** – Агапов И.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Тихомирова К.Ю. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, указала, что согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект указан как нежилое помещение. Поскольку спорный объект расположен в здании торгового центра, то Правительство Удмуртской Республики правомерно включило объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:050700:3554 в Перечень на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. При этом указала, что осмотр спорного объекта недвижимости не производился, при включении в Перечень Правительство Удмуртской Республики руководствовалось сведениями Управления Росреестра по Удмуртской Республики, полученными в порядке межведомственного взаимодействия.

Заинтересованные лица Батуев С.Н., Акмалетдинова Г.Р., Киршин С.Р. в судебном заседании поддержали требования, заявленные ***, указали, что являются общими долевыми собственниками спорного объекта недвижимости. Места общего пользования состоят из лифтового холла, лестничных клеток, лестниц – не являются нежилым помещением, не предназначены для осуществления торговли, включен в Перечень необоснованно.

Прокурор Бузанакова Е.Б. дала заключение о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об обоснованности заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, в связи со следующим.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту 2 «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела участники процесса не ставили под сомнение компетенцию Правительства Удмуртской Республики на принятие оспариваемого нормативного правового акта.

В связи с чем, суд признаёт, что на основании положений статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 12 и 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики является высшим исполнительным органом государственной власти, который на момент издания Постановления № 507 обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения вышеназванного нормативного правового акта.

Постановление № 507 подписано Председателем Правительства Удмуртской Республики, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций. Следовательно, введено в действие, опубликовано и зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике, в установленном порядке.

В соответствии со статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики о налоге на имущество организаций в УР налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, включённым в Перечень, который утверждён в соответствии с требованиями ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Удмуртской Республики, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

Пунктом в Перечень на 2019 год включен объект недвижимости с кадастровым номером .

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ *** является собственником следующего объекта недвижимости: помещение, назначение: нежилое, общая площадь 429 кв.м, этаж 3, номера на поэтажном плане 1, 1а, 1б, 1в, 6-15, адрес (местонахождение) объекта<адрес>, кадастровый (л.д.22). Названный объект недвижимости с кадастровым номером предметом настоящего спора не является.

При этом, *** как собственнику вышеназванного объекта недвижимости, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ приобретено право общей долевой собственности на объект недвижимости с наименованием: места общего пользования торгового блока в гостиничном комплексе с многоуровневой автостоянкой, назначение: нежилое, общей площадью 435,6 кв.м, этаж 1,2,3,4,5, номера на поэтажном плане 1:1, 10, I, II, III; 2:10, I, II, III; 3:I, II, III; 4:I, II, III; 5:I, II, III с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административному истцу названный объект с кадастровым номером принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве 271/4356) как и следующим сособственникам:

1 – доля в праве 625/4356 ***;

2 – доля в праве 50/4356 Палий Светлана Борисовна;

3 – доля в праве 57/4356 Акмалетдинова Гульсина Раифовна;

4 –доля в праве 36/4356 Климова Татьяна Николаевна;

5 – доля в праве 101/4356 Балобанова Гульнара Ильдусовна;

6 – доля в праве 77/4356 Киршин Сергей Романович;

7 – доля в праве 87/4356 Мустафаева Элфида Гейдар Кызы;

8 – доля в праве 210/4356 Чопурова Гиулмаиа Шакир Кызы;

9 – доля в праве 137/4356 Ярунин Алексей Александрович;

10 – доля в праве 53/4356 Григорьева Оксана Григорьевна;

11 – доля в праве 59/4356 Ахидова Ризидя Асгатовна;

12 – доля в праве 89/4356 Балобанова Гульнара Ильдусовна;

13 – доля в праве 886/4356 Кытманов Владимир Афанасьевич;

14 –доля в праве 776/4356 Общество с ограниченной ответственностью «Антей»;

15 – доля в праве 45/4356 Айчувакова Елена Николаевна;

16 – доля в праве 144/4356 Аглиев Ренат Разифович;

17 – доля в праве 59/4356 Каюмов Ильсур Зинатуллович;

18 – доля в праве 207/4356 Поливаный Николай Валентинович;

19 – доля в праве 342/4356 Саблин Алексей Юрьевич;

20- доля в праве 45/4356 Ходырева Тамара Александровна (л.д.19).

На момент включения спорного объекта в Перечень произведена смена собственников: вместо Саблина Алексея Юрьевича новым собственником общей долевой собственником (доля в праве 342/4356 + 35/4356) стал Мустафаев Сабир Валех Оглы; вместо Ходыревой Тамары Алексеевны новым собственником стал Батуев Сергей Николаевич (доля в праве 5/4356 + 40/4356).

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Проанализировав материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу о неправомерном включении объекта с кадастровым номером 18:26:050700:3554 в Перечень на 2019 год, исходя из следующего.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом;2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Законом Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года № 63-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 года установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Удмуртской Республики.

Согласно статье 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2 части 1);налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики (часть 2).

В пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках от ДД.ММ.ГГГГ содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером – здание, площадью 13 395,7 кв.м, назначение: нежилое здание; наименование: гостиничный комплекс с многоуровневой автостоянкой; количество этажей, в том числе подземных этажей: 6, в том числе подземных 1, адрес: <адрес>, в состав которого входит спорный объект с кадастровым номером (л.д.105-106).

Из Выписки из технического паспорта на часть объекта капитального строительства ФГУП «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» дата обследования:ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный объект с кадастровым номером имеет инвентарный ; вид части: нежилое; наименование части: места общего пользования торгового блока в Гостиничном комплексе с многоуровневой автостоянкой; назначение: вспомогательное; литер А; дата ввода в эксплуатацию: 2005 г.; общая площадь 435,6 кв.м; этажи/подземная этажность: 5/1; этаж расположения: 1,2,3,4,5 (л.д.20).

Из экспликации от ДД.ММ.ГГГГ в отношении спорного объекта следует:

Литер А

1 этаж:

Тамбур - площадь 8,0 кв.м предназначение вспомогательная, торговая;

Лифтовой холл – площадь 22,3 кв.м предназначение вспомогательная, торговая;

Лестничная клетка – площадь 23,2 кв.м предназначение лестничные клетки;

Лестничная клетка – площадь 21,6 кв.м предназначение лестничные клетки;

Лестница – площадь 21,4 кв.м предназначение лестничные клетки.

Итого по 1 этажу: общая площадь 99,7 кв.м, из которой 66,2 кв.м – лестничные клетки, 30,3 кв.м. вспомогательная, торговля.

Литер А

2 этаж:

Тамбур – площадь 3,1 кв.м предназначение вспомогательная, торговля;

Лестничная клетка – площадь 32,8 кв.м предназначение лестничные клетки;

Лестничная клетка – площадь 22,6 кв.м предназначение лестничные клетки;

Лестница – площадь 35,1 кв.м предназначение лестничные клетки.

Итого по 2 этажу: общая площадь 93,6 кв.м, из которой 90,5 кв.м – лестничные клетки, 3,1 кв.м. вспомогательная, торговля.

Литер А

3 этаж:

Лестничная клетка – площадь 26,0 кв.м предназначение лестничные клетки;

Лестничная клетка – площадь 22,6 кв.м предназначение лестничные клетки;

Лестница – площадь 35,1 кв.м предназначение лестничные клетки.

Итого по 3 этажу: общая площадь 83,7 кв.м, из которой 83,7 кв.м – лестничные клетки.

Литер А

4 этаж:

Лестничная клетка – площадь 26,0 кв.м предназначение лестничные клетки;

Лестничная клетка – площадь 22,6 кв.м предназначение лестничные клетки;

Лестница – площадь 35,1 кв.м предназначение лестничные клетки.

Итого по 4 этажу: общая площадь 83,7 кв.м, из которой 83,7 кв.м – лестничные клетки.

Литер А

5 этаж:

Лестничная клетка – площадь 26,0 кв.м предназначение лестничные клетки;

Лестничная клетка – площадь 22,6 кв.м предназначение лестничные клетки;

Лестница – площадь 29,5 кв.м предназначение лестничные клетки.

Итого по 5 этажу: общая площадь 78,1 кв.м, из которой 78,1 кв.м – лестничные клетки.

Всего по литеру А: общая площадь 435,6 кв.м, из которой 402,2 кв.м. – предназначение лестничные клетки, 33,4 кв.м. – предназначение вспомогательная, торговля (л.д.21).

Здание (кадастровый ), в состав которого включен спорный объект недвижимости, расположено на земельном участке площадью 6386+/-28 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предпринимательство (код 4.0) с кадастровым номером по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99).

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий пункта 2 статьи 7).

Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который устанавливает наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.

Согласно положениям названного федерального нормативного правового акта вид разрешенного использования земельного участка предпринимательство (код 4.0) - это размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, содержание данного вида включает в себя 18 самостоятельных видов разрешенного использования земельного участка, в том числе наряду с такими видами как объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2); рынки (код 4.3); магазины (код 4.4); общественное питание (код 4.6), безусловно предусматривающие размещение объектов торговли и общественного питания, деловое управление (4.1); банковская и страховая деятельность (4.5); гостиничное обслуживание (4.7); развлечения (4.8); развлекательные мероприятия (4.8.1); проведение азартных игр (4.8.2); служебные гаражи (4.9); объекты дорожного сервиса (4.9.1); заправка транспортных средств (4.9.1.1); обеспечение дорожного отдыха (4.9.1.2); выставочно-ярмарочная деятельность (4.10), описание которых не предусматривает размещение на земельных участках ни офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, ни объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка предпринимательство (код 4.0) не позволяет сделать однозначный вывод, что он предусматривает размещение объектов, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.

При таком положении спорное помещение не могло быть включено в Перечень ни как самостоятельный вид недвижимого имущества, ни как помещение в составе административно-делового или торгового центра.

Вопреки доводам представителя административного ответчика о том, что из содержания Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ наименование спорного объекта недвижимости указано как «нежилое помещение», суд приходит к следующему.

На момент включения спорного объекта в Перечень, объект поименован как «места общего пользования торгового блока в гостиничном комплексе с многоуровневой автостоянкой».

Согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под помещением понимается часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

Из положений части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Во взаимосвязи изложенных норм следует, что необходимым признаком помещения (как жилого, так и нежилого) является признак изолированности.

Вместе с тем, места общего пользования (лестницы, лестничные клетки, лифтовой холл, тамбур) таким признаком не обладают, что не позволяет их квалифицировать как нежилое помещение.

Указание в Перечне объекта как «помещение 8 этажа 6», не соответствует письменным доказательствам, имеющимся в материалах дела, поскольку спорный объект - места общего пользования с кадастровым номером 18:26:050700:3554 расположен на этажах 1,2,3,4,5, в здании, имеющем 5 этажей. Указанное свидетельствует о недостоверности размещенных в Перечне сведений об объекте недвижимости.

Обсуждая довод о включении спорного объекта недвижимости в Перечень, в связи с наличием зарегистрированного права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суд приходит к следующему.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" даны разъяснения, согласно которым отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ. В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания. При рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (п.2). Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.3). При переходе права собственности на помещение к новому собственнику одновременно переходит и доля в праве общей собственности на общее имущество здания независимо от того, имеется ли в договоре об отчуждении помещения указание на это (п.5).

Места общего пользования торгового блока в гостиничном комплексе с многоуровневой автостоянкой приобрели статус общедолевого имущества; указанные лестничные клетки, лестницы, тамбур, лифтовой холл являются вспомогательными по отношению к другим помещениям в здании, в надлежащем порядке из общей долевой собственности в индивидуальную собственность не передавались, необходимы для постоянного использования и технического обслуживания более одного помещения, к которым необходим постоянный беспрепятственный доступ, предназначены для обслуживания общего имущества.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что *** являясь собственником нежилого помещения площадью 492 кв.м. в здании, аналогичным образом, как и другие собственники иных помещений в этом здании, является сособственником мест общего пользования в силу закона, доля каждого собственника в общем имуществе пропорциональна площади принадлежащего им на праве собственности помещения. При этом сами по себе места общего пользования объектом налогообложения не являются, включение их в Перечень в связи с регистрацией права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по мнению суда, необоснованно.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного помещения в Перечень.

Между тем Правительством Удмуртской Республики относимых и допустимых доказательств, подтверждающих соответствие спорного помещения требованиям статьи 378.2 НК РФ, не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска *** и исключению спорного объекта недвижимости из Перечня объектов недвижимого имущества на 2019 год.

В оспариваемой части нормативный правовой акт в силу положений статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации является не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия Постановления в оспариваемой части требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то это является основанием удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №1-П от 27 января 2004 года.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношение названного ранее объекта недвижимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому оспариваемая часть подлежит признанию с момента принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

С учетом положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца подлежит уплаченная им при подаче административного иска госпошлина в размере 300 рублей (чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ ), так как заявленные ей требования удовлетворены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики

решил:

административное исковое заявление *** удовлетворить.

Признать недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года №507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в части пункта Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, с момента принятия.

Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу *** 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.

Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда составлено 2 июня 2020 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики                 Г.Р. Багаутдинова

3а-105/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор УР
Курочкина Зульфира Фаритовна
Ответчики
Правительство УР
Другие
Ахмалетдинова Гульсина Раифовна
Балобанова Гульнара Ильдусовна
ООО "Антей"
Министерство имущественных отношений УР
Палий Светлана Борисовна
Чопуров Гиулмаиу Шакир Кызы
Айчувакова Елена Николаевна
Ахидова Ризида Асгатовна
Каюмов Ильсур Зинатуллович
Григорьева Оксана Григорьевна
Мустафаев Сабир Валех Оглы
Аглиев Ренат Разифович
Мустафаева Элфид Гейдар Кызы
Киршин Сергей Романович
Управление Росреестра по УР
Климова Татьяна Николаевна
Ярунин Алексей Александрович
Кытманов Владимир Афанасьевич
Батуев Сергей Николаевич
Поливаный Николай Валентинович
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Багаутдинова Гульнара Ришатовна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
22.01.2020Регистрация административного искового заявления
22.01.2020Передача материалов судье
23.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2020Судебное заседание
06.03.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
14.05.2020Производство по делу возобновлено
15.05.2020Судебное заседание
02.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее