РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2019 года Кировский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Андриановой О.Н.,
при секретаре Бузыкиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1658/19 по иску Денисенко В.В к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании недействительным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № №, о признании недействительным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № №, о признании недействительным договора купли – продажи земельного участка, исключении сведений из ЕГРН, прекращении права собственности, погашении записи в ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Денисенко В.В. обратился в суд с иском к Шаховой М.П., Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании недействительными результатов межевания земельного участка, признании сделки недействительной, погашении записи в ЕГРН, о признании незаконным распоряжений Департамента градостроительства г.о. Самара, указав, что Денисенко В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Денисенко В.В. на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Б.М.А и Денисенко В.В., удостоверенный Ш.О.В нотариусом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства г.о. Самара принято распоряжение № № о предварительном согласовании предоставления Еськову Л.Д в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства г.о. Самара принял Распоряжение № № о предоставлении Еськову Л.Д. в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, <адрес> кадастровым номером №. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № принадлежит Шаховой М.П. на основании договора купли-продажи, заключенного с Еськовым Л.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №. При утверждении по заявлению Еськова Л.Д. схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, Департамент оставил без внимания существующий проезд с 7 линии (он полностью вошел в границы вновь образованного земельного участка). В результате полностью отсутствует проезд к земельному участку с кадастровым номером № (собственник Денисенко В.В.). Просит суд признать недействительными результаты межевания относительно земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Признать недействительным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предварительном согласовании предоставления Еськову Л.Д в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Признать недействительным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении Еськову Л.Д. в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.», расположенного по адресу <адрес>, <адрес> с кадастровым номером №. Признать недействительным договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, заключенный между Еськовым Л.Д. и Шаховой М.П. Исключить из Государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В судебное заседание истец не явился, извещен судом надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Долгова С.М. уточнила исковые требования, просит суд признать недействительным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предварительном согласовании предоставления Еськову Л.Д в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, участок б/н. Признать недействительным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении Еськову Л.Д. в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.», расположенного по адресу <адрес>, <адрес> <адрес>, участок б/н с кадастровым номером №. Признать недействительным договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу <адрес>, <адрес> <адрес>, заключенный между Еськовым Л.Д. и Шаховой М.П. Исключить из Государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> право собственности Шаховой М.П. на земельный участок площадью <данные изъяты>.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> под ведение садоводства, номер регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ и погасить запись о правах ответчика в ЕГРП. Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске и уточненном иске. Дополнительно суду пояснила, что основанием для признания недействительным договора купли – продажи земельного участка является то, что участок относится к территории общего пользования, он ограничен в обороте. Факт того, что границы земельного участка истца не уточнены, не является основанием, препятствующим обращению истца в суд за защитой нарушенного права. Наличие смежного участка, через который истец в настоящее время осуществляет проход на свой участок с линии 7, находится в собственности его супруги, а не в совместной собственности. Наличие доступа к участку истца с линии 8, не означает отсутствие у истца права пользования местами общего пользования, которые в настоящее время заняты участком Шаховой. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание ответчик Шахова М.П. не явилась, извещена судом надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
В судебном заседании представитель ответчика Шаховой М.П. по доверенности Чуркин М.Г. заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что границы земельного участка истца не уточнялись, производилось образование нового земельного участка на территории земель, собственность на которые не разграничена. Земельный участок Денисенко не является смежным по отношению к спорному земельному участку, участки не пересекаются. Необходимости в их согласовании нет. По схеме установления границ земельного участка – данное распоряжение не может быть оспорено, это не вопрос о праве, т.к. Департамент градостроительства реализует свои публичные полномочия по образованию земельных участков. Какие права и законные интересы истца нарушаются Департаментом, не указано. Департамент имеет право образовывать земельные участки даже в местах общего пользования. Это действие не подлежит оспариванию в рамках гражданского законодательства, но и не нарушает права истца. Согласно п. 1.12 ст. 1 Градостроительного кодекса «территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)». Истцом не представлено ни одного доказательства, что спорный участок является местом общего пользования. Относительно того, что истец просит признать договор недействительным, пояснив, что это вещь, изъятая из оборота, то указанные сведения в ЕГРН отсутствуют. Земля из оборота не выводилась, и ограничена в обороте не была. Кроме того, к участку истца Денисенко имеется доступ через линию 8. Просит суд отказать в удовлетворении уточненных исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности Нагорная С.С. уточненные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители третьих лиц ООО "Волжские Земли", Администрация г.о. Самара, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
Третье лицо Еськов Л.Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в статье 12 ГК РФ способ защиты либо иной, предусмотренный законом, который бы обеспечил восстановление этих прав.
Выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.
Учитывая, что в данном случае гражданские права и обязанности возникли из акта органа местного самоуправления, спор о признании такого акта недействительным подлежит рассмотрению в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что отражено в разъяснениях пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ).
Согласно ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" главным индивидуализирующим признаком земельного участка являются его границы, которые определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Частью 8 ст. 22 указанного Федерального закона установлено, что местоположение границ земельного участка определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, и направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).
Судом установлено, что Денисенко В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Денисенко В.В. на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Б.М.А и Денисенко В.В., удостоверенный Ш.О.В нотариусом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 данной статьи, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 2).
В соответствии с п. п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, Еськов Л.Д. обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Департамент, рассмотрев указанное заявление, ДД.ММ.ГГГГ принял распоряжение № № «О предварительном согласовании предоставления Еськову Л.Д. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок б/н, для ведения садоводства».
Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный адресу: <адрес>, <адрес>, был поставлен на кадастровый учет.
С ДД.ММ.ГГГГ действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (статьи 1, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с пунктами 3,20 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
При этом при постановке на кадастровый учет земельного участка Еськовым Л.Д. противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами выявлено не было.
На основании заявления Еськова Л.Д. от ДД.ММ.ГГГГ № № в соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О земле», Уставом городского округа <адрес>, постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденным постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, Департаментом было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении Еськову Л.Д. в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 367 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения садоводства».
В рамках Административного регламента получателем муниципальной услуги при предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно, могут быть инвалиды Великой Отечественной войны и ветераны Великой Отечественной войны для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.
Согласно пункту 2.8 Административного регламента для получения муниципальной услуги в части предоставления земельного участка заявитель самостоятельно представляет в уполномоченный орган или в МФЦ следующие документы: заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению, № к Административному регламенту; документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, указанные в графе «Документы, подтверждающие право получателя муниципальной услуги на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок» Таблицы 2 пункта 2.7 Административного регламента; документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Согласно пункту 2.9. Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, документами и информацией, необходимыми в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении иных органов и организаций и запрашиваются уполномоченным органом в органах (организациях), в распоряжении которых они находятся, являются: Выписка из ЕГРН о зарегистрированных правах на здание, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке (в случае если на земельном участке располагаются объекты недвижимости); Выписка из ЕГРН о зарегистрированных правах на земельный участок; сведения о правах на земельный участок (земельные участки), расположенный (расположенные) по адресу, указанному в заявлении, зарегистрированных (оформленных) в период с 1992 по 1998 год; сведения о нахождении земельного участка в федеральной собственности или на ином праве федерального государственного предприятия или федерального государственного учреждения; сведения о нахождении на земельном участке объектов недвижимости, относящихся к объектам гражданской обороны (при наличии на земельном участке объектов недвижимости); сведения об установлении санитарно-защитных зон и их границах; сведения об особо охраняемых природных территориях федерального значения; сведения о согласии на размещение объекта в береговой полосе; сведения об объектах культурного наследия, памятниках истории и культуры, границах зон их охраны; сведения о нахождении испрашиваемого участка в пределах водоохранной зоны, прибрежной защитной и береговой полосы водного объекта; согласование использования земельных участков в пределах береговой полосы в пределах внутренних водных путей с администрациями бассейнов внутренних водных путей; сведения об отнесении испрашиваемого земельного участка к лесным участкам в составе земель лесного фонда или земель иных категорий (при наличии в документах сведений о том, что испрашиваемый земельный участок может являться лесным участком); утвержденный проект планировки территории (если утверждался); утвержденный проект межевания территории (если утверждался); утвержденная документация по планировке территории (если утверждалась); сведения из реестра имущества Самарской области о нахождении земельного участка и (или) объекта, расположенного на таком земельном участке, в собственности Самарской области.
Как следует из отзыва административного ответчика, Департамент градостроительства г.о. Самара в рамках межведомственного взаимодействия запросил указанные документы, из которых усматривается, что земельный участок, который сформирован по заявлению Еськову Л.Д. не обременен правами третьих лиц на момент формирования, что подтверждается следующими документами: сведениями из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; сведениями из Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №; сведениями из АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №; сведениями из Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Департаментом не было установлено законных оснований для отказа в предварительном согласовании и предоставлении земельного участка Еськову Л.Д.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № № приняты уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Сторона истца основывает свои требования на том, что ответчик включил в границы земельного участка проезд, которым пользуется истец, относящийся к местам общего пользования, иного проезда у истца не имеется.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с ДД.ММ.ГГГГ - Федеральный закон "О кадастровой деятельности") земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, при этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
Согласно ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшей на момент проведения оспариваемых кадастровых работ, площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Аналогичные нормы предусмотрены ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, согласно которой местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно ч. 8 ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно ч. 1 ст. 40 вышеуказанного закона результаты согласования местоположения границ оформляются кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Таким образом, акт согласования местоположения границ земельного участка является составной частью межевого плана, который необходим для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка.
Согласно ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в межевом плане должны быть указаны сведения о доступе к образуемому или изменяемому участку. Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона отсутствие доступа является основанием для приостановления и отказа в кадастровом учете земельного участка.
Приведенные нормы указывают на необходимость обеспечения для каждого участка возможности функционирования в соответствии с теми целями, для которых он образован, в том числе, через обеспечение соответствующего доступа для прохода и проезда от участков общего пользования. Не достижение указанной цели при образовании участка препятствует его дальнейшему предоставлению.
Согласно ответа ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области», сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в реестр недвижимости при проведении работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках.
Согласно выписки из ЕГРП, граница земельного участка с кадастровым номером № не установлена в соответствиями требований земельного законодательства.
Согласно ответа ООО «СКС», по адресам: <адрес>, Барбошина Поляна, линия 8, <адрес>, <адрес>, сети канализации и канализационные колодцы, находящиеся в эксплуатации ООО «Самарские коммунальные системы», отсутствуют.
Согласно заключению кадастрового инженера Ш.Л.В, Денисенко В.В. обратился в ООО «СамараГеострой» для подготовки план-схемы расположения земельного участка с кадастровым номером №,расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> для обращения в суд. Это было связано с тем, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Так же местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре). При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок. Согласно выписки из ЕГРН о земельном участке, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Данный земельный участок был приобретен гр. Денисенко В.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в границах, которая отличается от плана 1995 года. Фактическое местоположение границ не соответствует местоположению на плане границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и плана границ б/н. Это связано с тем, что вокруг уточняемого земельного участка находятся земельные участки раннее поставленные на кадастровый учет с кадастровыми номерами 63:01:0208002:790 и 63:01:0208002:235. Был подготовлен план-схема расположения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0208002:995 с учетом всех земельных участков раннее, поставленных на кадастровый учет, согласно кадастрового плана территории № от ДД.ММ.ГГГГ Площадь по документам -519 кв.м., по измерениям-507 кв.м.
Таким образом, границы земельного участка Денисенко В.В. не были определены в установленном законом порядке, в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о границах, в связи с чем спор о границах отсутствует.
Из представленных суду доказательств, следует, что земельный участок истца не является смежным к земельному участку ответчика, земельные участки сторон не пересекаются. Земельный участок Шаховой М.П. образован на территории земель, собственность на которые не разграничена. В данном случае осуществлялась постановка на учет вновь образованного земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу указанной нормы и применительно к спорным правоотношениям, согласования границ с Денисенко В.В. при образовании земельного участка кадастрового номера № не требовалось, поскольку смежные границы определена по сведениям, имеющимся в Едином государственном реестре недвижимости, а с земельный участком с кадастровым номером № смежной границы не имеется.
Таким образом, стороной истца не представлено доказательств того, что Денисенко В.В. относится к лицам, с которыми согласование границ земельного участка является обязательным.
Истцом также не представлено доказательств, что земельный участок истца сформирован и поставлен на кадастровый учет с уточненными границами, что спорные земельные участки являются смежными.
Участок ответчика Шаховой М.П. поставлен на кадастровый учет с уточненными границами. Доводы истца о наложении границ участка ответчика на участок Денисенко В.В. является несостоятельным, доказательств недействительности результатов межевания не представлено. Более того, земельный участок истца поставлен на кадастровый учет без уточнения границ.
Доказательств расположения земельного участка ответчика Шаховой М.П. на территориях общего пользования в материалы дела истцом не представлены. Из представленных суду графических материалов, указанное обстоятельство не усматривается. Споры по границам земельного участка, принадлежащего Шаховой М.П., отсутствуют. К участку Денисенко В.В. доступ может быть осуществлен как с 8 линии, так и с 7 линии, что подтверждается графическими материалами и не оспаривается сторонами.
Истцом заявлены требования о признании недействительным договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>.м. от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу <адрес>, <адрес>, заключенного между Еськовым Л.Д. и Шаховой М.П., исключении из Государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, <адрес>, прекращении права собственности Шаховой М.П. на указанный земельный участок.
Согласно части 1, 2, 3 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и гражданские обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу ч. 1 ст. 8.1 в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Согласно ст. 2 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как было установлено ранее, Еськов Л.Д. обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> Департамент, рассмотрев указанное заявление, ДД.ММ.ГГГГ принял распоряжение № № «О предварительном согласовании предоставления Еськову Л.Д. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок б/н, для ведения садоводства». Земельный участок площадью 367 кв.м., расположенный адресу: <адрес>, <адрес> б/н, был поставлен на кадастровый учет. Департаментом было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении Е.Л.Д в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> б/н, для ведения садоводства».
На основании статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
ДД.ММ.ГГГГ между Еськовым Л.Д. и Шаховой М.П. заключен договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>
Указанный земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м., принадлежит продавцу на праве собственности на основании Распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № №, номер и дата государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ.
Цена договора составила 850 000 (п. 5 договора).
Передача отчуждаемого земельного участка продавцом и принятие его покупателем состоялась до подписания договора. Переданный покупателю земельный участок соответствует описанию (п.6 договора).
ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности Шаховой М.П. по указанному договору купли-продажи.
Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым возникло конкретное право конкретного лица. Оспаривание права понимается как предъявление требований о признании права лицом, обращающимся в суд, так и требование о признании недействительными оснований возникновения права у ответчика, а также использование иных, прямо указанных в законе способов защиты права.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить суду доказательства обоснованности своих требований или возражений.
Разрешая спор по существу, суд приходит к выводу, что истец не представил суду допустимых, достаточных и достоверных доказательств того, что спорный земельный участок предназначен для общего пользования и ограничен в обороте.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что распоряжение № № «О предварительном согласовании предоставления Еськову Л.Д. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, Барбошина поляна, линия 7, <адрес>, участок б/н, для ведения садоводства» и последующее распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении Еськову Л.Д в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Барбошина поляна, линия 7, <адрес>, участок б/н, для ведения садоводства» не нарушает прав и законных интересов Денисенко В.В., поскольку каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка он не имеет, тогда как сделка может быть оспорена лишь лицом, чьи права и законные интересы нарушены сделкой. Отсутствие данного обстоятельства является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Поскольку отсутствуют основания для признания недействительными распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № №, распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № № следовательно, не имеется оснований для признания недействительным договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, заключенный между Еськовым Л.Д. и Шаховой М.П.
Так как сделка по купле-продаже указанного земельного участка соответствует требованиям закона не признана судом не действительной и поэтому может порождать правовые последствия, в том числе по передаче имущества от продавца к покупателю и последующей государственной регистрации этой сделки, то суд признает зарегистрированным право собственности за Шаховой М.П. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> и отсутствие оснований к прекращению указанного права Шаховой М.П.
Кроме того не подлежат удовлетворению требования истца об исключении из Государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу <адрес> как производных от основных, в удовлетворении которых суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Денисенко В.В к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании недействительным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № №, о признании недействительным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № №, о признании недействительным договора купли – продажи земельного участка, исключения сведений из ЕГРН, прекращении права собственности, погашения записи в ЕГРН, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.10.2019 года.
Председательствующий О.Н. Андрианова