Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-145/2020 (2-4919/2019;) от 22.10.2019

Дело № 2-145/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Кармолина Е.А.,

при секретаре Никулиной Е.Н.

23 января 2020 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Волжского Волгоградской области, действующего в интересах ребенка – инвалида К.А.А. к Комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ «Городская детская больница» о понуждении к обеспечению лекарственными препаратами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах ребенка – инвалида К.А.А., обратился в суд с иском к Комитету здравоохранения <адрес>, ГБУЗ «Городская детская больница» о понуждении к обеспечению лекарственными препаратами, в обосновании требований указал, что прокуратурой <адрес> по обращению Ковалевой Е.Ю. в интересах <...> К.А.А. проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан и лекарственном обеспечении. В ходе проверки установлено, что К.А.А., "дата" года рождения, является <...>» <адрес> с диагнозом «<...>» Министерства здравоохранения Российской Федерации от "дата", "дата", "дата", "дата", "дата", "дата", а также рекомендациями аллерголога – пульмонолога ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая больница» от "дата". Лекарственные препараты <...> Распоряжения №...-р. "дата" на заседании Экспертного совета Комитета здравоохранения <адрес> рассмотрен вопрос персонифицированного обеспечения К.А.А. лекарственными препаратами <...> Согласно протоколу заседания Жкспертного совета №... от "дата" Комитету здравоохранения рекомендовано отложить обеспечение К.А.А. до выделения дополнительного финансирования, превышающего собранную потребность региональных льготников <адрес> на 2018 год. "дата" ГБУЗ «Городская детская больница» <адрес> направлены документы в целью рассмотрения на Экспертном совете вопроса о лекарственном обеспечении К.А.А. Однако до настоящего времени указанный вопрос на Экспертном совете при Комитете здравоохранения <адрес> не рассмотрен, соответствующего решения не принято, что нарушает права несовершеннолетней на получение бесплатной медицинской помощи. Таким образом, Комитет здравоохранения <адрес> не выполнил возложенные на него обязанности, не принял мер к защите нарушенных прав пациента, а ГБУЗ «Городская детская больница» <адрес> не обеспечило контроль за надлежащим оформлением рецептов К.А.А. Просят суд, с учетом уточненных исковых требований, обязать Комитет здравоохранения <адрес> организовать обеспечение <...> К.А.А., "дата" года рождения, <...>» обеспечить оформление рецептов К.А.А., "дата" года рождения, на лекарственный препарат «урсодезоксихолевая кислота» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями; обратить решение к немедленному исполнению.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ковалева Е.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором города Волжского Волгоградской области исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика - Комитета здравоохранения <адрес> Ишмаметова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в части требований к Комитету здравоохранения <адрес>.

Представители ответчика - ГБУЗ «Городская детская больница» - Морозова Т.Н. и Цепляев Я.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в части требований к медучреждению, указав, что медучреждение не нарушало прав несовершеннолетней, поскольку не имело оснований для выписки рецептов ввиду отсутствия финансового обеспечения для их выдачи, и ввиду непринятия Экспертным советом соответствующего решения. Выписка соответствующих рецептов до принятия Экспертным советом положительного решения не могла быть обеспечена фактической выдачей лекарственного препарата.

Суд, выслушав истца, соистца Ковалевой Е.Ю., представителя ответчика - Комитета здравоохранения Волгоградской области, представителя ответчика - ГБУЗ «Городская детская больница», исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с п. «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В силу пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от "дата" №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания, в том числе инвалидов.

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от "дата" № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 5 и 12 указанной части; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от "дата" № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Пункт 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ гласит, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" №... утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Федеральная программа).

Из положений раздела V Федеральной программы следует, что финансовое обеспечение закупок лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных муковисцидозом, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" №... «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» группы населения, в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами по медицинским показаниям.

Постановлением <адрес> от "дата" №...-п утвержден Порядок лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях (далее - Порядок).

В соответствии с п. 3 Порядка обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами осуществляется по рецептам на необходимые лекарственные препараты (далее именуются - рецепты) бесплатно и с 50-процентной оплатой стоимости за счет средств бюджета <адрес>.

Согласно п. 4 Порядка необходимые лекарственные препараты предоставляются гражданам бесплатно и с 50-процентной оплатой стоимости в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых гражданам в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при лечении в амбулаторных условиях которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при лечении в амбулаторных условиях которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, за счет средств областного бюджета, включенным в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на соответствующий год (далее именуется - Перечень).

В соответствии с п. 11 Порядка Комитет здравоохранения осуществляет, в частности, следующие функции: проводит мониторинг реализации прав граждан на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, формирует отчетную документацию по организации обеспечения граждан необходимыми лекарственными препаратами; организует информационное взаимодействие с медицинскими организациями, аптечными организациями и организацией, оказывающей услуги хранения, учета, доставки и отпуска необходимых лекарственных препаратов, в целях лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях (далее именуются -логистические услуги); контролирует обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами; организует Экспертный совет по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, утверждает состав и положение об Экспертном совете по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан.

В силу постановления <адрес> от "дата" №... «Об утверждении Положения о комитете здравоохранения <адрес>», комитет здравоохранения <адрес> организует на территории <адрес> в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания (п."дата"); осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению комитета ("дата"); создает в необходимых случаях совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Комитета ("дата").

Согласно п. 2 Постановления администрации <адрес> от "дата" N 290-п "Об утверждении Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях", Комитету здравоохранения <адрес> постановлено организовать лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.

В соответствии с п. 11.9 постановления N 290-п комитет здравоохранения <адрес> организует Экспертный совет по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан (далее - Экспертный совет), порядок деятельности которого определен приказом комитета здравоохранения <адрес> от "дата" N 1489 "Об Экспертном совете по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального и областного бюджетов отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях" (далее - приказ N 1489).

В соответствии с п. 4.4 Положения об Экспертном совете, утвержденного приказом N 1489, на Экспертном совете рассматриваются вопросы об адресном обеспечении бесплатной лекарственной помощью нуждающихся жителей <адрес>, в случае если их обеспечение не представляется возможным в рамках утвержденных перечней лекарственных препаратов для реализации программ по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами за счет средств федерального и областного бюджетов отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.

Исходя из приведенных норм, обеспечение лекарственными препаратами, допускается по решению врачебной комиссии и Экспертного совета.

В соответствии с п. 5.5 Положения об Экспертном совете решения Экспертного совета о персонифицированном обеспечении пациентов принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Экспертного совета по результатам коллегиального обсуждения.

В судебном заседании установлено, что К.А.А., "дата" года рождения, является <...> в ГБУЗ «Городская детская больница» <адрес> с диагнозом «<...>».

По жизненным показаниям ей необходимо получать терапию в виде <...> подтверждается рекомендацией специалистов Российской детской клинической больницы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации от "дата", "дата", "дата", "дата", "дата", "дата", а также рекомендациями аллерголога – пульмонолога ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая больница» от "дата".

Лекарственные препараты «<...> Распоряжения №...-р.

"дата" на заседании Экспертного совета Комитета здравоохранения <адрес> рассмотрен вопрос персонифицированного обеспечения К.А.А. лекарственными препаратами «<...>».

Согласно протоколу заседания Экспертного совета №... от "дата" Комитету здравоохранения рекомендовано отложить обеспечение К.А.А. до выделения дополнительного финансирования, превышающего собранную потребность региональных льготников <адрес> на 2018 год.

"дата" ГБУЗ «Городская детская больница» <адрес> направлены документы с целью рассмотрения на Экспертном совете вопроса о лекарственном обеспечении К.А.А.

Однако до настоящего времени указанный вопрос на Экспертном совете при Комитете здравоохранения <адрес> не рассмотрен, соответствующего решения не принято, что нарушает права несовершеннолетней на получение бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, Комитет здравоохранения <адрес> не выполнил возложенные на него обязанности, не принял мер к защите нарушенных прав пациента, а ГБУЗ «Городская детская больница» <адрес> не обеспечило контроль за надлежащим оформлением рецептов К.А.А.

Принимая во внимание то, что при <...> К.А.А. лекарство, необходимое ей, предоставляется бесплатно за счет средств бюджета <адрес>, то само по себе отсутствие финансирования не свидетельствует об обоснованности отложения рассмотрения данного вопроса, поскольку указанными выше нормами предусмотрено адресное обеспечение бесплатными лекарственными препаратами по конкретным торговым наименованиям при оказании медицинской помощи.

Отложение вопроса по обеспечению <...> закона и суд полагает необходимым возложить на Комитет здравоохранения <адрес> обязанность организовать обеспечение несовершеннолетней К.А.А. лекарственными препаратами - <...>

Прокурор, предъявляя настоящий иск в суд, с учетом характера заболевания К.А.А., просит обратить решение к немедленному исполнению.

В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Суд полагает, что оснований для обращения к немедленному исполнению решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Волжского Волгоградской области, действующего в интересах ребенка – инвалида К.А.А. к Комитету здравоохранения <адрес>, государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская детская больница» о понуждении к обеспечению лекарственными препаратами – удовлетворить.

Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская детская больница» выписывать рецепт К.А.А., "дата" года рождения, на лекарственный препарат <...>

Обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области организовать обеспечение <...> К.А.А., "дата" года рождения, <...>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня его принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Справка: мотивированное решение изготовлено 30 января 2020 года.

Судья:

2-145/2020 (2-4919/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г. Волжского
Ковалева Екатерина Юрьевна
Информация скрыта
Ответчики
ГБУЗ "Городская детская больница"
Комитет здавоохранения Волгоградской области
Другие
Цепляев Ярослав Викторович
Ишмаметова Надежда Николаевна
Морозова Татьяна Николаевна
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Кармолин Евгений Александрович
Дело на странице суда
vol--vol.sudrf.ru
22.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.10.2019Передача материалов судье
28.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2019Подготовка дела (собеседование)
08.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2019Судебное заседание
20.12.2019Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2021Дело оформлено
12.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее