Дело №2а-2520/23
73RS0001-01-2023-002216-27
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе: судьи Бирюковой О.В., при секретаре Матанцевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску непубличного акционерного общества «Первое клиентское бюро» к УФССП России по Ульяновской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Матросову р.т., судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Яниной т.с., о признании бездействия и решения об окончании исполнительного производства незаконными,
УСТАНОВИЛ:
НАО «ПКБ» обратилось в суд с административным иском к УФССП России по Ульяновской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Матросову Р.Т., судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Яниной Т.С., о признании бездействия и решения об окончании исполнительного производства незаконными. В обоснование иска истец указал, что на исполнении в ОСП по ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области находится исполнительное производство №№-ИП, возбужденное 18.01.2023 на основании исполнительного документа №2-2589/2021, выданного судебным участком №2 Ленинского судебного района г.Ульяновска в отношении должника Коротковой Е.В. в пользу взыскателя НАО «ПКБ». 14.04.2023 на ЕПГУ НАО «ПКБ» поступило постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п.4 ч.1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве». Административный истец просит признать незаконными бездействие начальника ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Матросова Р.Т., выразившееся в неосуществлении должного контроля за действиями должностных лиц вверенного ему подразделения, в том числе в части организации делопроизводства, контроля за соблюдением установленных Инструкцией правил документирования документооборота в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах службы; признать незаконным решение судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Яниной Т.С. об окончании исполнительного про изводства на основании п.4 ч.1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве»; признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Яниной Т.С. в части своевременного направления оригинала исполнительного документа и иных процессуальных документов о принятых мерах принудительного исполнения; в части своевременного выхода в адрес должника с целью установления его местонахождения и проверки имущественного положения, а также в целях произвести арест имущества; в части направления запросов и истребования ответов: из Росгвардии, из Росреестра, из ЗАГС, из Гостехнадзора, из Государственной инспекции по маломерным судам, из Государственной службы занятости населения, из федеральных регистрирующих и контролирующих органов а также их территориальных подразделений, находящихся в других субъектах РФ; обязать начальника ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Матросова Р.Т. устранить нарушения норм права и прав взыскателя путем отмены постановления об окончании исполнительного производства и возобновления исполнительного производства; обязать судебного пристава-исполнителя устранить нарушения норм права и прав взыскателя путем установления местонахождения источника получения дохода должника (в том числе пенсионных выплат), направления запросов и истребования ответов из регистрирующих и контролирующих органов, выхода в адрес должника в целях установления имущественного положения должника и произвести арест имущества
В судебном заседании представитель административного истца НАО «ПКБ» не присутствовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области в судебном заседании исковые требования не признала, в целом дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещались.
Суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд пришел к следующему.
Положениями статей 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве гражданину, организации, иным лицам предоставлено право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту также - Закон об исполнительном производстве) исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно п. 2.1. ст. 14, Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 26.04.2023) "Об исполнительном производстве", Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
В п.25. Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023) разъяснено, что днем ознакомления должника с постановлением о возбуждении в отношении его исполнительного производства, направленного судебным приставом-исполнителем посредством системы электронного документооборота, является день входа должника в указанную систему.
В судебном заседании установлено, что на исполнении в ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области находится исполнительное производство №№-ИП, возбужденное 18.01.2023 на основании судебного приказа от 21.07.2021, выданного судебным участком №7 Ленинского судебного района г.Ульяновска, с предметом исполнения: задолженность по кредитным платежам в размере 6381,26 руб., в отношении должника Коротковой Е.В. в пользу взыскателя НАО «ПКБ».
Как следует из искового заявления, материалов исполнительного производства копии процессуальных документов, в том числе: о возбуждении исполнительного производства, об окончании исполнительного производства, вынесенные в форме электронного документа, направлены сторонам в единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Согласно материалам исполнительного производства №178702/22/73040-ИП, судебным приставом-исполнителем направлялись запросы в регистрирующие и контролирующие органы, проведена проверка баз данных и информационных ресурсов организаций и ведомств.
В рамках исполнительного производства приставом выносились постановления об обращении взыскания на денежные средства должника в ПАО Сбербанк, ООО ХКФ Банк, и др, денежные средства не поступали.
Судебным приставом – исполнителем проверены электронные базы данных маломерных судов, ГосТехНадзора, РосТехНадзора, ГосАвтоНадзора, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, КУГИ, ОГПН, БТИ, Службы занятости, ЗАГС.
Согласно акту о совершении исполнительных действий, судебным приставом 03.04.2023 осуществлялся выход по месту жительства должника, в ходе выхода установлено, что должник по месту регистрации не проживает.
Предпринятыми мерами имущество не установлено.
Согласно п.4 ч.1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 26.04.2023) "Об исполнительном производстве", взыскатель извещается о невозможности взыскания по исполнительному документу, по которому взыскание не производилось или произведено частично, путем направления постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа в том числе, в случае если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
14.04.2023 в соответствии с указанным п.4 ч.1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебным приставом вынесено Постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, которое направлено истцу посредством ЛК ЕПГУ 14.04.2023, что подтверждается, в том числе доводами истца в исковом заявлении.
03.05.2023 Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Матросова Р.Т. отменено постановление об окончании исполнительного производства, исполнительное производство возобновлено, в связи с чем, указанное требование истца об отмене постановления и возобновлении исполнительного производства ответчиком Матросовым Р.Т. исполнено, предмет спора в данной части отсутствует.
В части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В то же время, данный срок не является пресекательным и неисполнение требований исполнительного документа в указанный срок не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии (абзац 2 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Само по себе истечение установленного законом двухмесячного срока для исполнения требований исполнительного документа, как и то обстоятельство, что осуществленные судебным приставом-исполнителем действия не привели к ожидаемому взыскателем результату, не свидетельствуют о бездействии судебного пристава-исполнителя, поскольку это обусловлено имущественным положением должника.
В вышеуказанной статье 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" указан перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов.
При этом выбор определенных исполнительных действий в рамках исполнительного производства в соответствии с данной нормой права находится в исключительной компетенции судебного пристава-исполнителя, который им и реализован.
Согласно части 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
При таких обстоятельствах суд полагает установленным, что судебным приставом-исполнителем предпринят комплекс мер по исполнению решения суда, а взыскателем не представлено доказательств нарушения его прав каким-либо юридически значимым поведением судебного пристава-исполнителя.
Также в ходе судебного разбирательства не установлен факт ненадлежащего контроля начальником ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области над осуществлением полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Сама по себе отрицательная оценка взыскателем эффективности действий судебных приставов-исполнителей не свидетельствует о наличии признаков бездействияи незаконности вынесенных постановлений.
Оценивая обстоятельства дела в совокупности с нормами вышеприведенных законоположений, суд приходит к выводу об отсутствии бездействия со стороны судебных приставов-исполнителей, которые в рамках возложенных на них полномочий предприняли необходимые меры в целях своевременного исполнения требований исполнительного документа, что в полной мере подтверждается материалами исполнительного производства.
Суд также отмечает, что длительное не исполнение судебного постановления связано, в том числе, с действиями самого взыскателя, поскольку исполнительный документ, вынесенный в 2021 году предъявлен взыскателем к исполнению лишь в 2023 году.
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175 -180 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного иска непубличного акционерного общества «Первое клиентское бюро» к УФССП России по Ульяновской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Матросову р.т., судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Яниной т.с., о признании бездействия и решения об окончании исполнительного производства незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Бирюкова
Дата изготовления мотивированного решения 23 мая 2023 года.