Судья Михеева Т.А. Дело № 33-1876
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 августа 2015 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Хомяковой М.Е., Наместниковой Л.А.,
при секретаре Макешиной Н.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титова М.Н. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения по установленным социальным нормам,
по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 26 мая 2015 г., которым удовлетворены исковые требования Титова М.Н.
Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., объяснения представителя администрации г. Орла по доверенности Карасевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Титова М.Н. по доверенности Нестеровой М.Ю., судебная коллегия
установила:
Титов М.Н. обратился в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование своих требований указывал на то, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1 была лишена родительских прав, сведений об отце не имеется.
С <дата> по <дата> он находился на воспитании и полном государственном обеспечении в <...>.
С <дата> по <дата> обучался в <...>.
В период с <дата> по <дата> он обучался в <...>, после окончания которого в <дата> по направлению Департамента федеральной государственной службу занятости переехал в <адрес> и обучался в <...>, после обучения устроился на работу в <адрес>, проживал и был зарегистрирован у друга по адресу: <адрес>.
Ссылался на то, что по вине сотрудников образовательного учреждения после окончания Профессионального училища № <адрес> он не был поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в получении жилья, в связи с чем ему не было предоставлено жильё как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
Также указывал на то, что постановлением администрации <адрес> № от <дата> он был поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жилое помещения ему не предоставлено.
По изложенным основаниям просил суд обязать администрацию г. Орла предоставить ему жилое помещение в <адрес> по договору найму специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Орла ставит вопрос об изменении решения суда ввиду нарушения норм материального права.
Указывает, что действующее жилищное законодательство не предусматривает обязанность по внеочередному предоставлению Титову М.Н. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Ссылается на то, что Титов М.Н. включен в список под № и внеочередное обеспечение ее жильем будет противоречить законодательству, и нарушит право граждан, которые включены в список ранее.
Полагает, что судом не дана правовая оценка доводам администрации г.Орла об отсутствии финансирования на <дата>.
Считает, что суду при разрешении спора необходимо было указать в резолютивной части решения о предоставлении Титову М.Н. жилого помещения согласно существующему списку.
В возражениях на апелляционную жалобу Титов М.Н. указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, возражениях (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч. 3).
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также – Закон).
Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1).
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен ст. 3 Закона, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров.
Материалами дела установлено и не оспаривалось ответчиком, что Титов М.Н., <дата> рождения, относится к числу детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Постановлением Главы администрации г. Орла № от <дата> он принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (<...>).
Из ответа заместителя главы администрации <адрес> № от <дата> следует, что Титов М.Н. на указанную дату в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, значится за № и срок предоставления специализированного жилого помещения зависит от количества денежных средств, направляемых на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в администрации г.Орла (<...>).
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и установив, что Титов М.Н. имеет право на обеспечение жилым помещением посредством его представления по договору специализированного найма, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию г. Орла обязанности по обеспечению Титова М.Н. жилым помещением.
Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Не может являться основанием к изменению решения суда довод жалобы о том, что действующее жилищное законодательство не предусматривает обязанность по внеочередному предоставлению Титову М.Н. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку Титов М.Н. подлежит обеспечению жилым помещением с момента возникновения у него такого права.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что Титов М.Н. включен в список под № и внеочередное обеспечение его жильем нарушит право граждан, которые включены в список ранее, также не может повлечь изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит возможность предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, включения в список.
Указание в апелляционной жалобе на то, что судом не дана правовая оценка доводам администрации г. Орла об отсутствии финансирования на <дата> на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, является несостоятельным, поскольку данному доводу ответчика судом была дана оценка в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения решения, изложения его в предложенной стороной ответчика формулировке, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 26 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи