Дело № 2-409/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2017 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующей судьи Старчак Т.А.,
при секретаре Черных Е.А.,
с участием помошника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора К.,
представителя ответчика Администрации Тохтуевского сельского поселения Соликамского муниципального района М., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика МБУ «Коммунальное хозяйство Тох-туевского сельского поселения Соликамского муниципального района» Г., действующего на основании распоряжения о назначении на должность,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц к Тохтуевскому сельскому поселению Соликамского муниципального района Пермского края в лице администрации Тохтуевского сельского поселения, Муниципальному бюджетному учреждению «Коммунальное хозяйство Тохтуевского сельского поселения Соликамского муниципального района» о возложении обязанности устранить нарушения,
у с т а н о в и л :
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в обоснование заявленных исковых требований указал, что на территории Тохтуевского сельского поселения находятся скважина в <...>, скважина в <...>, скважина № в <...>, водонапорная башня, скважина в <...>, данное имущество используется для добычи подземных вод и обеспечения населения Тохтуевского сельского поселения услугами централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при этом, эксплуатация данных объектов осуществляется без оформления лицензии на недропользование
(за исключением скважины в <...>). На основании постановления администрации Тохтуевского сельского поселения от <дата> № вышеуказанное имущество передано в оперативное управление МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуевского сельского поселения», а потому Березниковский межрайонный природоохранный прокурор согласно исковых требований просил возложить на ответчика Тохтуевское сельское поселение Соликамского муниципального района в лице администрации Тохтуевского сельского поселения Соликамского муниципального района, на МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуевского сельского поселения Соликамского муниципального района обязанность организовать водоснабжение населения Тохтуевского сельского поселения в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» и санитарным законодательством, установить ответчикам срок исполнения обязанностей один год с даты вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела помошник прокурора уточнила исковые требования, согласно уточненных требований просила обязать Тохтуевское сельское поселение Соликамского муниципального района в лице администрации Тохтуевского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края организовать проведение мероприятий по оформлению лицензий на пользование недрами в <...>, в <...>, в селе <...>. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальное хозяйство Тохтуевского сельского поселения Соликамского муниципального района» оформить лицензии на право пользования недрами в <...>, в <...>, в <...>. Установить срок выполнения данной обязанности- 2 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчиков с уточненными исковыми требованиями согласились.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования с учетом их уточнений подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды»
каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 3 названного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 43.1 закона при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплена среди прочих вопросов местного значения организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 10 ст. 2 п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Физические и юридические лица согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации приобретают право пользования подземными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 23-95-1 «О недрах» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно ст. 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на территории Тохтуевского сельского поселения расположены источники питьевого водоснабжения поселения: водонапорная башня, скважина в <...>, водонапорная башня со скважиной в <...>, сооружение- кирпичная скважина № <...>, водонапорная башня, скважина <...>. Лицензии на пользование недрами в отношении данных объектов не получены, наряду с этим, указанные объекты находятся в собственности Тохтуевского сельского поселения, поселением переданы в оперативное управление МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуевского сельского поселения Соликамского муниципального района» Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «Тохтуевское сельское поселение» организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения Тохтуевского сельского поселения. В соответствии с п.п 1.7, 2.1 Устава МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуевского сельского поселения» учреждение создано для организации контроля водоснабжения и водоотведения, с учетом изложенного, на ответчиков следует возложить обязанность по получению лицензий на пользование недрами в отношении источников питьевого водоснабжения населения, не имеющих данные лицензии. Поскольку ответчиками требования закона о получении лицензии на пользование недрами в целях эксплуатации источников питьевого водоснабжения населения поселений не выполняются, на ответчиков следует возложить обязанность получить требуемые законом лицензии. Срок для выполнения данной обязанности- два года является разумным для исполнения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Тохтуевское сельское поселение Соликамского муниципального района в лице администрации Тохтуевского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края организовать проведение мероприятий по оформлению лицензий на пользование недрами в <...>, в <...>, в селе <...>. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальное хозяйство Тохтуевского сельского поселения Соликамского муниципального района» оформить лицензии на право пользования недрами в <...>, в <...>, в <...>. Установить срок выполнения данной обязанности- 2 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (27.02.2017г.), с принесением апелляционной жалобы, представления в Соликамский суд.
Судья Т.А.Старчак