Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-29859/2018 от 25.09.2018

Судья: Кобызев В.А. дело <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Байдаевой Л.В.,

судей Асташкиной О.Г., Беляева Р.В.,

при секретаре Адровой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 октября 2018 года апелляционную жалобу Федоренко Н. О. на решение Химкинского городского суда Московской области от 16 июля 2018 года по гражданскому делу по иску Федоренко Н. О., действующей также в интересах несовершеннолетнего К.О., к администрации городского округа Химки Московской области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета,

заслушав доклад судьи Байдаевой Л.В.,

объяснения представителя Министерства строительного комплекса МО – Захаровой Д.А.,

УСТАНОВИЛА:

Федоренко Н.О. обратилась в суд с иском к администрации г.о. Химки о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

В обоснование заявленных требований истица указала, что является подвергшейся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы: в период с 26 апреля 1986 по 21 марта 2017 г. проживала в городе <данные изъяты>, который в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1582 от 18 декабря 1997 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был отнесен к зоне отселения с плотностью загрязнения почв цезием – 137 свыше 15Кн/кв. км – до 8 октября 2015 года, после Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 8 октября 2015 года – к зоне с правом на отселение. С 21 марта 2017 года совместно со своим несовершеннолетним сыном истица зарегистрирована и проживает в г. о. <данные изъяты> на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением, собственником которого не являются. Членом семьи собственника жилого помещения истица с сыном также не являются. В собственности иного жилья не имеют, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма. 16 апреля 2018 года истица обратилась к ответчику с заявлением о признании совместно с сыном нуждающимися в жилых помещениях согласно установленных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, однако ей было отказано поскольку согласно Закону Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005 ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» необходимым условием для признание истицы нуждающейся является проживание в Московской области по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 5 лет. Уточнив исковые требования, истица просила признать незаконным отказ администрации г.о. Химки в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, признать право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий совместно с несовершеннолетним сыном, признать право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обязать ответчика принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи заявления (16 апреля 2018 года) и совершить действия по обеспечению жильем.

В судебном заседании Федоренко Н.О. исковые требования поддержала.

Представитель администрации г. Химки Григорова М.В. в судебном заседании иск не признала.

Представитель третьего лица Министерства строительного комплекса МО Захарова Д.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

Не соглашаясь с решением суда, Федоренко Н.О. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Судебной коллегией дело рассмотрено на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, принимая во внимание их надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, а также то обстоятельство, что ими не представлены сведения, подтверждающие уважительность причин неявки.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившегося лица, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и фактическими обстоятельствами дела.

В силу положений ст. ст. 7, 27 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, для граждан предусмотрено право выбора места жительства, положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрена обязанность государства принимать меры к бесплатному или за доступную плату предоставлению жилья из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со ст. ст. 1 и 2 ЖК РФ граждане должны добросовестно пользоваться своими жилищными правами, а органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать гражданам содействие в осуществлении жилищных прав.

При этом, по смыслу положений Конституции Российской Федерации и ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ч.ч.5,7 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст. 49 ЖК РФ)

В соответствии с п. 11 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

В силу ст. 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.

В соответствии с п. 7 статьи 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» одной из мер социальной поддержки данной категории граждан является обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» и правилами к нему, предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее – граждане):граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом № 175 ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Этим же постановлением и правилами к нему (ст. 19 п. «г» Правил) предусмотрено, что для реализации права указанной категории граждан на получение социальной выплаты граждане в числе прочих предусмотренных документов должны предоставить выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях).

Законом Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005 ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлены правила для муниципальных образований Московской области (далее – органы местного самоуправления) по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст. 2 Закона Московской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на учет принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее пяти лет, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Федоренко Н.О. является гражданкой, подвергшейся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, поскольку проживала в городе <данные изъяты>, который в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был отнесен к зоне отселения с плотностью загрязнения почв цезием – 137 свыше 15Кн/кв. км – до 8 октября 2015 года, после Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 8 октября 2015 года – к зоне с правом на отселение.

13 апреля 2018 года Федоренко О.Н. выдано удостоверение, дающее право на получение компенсаций и льгот, в котором указано, что истица проживала на территории <данные изъяты> с 26 апреля 1986 по 13 марта 2017 г.

Судом установлено, что с 21 марта 2017 года Федоренко О.Н. совместно со своим несовершеннолетним сыном К.О., <данные изъяты> г.р., проживает и зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 21 марта 2017 года (л.д.9,13, 19-21).

Собственником указанного жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, является С.А.

Истица указала, что членом семьи собственника жилого помещения не является.

Судом установлено, что Федоренко О.Н. в собственности жилья не имеет, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.

16 апреля 2018 года Федоренко О.Н. обратилась к ответчику с заявлением о признании совместно с сыном нуждающимися в жилых помещениях согласно установленных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Письмом администрации г. о. Химки истице было отказано со ссылкой, что согласно Закону Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005 ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» необходимым условием для признания истицы нуждающейся является проживание в Московской области по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 5 лет. Однако, Федоренко О.Н. на территории Московской области зарегистрирована менее 5 лет.

Разрешая заявленный спор, правомерно руководствуясь положениями норм права, регулирующих спорные правоотношения, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что истицей не выполнены соответствующие указания нормативных актов для решения вопроса о постановке на учет нуждающихся в получении мер социальной поддержки, соответственно, оснований полагать, что ответчиком нарушены ее права и права ее несовершеннолетнего сына не имеется, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, основанными на нормах материального права и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.

Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.

Право истицы на получение указанной меры социальной поддержки как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ответчиком не оспаривалось. Однако, истицей не были соблюдены условия принятия ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, а именно длительность проживания на территории Московской области.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит, ее доводы основаны на неверном толковании норм права, являлись предметом исследования суда первой инстанции и правомерны отклонены.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение неправильного судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Химкинского городского суда Московской области от 16 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федоренко Н. О. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-29859/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Федоренко Н.О.
Ответчики
Администрация г. Химки
Другие
Министерство строительного комплекса по МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
01.10.2018[Гр.] Судебное заседание
29.10.2018[Гр.] Судебное заседание
07.11.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее