Дело № 2-1404/2020
18RS0023-01-2020-001786-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 ноября 2020 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи: Майоровой Л. В.,
при секретаре: Дыньковой Е. А.,
при участии представителя истца Камаловой З. Г., представителя ответчика Меньковой М. В.(по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ореховой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
В суд обратилась Орехова Н. В. с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле (межрайонному) (далее по тексту ГУ УПФ) о восстановлении пенсионных прав. В исковом заявлении указала, что ее медицинский стаж составляет более 30 лет, и в силу закона она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Решениями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле № от 20.09.2019 года и № от 28.04.2020 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Пенсионным органом, в стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года, с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года, с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года, с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года, с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года; работы медицинской сестрой - анестезисткой отделения анестезиологии - реанимации с 15.10.2004 года по 31.08.2005 года. С данным решением пенсионного органа не согласна.
Просит признать незаконными решения ГУ УПФ № от 20.09.2019 года и № от 28.04.2020 года; обязать ГУ УПФ произвести назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права на пенсию; взыскать с ГУ УПФ расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей 00 копеек; расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
Впоследствии истица Орехова Н. В. требования свои уточнила, просила признать незаконными решения ГУ УПФ № от 20.09.2019 года и № от 28.04.2020 года в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов: с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года, с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года, с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года, с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года, с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года - нахождения на курсах повышения квалификации; с 15.10.2004 года по 31.08.2005 года - работы медицинской сестрой - анестезисткой отделения анестезиологии - реанимации <данные изъяты>; обязать ГУ УПФ произвести назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права на пенсию, включив в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года, с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года, с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года, с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года, с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года - нахождения на курсах повышения квалификации; с 15.10.2004 года по 31.08.2005 года - работы медицинской сестрой - анестезисткой отделения анестезиологии - реанимации <данные изъяты>; взыскать с ГУ УПФ расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей 00 копеек; расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
Определением суда от 05.11.2020 года производство по гражданскому делу по иску Ореховой Н. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) о признании незаконным решения ГУ УПФ № от 20.09.2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; о признании незаконными решений ГУ УПФ № от 20.09.2019 года и № от 28.04.2020 года в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода: с 15.10.2004 года по 31.08.2005 года - работы медицинской сестрой - анестезисткой отделения анестезиологии - реанимации <данные изъяты>; обязании ГУ УПФ включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода: с 15.10.2004 года по 31.08.2005 года - работы медицинской сестрой - анестезисткой отделения анестезиологии - реанимации <данные изъяты> прекращено, в связи с отказом истца от иска.
В судебное заседание истец Орехова Н. В. не явилась. На основании ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Представитель истца Камалова З. Г. уточненные требования поддержала по указанным выше основаниям. Суду пояснила, что в периоды прохождения курсов повышения квалификации за истицей сохранялась заработная плата, прежнее место работы. На данные курсы она направлялась по приказу работодателя, поэтому спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Спорные периоды подлежат включению в специальный стаж: с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года, с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года, с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года, с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года в календарном исчислении.
Представитель ответчика Менькова М. В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, письменные возражения поддержала, указав, что 11.09.2019 года Орехова Н. В. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. 20.09.2019 года решением Управления № в назначении Ореховой Н. В. досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику было отказано, так как на дату подачи заявления об установлении пенсии не был выработан необходимый медицинский стаж. 16.04.2020 года Орехова Н. В. вновь обратилась с заявлением о назначении досрочной страховое пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ). 28.04.2020 года решением Управления № в назначении Ореховой Н. В. досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику было отказано, так как на дату подачи заявления об установлении пенсии не был выработан необходимый медицинский стаж. В стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года (календарно 03 мес. 01 дн., льготно 04 мес. 17 дн.), с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года (календарно 01 мес. 01 дн., льготно 01 мес. 17 дн.), с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года (календарно 01 мес. 01 дн., льготно 01 мес. 17 дн.), с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года (календарно 00 мес. 27 дн., льготно 01 мес. 11 дн.), с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года (календарно 01 мес. 19 дн.), а также период работы истицы на неполную ставку с 15.10.2004 года по 31.08.2005 года (0 л. 10 мес. 17 дн.) в должности медицинской сестры - анестезиста отделения анестезиологии - реанимации стационара. Управление считает решения об отказе Ореховой Н. В. в установлении досрочной страховой пенсии по старости законным и обоснованным на основании нижеследующего. С 01.01.2015 года введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии. Подпунктом 1.1 пункта 20 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ (часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-Ф3). В соответствии с приложением 7 к Закону № 400-ФЗ срок назначения страховой пенсии по старости в 2019 году установлен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Пунктом 3 статьи 10 Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" установлены более льготные сроки назначения пенсии: «Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков». Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативно-правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В пункте 5 Правил № 516, указано, что в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Следовательно, дополнительными отпусками, которые включаются в стаж работы, являются ежегодные дополнительные отпуска. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска перечислены в ст. 116 ТК РФ. Это ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предоставляемые работникам: занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; имеющим особый характер работы; с ненормированным рабочим днем; работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, статьей 116 ТК РФ определено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. В то же время главой 26 ТК РФ предусмотрено предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, совмещающим работу с обучением, но данные отпуска не являются ежегодными. При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно справкам, уточняющим характер работы, выданным БУЗ УР «<данные изъяты> городская больница МЗ УР» от 29.12.2018 № и от 16.04.2020 №. Орехова Н. В. в спорные периоды находилась на курсах повышения квалификации. Дата регистрации истицы в системе государственного пенсионного страхования 15.12.1999 года. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорные периоды после даты регистрации истицы в системе государственного пенсионного страхования с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года, с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года, с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года, с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года указаны «общими условиями» без кода льготы «медицинская деятельность», а за период с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года имеется дополнительное обозначение «КВАЛИФ». Следовательно, сам работодатель при сдаче индивидуальных сведений в ПФР не оценивал указанные периоды как медицинскую деятельность. Таким образом, периоды с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года, с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года, с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года, с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года, с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года правомерно не зачтены Ореховой Н. В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Правила № 781). В соответствии с пунктом 4 Правил № 781 периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999 года засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работ этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей. Согласно справкам, уточняющим характер работы, выданным БУЗ УР «<данные изъяты> городская больница МЗ УР» от 29.12.2018 года № и от 16.04.2020 года №, Орехова в спорный период с 15.10.2004 года по 31.08.2005 года не работала в объеме полной ставки в должности медицинской сестры - анестезиста. При сдаче сведений индивидуального (персонифицированного) учета работодатель указывает спорный период как работу Ореховой Н. В. на неполную ставку. Таким образом, период с 15.10.2004 года по 31.08.2005 года правомерно не зачтено Ореховой Н. В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. На день обращения 11.09.2019 года стаж работы Ореховой Н. В. дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как медицинскому работнику связи с осуществлением лечебной деятельности, составил 29 лет 1 месяц 20 дней; на дату обращения 16.04.2020 года стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии старости как медицинскому работнику в связи с осуществлением лечебной деятельное составил 29 лет 8 месяцев 25 дней. Судебные расходы возмещению не подлежат, так как доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации утверждаются Федеральным законом, являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов, носят строго целевой характер и изъятию не подлежат. Просит в удовлетворении иска Ореховой Н. В. отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ - каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
16.04.2020 года Орехова Н. В. обратилась в ГУ УПФ с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Решением ГУ УПФ от 28.04.2020 года в назначении досрочной страховой пенсии Ореховой Н. В. отказано в связи с наличием специального медицинского стажа в виде 29 лет 08 месяцев 25 дней, вместо требуемых 30 лет.
При этом, пенсионным органом в специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года, с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года, с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года, с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года, с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года.
Как следует из трудовой книжки истицы, Орехова Н. В. 01.07.1999 года принята на медицинской сестры - анестезистки в реанимационное отделение МСЧ <данные изъяты>; 11.02.1997 года Медико – санитарная часть <данные изъяты> преобразована в муниципальное учреждение «<данные изъяты> городская больница №»; 15.05.2002 года взрослое реанимационное отделение переименовано на отделение анестезиологии-реанимации; 28.11.2011 года Муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> городская больница №» переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> городская больница №»; 10.12.2013 года Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> городская больница №» переименовано в Бюджетное учреждение здравоохранения УР «<данные изъяты> городская больница № МЗ УР»; 21.07.2014 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника п. 3 ст. 77 ТК РФ; 22.07.2014 года принята в БУЗ УР «<данные изъяты> межрайонный кожно-венерологический диспансер МЗ УР» медсестрой палатной временно; 30.06.2015 года уволена по ч. 2 ст. 81 ТК РФ; 06.07.2015 года принята в Бюджетное учреждение здравоохранения УР «<данные изъяты> городская больница № МЗ УР» на должность медицинской сестры процедурной во взрослую поликлинику; 18.12.2015 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника п. 3 ст. 77 ТК РФ; 19.10.2016 года принята в ООО «Клиника <данные изъяты>» на должность медицинской сестры; 22.06.2018 года уволена по собственному желанию п. 3 ст. 77 ТК РФ; 26.06.2018 года принята в Бюджетное учреждение здравоохранения УР «<данные изъяты> городская больница МЗ УР» на должность медицинской сестры палатной в гинекологическое отделение, где работает по настоящее время.
При определении права на данный вид пенсии применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила N 781), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781.
Пунктом 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 предусмотрена возможность льготного исчисления периодов работы в отделениях (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка – Больницы всех наименований, в разделе «Наименование должностей» перечня такое право предоставлено медицинским сестрам - анестезистам.
Пенсионным органом оспариваются периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года, с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года, с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года, с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года, с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года.
Выводы пенсионного органа основаны на положениях п. п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Судом установлено, что в спорные периоды истица работала в должности и учреждении, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В соответствии с ст. 187 ТК РФ - в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Так, в силу приказа Минздрава РФ от 09.08.2001 года № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Факт нахождения истицы на курсах повышения квалификации в периоды с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года, с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года, с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года, с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года, с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года подтверждается: приказом № от 08.02.2013 года «О командировке», справкой, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости № 29.12.2018 года.
Согласно лицевым счетам за февраль - март 2013 года в период с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года за Ореховой Н. В. сохранялось место работы, выплачивался средний заработок, производились удержания в пенсионный фонд.
В соответствии с ч.1 ст. 11 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2.3. Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица периоды работы Ореховой Н. В. с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года, с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года, с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года, с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года, с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года не исключены работодателем в качестве периодов, которые не подлежат зачету в страховой стаж.
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что истица направлялась на курсы повышения квалификации на основании приказов работодателя, в указанный период за ней сохранялось место работы, производилась выплата среднего заработка. При этом, из заработной платы истицы производились все удержания, в т.ч. и в пенсионный фонд.
С учетом изложенного, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в соответствии с Трудовым кодексом РФ за ней признавались такие же трудовые права, как и за лицами, трудящимися полное рабочее время.
Согласно справке уточняющей характер работы или условия труда, в которых засчитывается специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, занятость истицы в указанные периоды составила 1,0 ставки.
До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них истица работала полный рабочий день.
Учитывая, что нахождение на курсах повышения квалификации приравнивается к выполнению работы, основания для исключения указанных периодов из стажа осуществления медицинской деятельности, на основании п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовой пенсии в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, отсутствуют.
Принимая во внимание, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года, с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года, с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года, с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года истица работала в должности и учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении, то указанные периоды подлежат включению в медицинский стаж истицы в льготном исчислении - как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, всего 09 месяцев 02 дня. Период с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года (01 месяц 19 дней) подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении. Итого подлежит зачету 10 месяцев 21 день.
Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» - страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях»).
Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (п. 7 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 года Федерального закона № ФЗ-400 «О страховых пенсиях»).
Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение страховой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального стажа), подтвержденного соответствующими документами.
Право медицинских работников на досрочное пенсионное обеспечение предусмотрено п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ), согласно которой лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу п. 1.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года Федерального закона № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Таким образом, с 01.01.2019 года пенсия лицам, осуществляющим медицинскую деятельность, может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев (п. 19 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ).
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет) истица обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 16.04.2020 года.
Вместе с тем, положения ч. 3 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусматривают, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Следовательно, при выработке необходимого стажа лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в переходный период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года, пенсия может быть назначена раньше на полгода.
С учетом периодов признаваемых ответчиком и данным судебным постановлением, специальный стаж Ореховой Н. В. на 16.04.2020 года составит 30 лет 07 месяцев 16 дней, что достаточно для назначения досрочной страховой пенсии, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 «О страховых пенсиях», с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ. При этом, право на указанный вид пенсии у истца возникло 01.09.2019 года.
Указанное обстоятельство предоставляет истцу право на назначение досрочной страховой пенсии, как лицу, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную или иную по охране здоровья населения деятельность в учреждениях здравоохранения в городе.
Таким образом, учитывая наличие требуемого специального педагогического стажа у истца на момент его обращения в ГУ УПФ, решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 28.04.2020 года является незаконным, исковые требования Ореховой Н. В. о назначении досрочной страховой пенсии по старости подлежат удовлетворению.
Орехова Н. В. просит возместить судебные издержки, связанные с оплатой услуг представителя в размере 15 000 рублей 00 копеек.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 88 ГПК РФ).
Перечень судебных издержек, связанных с рассмотрением дела предусмотрен ст. 94 ГПК РФ. В соответствии с данной нормой закона, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся и другие признанные судом необходимые расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Интересы Ореховой Н. В. по данному делу представляла Камалова З. Г. на участие в судебном заседании ею затрачено 3 дня.
В подтверждение оплаты услуг представителя суду представлены: договор № 133 на оказание юридических услуг от 21.11.2019 года, заключенный между Ореховой Н. В. и ООО «Агентство «Правовая защита», квитанция от 22.11.2019 года на сумму 5 000 рублей 00 копеек; квитанция от 22.11.2019 года на сумму 10 000 рублей 00 копеек.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» - разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» также указано, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17.07.2007 года N 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Исходя из принципа разумности, сложности рассматриваемого дела, временных затрат представителя, неоднократности судебных заседаний, наличия возражений со стороны ответчика, суд находит расходы истца по оплате услуг представителя, вызванные с участием в судебных заседаниях и по составлению процессуальных документов завышенными и не соответствующими объему проделанной представителем по делу работы.
С учетом изложенного, суд полагает возможным удовлетворить требования Ореховой Н. В. частично в сумме 10 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Факт несения истцом расходов по уплате государственной пошлины подтверждается чек - ордером от 26.11.2019 года на сумму 300 рублей 00 копеек.
Поскольку требования Ореховой Н. В. удовлетворены, данные расходы подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Ореховой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонного) № от 28.04.2020 года в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года, с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года, с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года, с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года, с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, Ореховой <данные изъяты> периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.10.1998 года по 19.01.1999 года, с 21.04.2003 года по 21.05.2003 года, с 15.04.2008 года по 15.05.2008 года, с 11.02.2013 года по 07.03.2013 года в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев, с 27.10.2015 года по 15.12.2015 года в календарном исчислении.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) произвести назначение пенсии Ореховой <данные изъяты> в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» с момента обращения, то есть с 16.04.2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) в пользу Ореховой <данные изъяты> расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей 00 копеек; расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение принято в окончательной форме 11 ноября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме через Сарапульский городской суд.
Судья Л. В. Майорова