2-1883/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Павловой И.М.
при секретаре Ланцовой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новикевича С.В., Новикевич В.П., ФИО1 к № отделу ФГУ «ответчик о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и внесении в реестр нуждающихся в жилых помещениях
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к № отделу ФГУ «ответчик, просят обязать № отдел ФГУ «ответчик отменить свое решение № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истцов и включить майора запаса Новикевича С.В. и членов его семьи: жену Новикевич В.П. и сына Новикевича А.С. в Реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Истцы Новикевич С.В. и Новикевич В.П. в судебное заседание явились, на исковых требованиях настаивали в полном объеме.
Истец Новикевич А.С. в судебное заседание не явился, извещен в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.
Представитель истцов по доверенности Фильдшин В.И. в судебное заседание явился, на удовлетворении иска по доводам изложенным в исковом заявлении настаивал в полном объеме.
Ответчик: № отдел ФГУ «ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил.
Третьи лица: войсковая часть № и 3-е лицо о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили
Суд с учетом мнения истца и его представителя счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав истцов и их представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. №76-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно п.13. ст.15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. №76-ФЗ военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу ч. 1 ст. 23 вышеназванного федерального закона использование военнослужащим права на получение жилищного сертификата не лишает его права получить жилое помещение в натуре, так как участие в программе ГЖС является добровольным и отказ в ее участии не связан с утратой права на получение жилого помещения в натуре.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Новикевич С.В. до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в должности старшего инженера отделения вычислительной техники радиотехнического Центра войсковой части №. Указанная воинская часть дислоцирована в военном городке ......
Приказом Командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы по ст. 48 Закона РФ № 4451-1 «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ (в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе), исключен из списков части.
Выслуга лет в календарном исчислении не момент увольнения с военной службы составляла 28 лет, состав семьи 3 человека.
На момент увольнения с военной службы истец проживал на территории закрытого военного городка по адресу: АДРЕС.
Перед увольнением с военной службы истец майор запаса Нивикевич С.В. изъявил желание о реализации своего права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства - путем участия в Президентской программе ГЖС.
Согласно справки командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ майор запаса Новикевич С.В. включен в списки участников Программы ГЖС с ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно Новикевич С.В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства в администрации АДРЕС, где с ДД.ММ.ГГГГ снят с учета.
Согласно протокола № заседания жилищной комиссии ..... гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ под н№ значиться майор запаса Новикевич С.В. и члены его семьи (3 чел.) Согласно п.1.1. протокола перечисленные в нем лица признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в число участников программы ГЖС.
Согласно справке командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № майор Новикевич С.В. подлежит обеспечению жилым помещением в избранном месте жительства, в связи с проживанием в закрытом военном городке без права обмена жилой площади.
Таким образом, проходя службу на территории закрытого военного городка, военнослужащий Новикевич С.В. избрал место жительства после увольнения с военной службы первоначально в АДРЕС путем участия в Президентской программе ГЖС, что соответствовало на момент увольнения в ДД.ММ.ГГГГ положениям п.14 ст. 15, ч.1 ст. 23 Закона РФ «О статусе военнослужащих» (в редакции №4338-1 от 22. 01.1993 года.
Согласно ч.5 ст. 2 Ф «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются, в том числе, и на граждан, уволенных с военной службы.
Аналогичное указание имелось и в ст. 3 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ №
Таким образом, действия Новикевича С.В. на ДД.ММ.ГГГГ соответствовали нормам действующего на тот момент законодательства.
По смыслу ч.1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», использование военнослужащим права получения жилищного сертификата на лишает его права получить жилое помещение в натуре, так как участие в программе ГЖС является добровольным и отказ в ее участии не связан с утратой права на получение жилого помещения в натуре.
Согласно абзацев 5-10 раздела 2 Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» (утверждены постановлением Правительства РФ от 20.01. 1998г. № 71) право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют как военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, так и граждане, уволенные с военной службы и переселяемые из закрытых военных городков.
Согласно абзаца 5 раздела 4 программы «Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и подлежащие переселению из закрытых военных городков, имеют право на включение в списки на получение государственного жилищного сертификата как по месту постановки на учет для улучшения жилищных условий, так и в федеральном органе исполнительной власти, в ведении которого находиться закрытый или обособленный военный городок.
Действия истца – майора запаса Новикевича С.В. в ДД.ММ.ГГГГ о признании их нуждающимися получении жилых помещений в избранном месте жительства и включении их в программу ГЖС не противоречат и ныне действующим нормативным документам: абзацу 14 раздела II подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 и подпункту «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в той мере, в какой они распространяют порядок реализации права на обеспечение жилой площадью на граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе и подлежащими отселению с территорий закрытых военных городков.
Действия военнослужащего Новикевича С.В. в период ДД.ММ.ГГГГ.г. так же полностью соответствовали и правовой позиции п.22. Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которого «требование военнослужащих а предоставлении им жилых помещений не по месту военной службы за счет фонда ..... или федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, могут являться обоснованными в тех случаях, когда соответствующие органы военного управления, воинские части и учреждения участвуют в строительстве жилых домов или покупают квартиры в населенных пунктах и местностях, избранных военнослужащими для постоянного проживания после увольнения военной службы.
Согласно п.14 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Истцы на момент увольнения с военной службы военнослужащего жилого помещения для постоянного проживания не имели, проживали в закрытом военном городке, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, включены в программу ГЖС, своего согласия об исключении их с учета не давали.
Постановлением Конституционного суда РФ № П-5 от 05.04.2007 года по жалобам Гузева, Казанцева и других пункты 2, и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции п. 8 ст. 100 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ года, в отличии от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ года, ограничивается только выдачей ГЖС.
До настоящего времени никто майора запаса Нивикевича С.В. и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не исключал, каких-либо решений об отмене решения жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении них не принималось. Жилищные права в рамках ГЖС не реализованы.
Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в ВС РФ в ДД.ММ.ГГГГ регламентировался приказам ..... СССР от ДД.ММ.ГГГГ. № «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в советской .....», а в ДД.ММ.ГГГГ приказом СМО РФ № ДД.ММ.ГГГГ. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ», которым была утверждена инструкция и Положение о жилищных комиссиях воинских частей.
Обязанность обеспечения жилыми помещениями военнослужащих (в том числе подлежащих увольнению с военной службы), данными приказами была возложена на органы военного управления –командиров воинских частей и на жилищные комиссии.
Приказом ..... № от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу ранее действовавший приказ ..... № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ныне действующим Приказом ..... № от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», установлен иной, чем существовал ранее, порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.
Так, согласно п. 11 Инструкции (приложение 1 к приказу) обеспечение военнослужащих жилыми помещениями возложено на уполномоченный орган ..... (структурное подразделение уполномоченного органа), в данном случае на ответчика- № отдел ФГУ «ответчик», а согласно п. 7 уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях
Реализуя свои права, основываясь на правовой позиции Конституционного Суда РФ, с учетом изменения порядка обеспечения жилыми помещениями, истец обратились с заявлением об его праве быть включенным с членами семьи согласно п.7 Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма (приложение № к Приказу ..... № от ДД.ММ.ГГГГ.) в Реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, независимо от того, что они являлись участниками программы ГЖС.
Согласно выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: АДРЕС жилом помещении проживают истцы, а так же несовершеннолетняя дочь ФИО1 - ФИО2
Пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 29.06.2011г. № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» установлено, что «Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилым помещениями (далее – граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащими – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011г. № 512».
Согласно п. 1 Правил… признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно п. 3 этих Правил… для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление по форме, согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства и прилагает к заявлению документы.
Из вышеприведенной нормы права следует, что военнослужащие, ранее уволенные с военной службы и не обеспеченные жилым помещениями по установленным нормам, (к которым относятся и не получившие ГЖС» не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном для военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Таким образом, признание истцов в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе и с целью получения ГЖС, а не утрата ими этого права на данный момент не может препятствовать к признанию их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Приказом ..... №.
Доводы ответчика о том, что истцы не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, в связи с тем, что на учет нуждающихся в получении жилых помещений принимаются только военнослужащие, не могут быть признаны состоятельными, т.к. участие истцов в программе ГЖС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно вышеуказанных Постановления правительства РФ уже подразумевает признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.3 ст. 54 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, может быть обжаловано в судебном порядке.
В силу ч.2 ст. 6 Федерального закона РФ «О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 29.12.2004 года, граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договором социального найма. Основания для снятия с такого учета, установлены п.п. 1,3-6 части 1 ст. 56 ЖК РФ. Получение ГЖС к таким основаниям не относиться.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требовании Новикевича С.В., Новикевич В.П. и Новикевича А.С. основаны на законе и подлежат удовлетворению
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198, суд
Р Е Ш И Л:
Отменить решение № отдела ФГУ ответчик № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе Новикевичу С.В. и членам его семьи: жене – Новикевич В.П., сыну - ФИО1 в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать № отдел ФГУ «ответчик включить Новикевича С.В. и членов его семьи: жену – Новикевич В.П., сына - ФИО1 в Реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья: