Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> «2» сентября 2014 года
Емельяновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кругловой Лины Ивановны к Администрации Емельяновского района о признании ответа бездействием, об обязании утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Круглова Л.И. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации Емельяновского района в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка.
Требования мотивирует тем, что заявитель является многодетной матерью, 29 ноября 2013 года направила по почте в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в с. Элита, примерной площадью от 1000 кв.м. до 1500 кв.м. При этом просила утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Согласно поступившему ответу из администрации Емельяновского района, заявителю было предложено обновить выписку из домовой книги, однако на момент направления заявления по почте, выписка из домовой книги была выдана менее чем за месяц. Фактически, данным ответом была нарушена ст.29.4 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 04.12.2008 года №7-2542, которая регулирует порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности.
В судебном заседании представитель заявителя Аксаментов С.С. (действующий по доверенности) поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что до настоящего времени ответ на заявление в адрес заявителя не поступил.
Круглова Л.И. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом.
Представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» Толокольников А.В. (действующий по доверенности от 04.02.2014 г.), в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснил, что при наличии достаточного пакета документов специалисты МКУ "УправЗем" направляют поступившее заявление в орган местного самоуправления поселения, на территории которого находится земельный участок, для согласования, о чем заявитель уведомляется в установленном законом порядке. В связи, с чем и было приятно решение о направлении заявления Кругловой Л.И. в администрацию Элитовского сельсовета. До настоящего времени ответ от администрации Элитовского сельсовета не поступил, в связи отсутствую основания для вынесения данного вопроса на градостроительную комиссию. Полагает, что восстановительная мера как утвердить акт выдать схему КПТ не может быть применена судом, так как направлена на получения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте в судебном порядке, минуя процедуру по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в аренду с учетом зонирования территории, предусмотренную ст. 34 ЗК РФ, в порядке установленном Положением «О порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район», путем вынесения данного вопроса на градостроительную комиссию. Таким образом, ввиду наличия в настоящее время в Управлении земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновекого района Красноярского края заявлений жителей зарегистрированных на территории Емельяновекого района, сформированной очереди внеочередников, таких как инвалиды, многодетные, которые в настоящее время стоят в очереди на получения земельных участков, выделение земельного участка преждевременным до момента возникновения свободных земельных участков. Более того, Круглова включена в реестр многодетных семей, обладающим правом на бесплатное предоставление земельного участка в порядке очереди, № очереди 1069.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В порядке главы 25 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, установленной ст.ст. 24-27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются (ч. 1 и ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов:
1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;
5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Таким образом, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, согласно ст. 34 ЗК РФ, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка. Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.
Поскольку в рассматриваемой ситуации заявитель выражает несогласие с действиями органа местного самоуправления, просит признать их незаконными, не требуя при этом признания за ним права на обозначенный земельный участок (в настоящее время материально-правовые претензии в отношении надела, с учетом приведенных норм права о последовательности административных процедур, не выдвигаются, сведения о притязаниях на данный объект третьих лиц отсутствуют), суд считает, что Кругловой Л.И. был избран допустимый способ зашиты своего права.
Выставленное требование о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории надлежит расценивать как предложенный заявителем способ устранения допущенного, по его мнению, нарушения. Это в полной мере соответствует положениям п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2.
Следовательно, у администрации Емельяновского района возникла обязанность согласно п.4 ст. 34 ЗК РФ в месячный срок рассмотреть заявление Кругловой Л.И. и либо утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо отказать в выдаче такого документа путем направления заявителю мотивированного сообщения.
В данном случае Администрацией Емельяновского района в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» до настоящего времени не дан ответ на заявление Кругловой Л.И.
Согласно письму администрации Элитовского сельсовета в адрес заявителя от 16.06.2014 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, государственных округов. Более достоверные данные необходимо запрашивать в Емельяновском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, в архиве земельного комитета МО Емельяновского района. Так как ранее свидетельства на право пользования землей выдавались земельным комитетом МО Емельяновского района без адреса. Со слов предыдущих Глав в период 2006-2009 года была проведена инвентаризация земельных участков, все пустующие участки были розданы гражданам в собственность. Другими сведениями администрация Элитовского сельсовета не располагает.
Между тем, отсутствие сведений о спорном земельном участке в администрации Элитовского сельсовета не является препятствием для выполнения органом местного самоуправления обязанности, регламентированной нормой ст. 34 ЗК РФ.
Описание границ территории, как указано в приказе Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства", может осуществляться с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.
Более того, отсутствие сведений о плане застройки п.Элита не является препятствием для определения органом местного самоуправления красных линий, линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линий связи, объектов инженерной и трансформаторной инфрастуктур, проходов к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, границ застроенных земельных участков, и иных объектов (их границ), приведенных в статьях 42-43 Градостроительного кодекса РФ.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории преследует цель определения возможных границ земельного участка, и не предполагает автоматического предоставления земельного участка.
В таком случае орган местного самоуправления не освобождается от обязанности рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, и не утрачивает право принять решение об отказе в его предоставлении.
Из материалов дела усматривается, что Круглова Л.И. в заявлении, поступившем 02 декабря 2013 года главе администрации Емельяновского района, определила предполагаемое местоположение земельного участка, указав его предполагаемый размер от 1000 кв.м. до 1500 кв.м., привела основание утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также приложила к заявлению копии свидетельств о рождении троих несовершеннолетних детей, выписку из домовой книги в подтверждение регистрации по месту жительства на территории Красноярского края.
Оценив представленные по делу доказательства, положения норм Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что отсутствие генерального плана не предусмотрено законом в качестве основания отказа в утверждении и выдаче многодетному гражданину схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Управлением архитектуры администрации Емельяновского района не представлены доказательства, подтверждающие, что по предлагаемому местоположению земельного участка, испрашиваемого Кругловой Л.И. на территории п.Элита невозможно утвердить схему расположения земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выразившееся в не рассмотрении заявления Кругловой Л.И. и утверждении схемы расположения земельного участка, не основаны на нормах действующего законодательства, чем создают препятствия в реализации его прав.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку восстановление прав Кругловой Л.И. возможно путем возложения обязанности на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.
В случае невозможности определения возможных границ земельного участка, администрация Емельяновского района не лишена права отказать в предоставлении спорного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Кругловой Лины Ивановны к Администрации Емельяновского района о признании ответа бездействием, об обязании утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка, удовлетворить.
Обязать Администрацию Емельяновского района в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать Кругловой Лине Ивановне схему расположения пригодного для целей индивидуального жилищного строительства земельного участка, площадью не менее 1 000 м2, расположенного Красноярский край, Емельяновский район, п. Элита, на кадастровой карте соответствующей территории, согласно ранее поданного заявления от 29.11.2013 г.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Лукашёнок Е.А.