№ 2-1530/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2010 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сенюшкиной Э.Е.,
при секретаре Киселевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сегежского района в интересах Семёновой Н.С. к администрации Сегежского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сегежского района в интересах Семеновой Н.С. обратился в суд с указанным иском к администрации Сегежского муниципального района. Требования мотивированы тем, что Семенова Н.С., ХХ.ХХ.ХХХХ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Сегежского городского суда от ХХ.ХХ.ХХХХ года мать Семёновой Н.А. лишена родительских прав, Семенова Н.А. была определена в детский дом ............ (ранее - ............ На момент определения Семёновой Н.С. в детский дом в установленном законом порядке жилье за ней закреплено не было. По окончании детского дома ............ Семёнова Н.С. обучалась в лицее номер г.Сегежи. По достижении совершеннолетия Семёновой Н.С., по окончанию образовательного учреждения жилое помещение, пригодное для проживания, предоставлено ей не было. Согласно паспортным данным Семёнова Н.С. зарегистрирована по адресу ............... Дом по указанному адресу сгорел до определения Семёновой Н.С. в детский дом. В настоящее время жилое помещение у Семёновой Н.С. отсутствует. В связи с изложенными в заявлении обстоятельствами прокурор просит обязать администрацию Сегежского муниципального района предоставить Семёновой Н.С. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм в черте г. Сегежи.
В судебном заседании старший помощник прокурора Сегежского района Коржова Д.В. исковые требования поддержала, просила суд обязать ответчика предоставить Семёновой Н.С. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм в черте г. Сегежи, сразу же, а не в срок до ХХ.ХХ.ХХХХ года.
Семёнова Н.С. в судебном заседании поддержала исковые требования, по основаниям изложенным в иске, пояснила, что жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности не имеет, работает уборщицей, самостоятельно приобрести жилое помещение не имеет финансовой возможности, возражала против предоставления ей ответчиком жилого помещения в срок до ХХ.ХХ.ХХХХ года.
Представитель Администрации Сегежского муниципального района в судебном заседании Хольшева И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что статьей 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.11.2005 года № 921-ЗРК (далее - Закон) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. В соответствии с приказом Министерства финансов Республики Карелия от 16 июня 2009 года № 194, при сверке по показателей для расчета на 2010 год субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Карелия, Министерством образования Республики Карелия по субвенции на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилья, прогнозировалась среднегодовая численность 26 человек. Финансовым управлением Администрации Сегежского муниципального района подтвержден данный показатель. Однако Министерством финансов Республики Карелия были выделены бюджетные ассигнования и открыты лимиты бюджетных обязательств на 2010 год в размере 1.691.000 рублей из расчета на двух человек. Финансирование из бюджета Республики Карелия было произведено в полном объеме. На выделенные средства приобретено 4 квартиры для 4 детей. Остаток неиспользованных средств составляет 115.500 рублей. Администрацией в адрес Министерства образования РК направлялась информация о необходимости обеспечения в 2010 году жилыми помещениями 7 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с этой целью запрашивались денежные средства в размере 2.800.000 рублей. В ответ Министерство образования РК сообщило, что приняло положительное решение по предложению администрации по уточнению показателей, для расчета на 2011 год объема субвенций, передаваемых бюджету Сегежского муниципального района, данные показатели доведены до Министерства финансов РК. По данным финансового управления Сегежского муниципального района бюджету Сегежского муниципального района в 2011 году будет передана субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в объеме 846.000 рублей. Размер субвенций определен исходя из прогнозируемой численности детей-сирот в количестве 1 человека. В настоящее время в Сегежском районе количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете и нуждающихся в получении жилой площади во внеочередном порядке, составляет 23 человека. Не исполнено 6 судебных решений, обязывающих администрацию предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, во внеочередном порядке жилые помещения. В настоящее время администрация Сегежского муниципального района не имеет возможности предоставить Семеновой Н.С. вне очереди жилое помещение. Субвенция на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилья поступит из бюджета республики только в 2011 году, кроме того, жилое помещение может быть приобретено администрацией только в соответствии с требованиями ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 года № 94-ФЗ. Т.е. если субвенция из бюджета республики поступит в 2011 году и если останется возможность сохранить 115500 рублей и 246000 рублей, в лучшем случае, возможно будет приобрести 3 квартиры. Администрации необходимо будет неоднократно обращаться за получением субвенций. Администрация не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более 500000 рублей в течение квартала. Таким образом, предоставить жилое помещение Семёновой Н.С. администрация сможет не ранее 3-4 квартала 2011 года. С учетом изложенного администрацией возможно выполнение государственных полномочий по предоставлению Семеновой Н.С. вне очереди жилого помещения в срок до ХХ.ХХ.ХХХХ года.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, администрация Сегежского городского поселения в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, согласно отзыву на исковое заявление полагает исковые требования прокурора Сегежского района подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что решением Сегежского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХХХ С.Н.Н.. лишена родительских прав в отношении дочери Семеновой Н.С., ХХ.ХХ.ХХХХ года рождения. Семенова Н.С. была определена в ............, впоследствии детский дом ............, в котором находилась по ХХ.ХХ.ХХХХ на полном государственном обеспечении, выбыла в Сегежский лицей номер, для дальнейшего обучения и получения профессии. Согласно справке МОУ для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей «............» постановлением мэрии г. Сегежи и Сегежского района от ХХ.ХХ.ХХХХ номер было гарантировано предоставление жилья Семёновой Н.С., на момент поступления в детский дом Семёнова Н.С. жилья не имела. Жилой дом .............., в котором проживала Семенова Н.С. с семьей, до лишения ее матери родительских прав, был полностью уничтожен в результате пожара. Согласно информации администрации Сегежского городского поселения Семёнова Н.С. не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилого помещения принадлежащего на праве собственности или на основании договора найма жилого помещения Семёнова Н.С. не имеет. Таким образом, Семёнова Н.С. имеет право на предоставление ей по месту жительства (в г. Сегеже) вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В развитие данной нормы пунктом 2 части 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу ч.1 ст.4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год в установленном данным законом порядке.
В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Сегежского муниципального района» от 09.09.2008 года № 189-П жилой фонд Сегежского городского поселения закреплен за администрацией Сегежского городского поселения и принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Сегежское городское поселение.
Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит на органе исполнительной власти субъекта РФ (и, соответственно, на органе местного самоуправления муниципального района).
Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя администрации Сегежского муниципального района о недостаточном финансировании на цели предоставления жилья указанной категории граждан, поскольку действующее законодательство, устанавливая внеочередной порядок предоставления жилья необеспеченным жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не предусматривает существование очереди между этими лицами в органах местного самоуправления.
Кроме того, Сегежскому муниципальному району из бюджета Республики Карелия выделялись субвенции на реализацию указанных полномочий. Доводы представителя ответчика о недостаточности выделенных средств не могут быть приняты судом во внимание, поскольку даже выделенные средства субвенций не использованы администрацией Сегежского муниципального района в полном объеме, остаток неизрасходованных средств составляет 115500,00 рублей.
В настоящее же время в установленном законом порядке администрации Сегежского муниципального района переданы полномочия Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Прекращение осуществления государственных полномочий администрацией Сегежского муниципального района в порядке, установленном ст.4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не осуществлялось, соответствующий закон Республики Карелия не принимался. Администрация Сегежского муниципального района о своем отказе от осуществления указанных государственных полномочий в порядке, установленном ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не заявляла, что не оспаривал ее представитель.
В соответствии со ст.50 и 57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, которая установлена органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета Сегежского городского поселения от 12 апреля 2007 года № 84 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 12 м2 на человека.
Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, так как Семёнова Н.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, где она зарегистрирована, уничтожено, в связи с чем она является нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди.
Вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда о предоставлении Семёновой Н.С. жилья вне очереди, до ХХ.ХХ.ХХХХ года не может рассматриваться в порядке искового производства, поскольку должен решаться в порядке исполнения решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Сегежского муниципального района предоставить Семёновой Н.С. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте города Сегежа, на одного человека, общей площадью не менее 12 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья Э.Е. Сенюшкина
Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХХХ года.