дело № 2-2573/2012
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
17 декабря 2012 года г.Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Радаевой О.И.,
при секретаре Щепотьевой Н.А.,
с участием
старшего помощника прокурора Ленинского района г.Орска Батыргалиевой С.Р.,
истца Пантелеевой Л.Г.,
третьего лица Пантелеева А.К.,
представителя ответчика УСЗН администрации г.Орска Степанищевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Ленинского района г.Орска в интересах Пантелеевой Л.Г. к Управлению социальной защиты населения администрации г. Орска о признании незаконными действий по начислению ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг и возложении обязанности произвести перерасчет,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Орска в интересах Пантелеевой Л.Г. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г. Орска (далее - УСЗН администрации г. Орска) указывая, что по заявлению Пантелеевой Л.Г. прокуратурой Ленинского района г.Орска проведена проверка по соблюдению законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, которой установлено, что в нарушении ст.2 Закона Оренбургской области от 02 ноября 2004 года № 1524/255-11-ОЗ «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» с 01 января 2010 года Пантелеевой Л.Г. льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются только на неё, без учета членов её семьи.
В связи с указанными обстоятельствами прокурор просил суд признать незаконными действия Управления социальной защиты населения администрации г.Орска по исчислению Пантелеевой Л.Г. суммы ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг без учета всех совместно проживающих с ней членов семьи в квартире <адрес>; обязать Управление социальной защиты населения администрации г.Орск произвести перерасчет льготы в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, начисляемой Пантелеевой Л.Г. с 01 января 2010 года с учетом всех совместно проживающих с ней членов семьи - <данные изъяты> Пантелеева А.К.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Орска Батыргалиева С.Р., истец Пантелеева Л.Г., в судебном заседании заявленные требования поддержали, дав объяснения аналогичные доводам иска, просили удовлетворить.
Истец дополнительно пояснила, что в спорной квартире зарегистрирован еще один <данные изъяты> -ФИО1., который совместно с ней не проживает. Квартира была передана в собственность ей, <данные изъяты> в равных долях. Потом <данные изъяты> умер, <данные изъяты> отказались от наследства в её пользу.
Представитель ответчика УСЗН администрации г.Орска Степанищева Е.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указывая на то, что ежемесячную денежную компенсацию необходимо назначать только с учетом истца Пантелеевой Л.Г. По мнению представителя ответчика истцом не доказан тот факт, что иные лица, зарегистрированные и проживающие совместно с ней в жилом помещении, являются членами её семьи. Кроме того, лично с заявлением Пантелеева Л.Г. о перерасчете ЕДК с учетом совместно проживающих с ней членов семьи в УСЗН не обращалась и не предоставила необходимые для этого документы.
Третье лицо Пантелеев А.К. не возражал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и пунктом 9 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 года № 419, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на снижение размера оплаты жилья на 50% в пределах социальной нормы площади жилья, а также скидку в размере 50% с установленной платы за пользование коммунальными услугами в пределах нормативов потребления коммунальных услуг и со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
Судом установлено, что Пантелеева Л.Г. является получателем льгот для реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий.
Закон Оренбургской области от 02.11.2004 года № 1524/255-111-03 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» устанавливает в Оренбургской области правовые гарантии социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в порядке и на условиях, определенных Законом Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
Лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеют право, в частности на:
оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей, исходя из нормы не более 18 кв.метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв.метра - на семью из двух человек, 33 кв.метра - на одиноко проживающих граждан;
оплату в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг) для реабилитированных лиц и совместно проживающих с ними членов их семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления-топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом реабилитированных лиц производится в первоочередном порядке.
Меры социальной поддержки, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, за исключением п.п. «е» и «и», распространяются на лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг устанавливается Правительством Оренбургской области.
Во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 года № 419 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (далее по тексту - Положение), в соответствии с п. 14 которого расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением расходов из федерального бюджета.
Согласно п. 2.3.1 Положения об УСЗН администрации г. Орска реализация отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Город Орск» по предоставлению социальной помощи и мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента российской Федерации, законами Оренбургской области, правовыми актами Министерства социального развития Оренбургской области, муниципальными правовыми актами, организационно - распорядительными документами Управления, Положением об Управлении.
Прокуратурой Ленинского района г.Орска проведена проверка по заявлению Пантелеевой Л.Г., которая является получателем льгот для реабилитированных лиц по поводу отказа в предоставлении льгот в отношении членов семьи, проживающих совместно с ней. В результате проведенной проверки установлено, что Пантелеева Л.Г. является получателем льгот для реабилитированных лиц и лиц, пострадавших о политических репрессий, что подтверждается свидетельством <данные изъяты>, выданным Управлением социальной защиты населения Ленинского района г.Орска 30 июня 2005 года, однако с 01 января 2010 года льготы в отношении членов семьи не предоставляются.
Основанием для отказа УСЗН в предоставлении истцу предусмотренных льгот на совместно проживающих с ним членов семьи является отсутствие доказательств того, что лица, совместно проживающие с Пантелеевой Л.Г.- <данные изъяты> Пантелеев А.К., вселен в квартиру в качестве члена семьи.
Вместе с тем, в материалах учетного дела истца имеется заявление Пантелеевой Л.Г. о назначении компенсации и способе доставке и справка о составе её семьи, где Пантелеев А.К. указан в качестве члена семьи.
Данные заявление и справка отвечают по форме и содержанию требованиям Постановления Правительства Оренбургской области от 29 сентября 2008 года № 359-п «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг», утвердившего Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Оренбургской области.
Кроме того, квартира по адресу: <адрес> согласно договору на передачу квартиры в собственность граждан от 27 февраля 2009 года, передана в собственность в равных долях ФИО2., Пантелеевой Л.Г., ФИО1 Пантелееву А.К.
Для признания названных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется установление лишь одного факта совместного проживания с собственником. Факт совместного проживания подтверждается регистрацией по указанному адресу Пантелеевой Л.Г., Пантелеева А.К. и пояснениями, данными указанными лицами в судебном заседании. Как указывает истец, её <данные изъяты> вселен в квартиру в качестве члена семьи, проживает и пользуется квартирой.
Кроме того, факт совместного проживания вышеуказанных лиц подтверждается счет - квитанциями по оплате жилищно-коммунальных услуг, где количество проживающих граждан в квартире <адрес> составляет 3 человека, включая еще одного зарегистрированного <данные изъяты>, и соответственно производится оплата жилищно - коммунальных услуг за 3 человек.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
На основании ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Пантелеев А.К. является <данные изъяты> истца, указанное лицо проживает в спорной квартире в качестве члена её семьи, то доводы ответчика суд признает несостоятельными и считает установленным, что с 01 января 2010 года до настоящего времени Управлением социальной защиты населения администрации г.Орска Пантелеевой Л.Г. производится выплата ЕДК на оплату жилья и коммунальных услуг без учета совместно проживающего с ней члена семьи - Пантелеева А.К.
При таких обстоятельствах суд считает незаконными действия УСЗН по исчислению Пантелеевой Л.Г. суммы ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг без учета всех совместно проживающих с ним членов семьи. Данные действия нарушают права истца на получение мер социальной поддержки, гарантированные ему Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Поэтому на ответчика должна быть возложена обязанность произвести перерасчёт в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Признать действия Управления социальной защиты населения администрации г. Орска по исчислению Пантелеевой Л.Г. суммы ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг без учета всех совместно проживающих с ней членов семьи - незаконными.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Орска произвести перерасчет размера льготы, предоставляемой Пантелеевой Л.Г. с 01 января 2010 года в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом совместно проживающего с ней члена семьи - Пантелеева А.К..
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2012 года.