Дело № 12-108/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
19 декабря 2019 года город Липецк
Судья Левобережного районного суда г. Липецка Шепелёв А.В., при секреатре Гравит Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Липецкая Управляющая Компания» на постановление врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Липецку и Липецкому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Липецкой области Зыбина П.В. № № от 30.07.2019 года о привлечении ООО «Липецкая Управляющая Компания» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Липецку и Липецкому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Липецкой области Зыбина П.В. № № от 30.07.2019 года ООО «Липецкая Управляющая Компания» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 151 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Липецкая Управляющая Компания» Дубинин В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил об отмене постановления, ссылаясь на то, что субъектами административного правонарушения являются собственники жилых помещений в многоквартирном доме, с которыми ООО «Липецкая Управляющая Компания» в рамках своих полномочий провело разъяснительную работу. Полномочия по самовольному демонтажу тамбурных перегородок и ликвидации имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного в местах общего пользования, у ООО «Липецкая Управляющая Компания» отсутствуют, поэтому общество не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, так как предприняло все меры в пределах своей компетенции в целях недопущения нарушения правил пожарной безопасности собственниками помещения в многоквартирном доме <адрес>.
В судебном заседании представитель ООО «Липецкая Управляющая Компания» Денисова Ю.В. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, просила постановление врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Липецку и Липецкому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Липецкой области Зыбина П.В. № № от 30.07.2019 года отменить.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, Зыбин П.В. в судебном заседании пояснил, что ООО «Липецкая Управляющая Компания» не было принято надлежащих мер по устранению выявленных нарушений противопожарной безопасности, полагая жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих по делу, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ст. 30.6 КоАП РФ).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 25.04.2019 года заместителем начальника ГУ – начальником УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области при проведении предварительной проверки поступившей информации о нарушении требований пожарной безопасности в жилом доме <адрес> выявлены нарушения п. 4.3 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 33, пп. «б» п. 36, пп. «в» п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 года, что послужило основанием для вынесения в адрес ООО «Липецкая Управляющая Компания» предостережения № 398/2-4-5 от 25.04.2019 года о недопустимости указанных нарушений закона с разъяснением, что в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность, и указанием на необходимость принятия мер по устранению выявленного нарушения и в течение двух месяцев сообщении в отдел надзорной деятельности по г. Липецку УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области о принятых мерах.
Согласно пояснениям заявителя и представленным суду сведениям, жилой дом № №, расположенный по адресу: <адрес>, находится в управлении ООО «Липецкая Управляющая Компания».
Во исполнение предостережения ООО «Липецкая Управляющая Компания» в адрес УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области направлено сообщение от 03.06.2019 года о принятых мерах по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности в жилом доме № №, расположенном по адресу: <адрес> на информационном стенде вышеуказанного дома размещено объявление о сносе перегородок в общих коридорах, которые не предусмотрены проектом и нарушают Правил а противопожарной безопасности, а также о необходимости уборки посторонних предметов, находящихся на путях эвакуации; 2) собственникам квартир, нарушивших требования пожарной безопасности, направлены предписания об устранении выявленных нарушений; 3) освещение на наружных открытых эвакуационных лестницах – естественное, освещение на путях эвакуации удовлетворительное.
На основании распоряжения заместителя начальника Главного управления – начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области от 04.07.2019 года № № старшим инспектором ОНД и ПР по г. Липецку и Липецкому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области ФИО8. 08.07.2019 года при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Липецкая Управляющая Компания» по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица № 349 от 08.07.2019 года:
1) допущено изменение объемно-планировочных решений без проекта (в общих коридорах установлены металлические перегородки) – нарушение требований п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР в РФ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 года, п. 4.3 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
2) в общих коридорах на путях эвакуации, на балконах и на аварийных люках, расположенных на балконах, размещены мебель, металлические ящики, различные материалы и изделия, мусор – нарушение требования пп. «б» п. 36 ППР в РФ;
3) светильники не в полном объеме оборудованы колпаками (рассеивателями) – нарушение требования пп. «в» п.42 ППР в РФ, что подтверждается актом проверки №№ от 08.07.2019 года.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, выявленные нарушения не были устранены управляющей компанией в полном объеме.
08.07.2019 года ОНД и ПР по г. Липецку и Липецкому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области в связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности ООО «Липецкая Управляющая Компания» было выдано предписание № №, в котором указано на необходимость в срок до 10.09.2019 года устранить нарушения, указанные в акте проверки от 08.07.2019 года.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом 17.07.2019 года протокола № 317 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Липецкая Управляющая Компания».
На основании указанного протокола и других материалов дела врио начальника отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Липецку и Липецкому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Липецкой области Зыбиным П.В. было вынесено постановление № № от 30.07.2019 года о привлечении ООО «Липецкая Управляющая Компания» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 151 000 руб.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: предостережением № 398/2-4-5 от 25.04.2019 года, распоряжением № 349 от 04.07.2019 года, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица № 349 от 08.07.2019 года, предписанием № 349/1/118 от 08.07.2019 года, протокол об административном правонарушении № 317 от 17.07.2019 года и иными доказательствами, которые оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Липецкая Управляющая Компания» имелась возможность для соблюдения законодательства в области общественной безопасности, за нарушение которого ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы об отсутствии у управляющей компании полномочий по самовольному демонтажу тамбурных перегородок, а также о том, что субъектами административного правонарушения являются собственники жилых помещений, не могут быть приняты судьей во внимание, поскольку именно управляющая компания обязана осуществлять контроль за общедомовым имуществом, и, как следует из пояснений участников процесса, после вынесения оспариваемого постановления ООО «Липецкая Управляющая Компания» обратилось в суд с соответствующими исковыми заявлениями к собственникам многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Ссылки жалобы на проведение с собственниками жилых помещений разъяснительной работы на выводы судьи о совершении ООО «Липецкая Управляющая Компания» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ не влияют, поскольку при проведении 08.07.2019 года проверки, результаты которой послужили основанием для составления протокола по делу об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления, установлен факт невыполнения мер по устранению всей совокупности нарушений, отраженных в предостережении от 25.04.2019 года.
Оснований не доверять представленным материалам у судьи не имеется. Допустимость и достоверность принятых должностным лицом во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств правовым основанием к отмене принятого постановления не является.
Постановление по делу об административном правонарушении является законным, содержит сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражает событие правонарушения, квалификацию деяния, содержит обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные должностным лицом.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 – 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.4 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Липецку и Липецкому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Липецкой области Зыбина П.В. № № от 30.07.2019 года о привлечении ООО «Липецкая Управляющая Компания» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу ООО «Липецкая Управляющая Компания» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.В. Шепелёв