Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-25704/2014 от 19.11.2014

Судья Якубовская Е.В. дело № 33 – 25704/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2014 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Цехомской Е.В.,

судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,

по докладу судьи Сидорова В.В.,

при секретаре Ядришниковой А.Г.,

с участием прокурора Руденко М.В.,

слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заместителя министра социального развития и семейной политики Краснодарского края < Ф.И.О. >5 на решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2014 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Красноармейского района обратился в суд с заявлением в интересах < Ф.И.О. >6 о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование своих требований ссылается на то, что ходе проведения проверки по обращению < Ф.И.О. >6 о защите нарушенных прав в части не предоставления ей вне очереди жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлено, что 26.09.2013г. < Ф.И.О. >6 подано заявление главе муниципального образования <...> о включении ее в отдельный список на жилищный учет.

< Ф.И.О. >6, <...>.р. зарегистрирована в съемной квартире по адресу: ст. Ивановская, <...>, Краснодарского края.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 21.10.2013г. № 2856-жс < Ф.И.О. >6 включена в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц имеющих статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

По мнению прокурора, не обеспечение < Ф.И.О. >6 до настоящего времени жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает ее права, предусмотренные вышеуказанным законодательством как лица, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем, обратился в суд с требованием о возложении на администрацию муниципального образования <...> и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края обязанности по предоставлению < Ф.И.О. >6, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обжалуемым решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2014 года требования прокурора <...> в интересах < Ф.И.О. >6 удовлетворены, суд обязал администрацию муниципального образования <...> и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края обеспечить однократное предоставление < Ф.И.О. >6, <...>.р., уроженке ст. <...> Краснодарского края благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления общей площади жилого помещения не ниже установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в рамках государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» и в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке очередности, исходя из количества жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования <...>, приобретенных (построенных) за счет субвенций из бюджета Краснодарского края на реализацию переданных государственных полномочий.

С указанным решением суда не согласилась заместитель министра социального развития и семейной политики Краснодарского края < Ф.И.О. >5 и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать, ссылаясь на то, что министерство не наделено полномочиями по предоставлению жилого помещения и заключению договора найма специализированного жилого помещения.

В возражениях на апелляционную жалобу глава муниципального образования <...> < Ф.И.О. >7 полагает решение районного суда законным и обоснованным, вынесенным на основании всестороннего и полного исследования материалов дела.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора <...> < Ф.И.О. >8 просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений нее, заслушав прокурора < Ф.И.О. >4, полагавшего решение законным и обоснованным, представителя администрации муниципального образования <...> по доверенности < Ф.И.О. >9, просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, а решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в жалобе.

Как следует из материалов дела, в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» < Ф.И.О. >6 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

26.09.2013г. < Ф.И.О. >6 подано заявление главе муниципального образования <...> о включении ее в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Приказом министерства социального развития к семейной политики Краснодарского края от 21.10.2013г. № 2856-жс < Ф.И.О. >6 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц имеющих статус лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Положениями ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа дертей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа дертей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

Согласно п. 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Положениями Закона Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Право < Ф.И.О. >6 на предоставление жилого помещения предусмотрено нормами федерального законодательства, а именно, Федеральным законом РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

На основании п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляется по договорам социального найма, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 указанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 26.12.2012г. № 2645-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений но месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2008г. № 85-В08-3, а также Обзора практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация прав на предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость и от того, что не ведется строительство жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья и так далее, поскольку все эти доводы не основаны на законе.

Таким образом, не обеспечение < Ф.И.О. >6 до настоящего времени жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает ее права, предусмотренные вышеуказанным законодательством как лица, оставшегося без попечения родителей.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора <...> следует признать законным и обоснованным.

Кроме того, судом первой инстанции правильно учтено, что предоставление жилого помещения < Ф.И.О. >6 из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без учета очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, приведет к ущемлению прав и интересов граждан указанной категории, ранее принятых

Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы жалобы о том, что министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края не наделено полномочиями по предоставлению жилого помещения и заключению договора найма специализированного жилого помещения не могут быть признаны состоятельными и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку они являются ошибочными и направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену определения судом не допущено.

При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения, поскольку суд первой инстанции действовал в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя министра социального развития и семейной политики Краснодарского края < Ф.И.О. >5 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-25704/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Красноармейского района
Смирнова Т.А.
Ответчики
АМО Красноармейский р-н
Другие
Министерство социального развития
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Сидоров Вячеслав Валерьевич
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
27.11.2014Судебное заседание
04.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2014Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее