Судья Сотников И.А. дело <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 апреля 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи краевого суда Морозовой Н.А.,
при секретаре Рысине А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Павлова И. В. на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 12 ноября 2018 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Павлов И. В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Кавказский район, министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением в Кавказском районе Краснодарского края.
Решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 12 ноября 2018 г. в удовлетворении исковых требований Павлова И. В. к администрации муниципального образования Кавказский район и министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением отказано.
В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом, о рассмотрении дела в их отсутствие, отложении слушания дела не просили. С учетом мнения участников процесса, руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия усмотрела основания для отмены судебного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такие нарушения судом первой инстанции были допущены, поскольку разрешая спор, суд первой инстанции неверно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и не дал им надлежащей оценки в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции согласился с выводом администрации муниципального образования Кавказский район и указал, что на момент обращения с заявлением о включении в списки на получение жилья Павлову И.В. исполнилось 24 полных года, и соответственно в возрасте от 18 до 23 лет с указанным заявлением на получение жилья не обращался, в связи с чем, истцом пропущен срок для обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с 18 до 23 лет.
Вместе с тем, в статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. По смыслу данной нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу части 1 статьи 8 вышеуказанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Краснодарского края № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» администрация муниципального образования Кавказский район Краснодарского края наделена государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 12 указанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Частью 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» установлено, что формирование списка, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки, социального обслуживания населения, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики Краснодарского края.
Согласно ч.8 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ (ред. от 11.02.2019) «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» заявление о включении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список подается ими в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства, если они своевременно не были поставлены на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Заявление о включении в список и документы, установленные частью 9 настоящей статьи, представляются лицом, в отношении которого решается вопрос о включении в список, лично либо в случае невозможности его личного присутствия иным уполномоченным лицом при наличии доверенности, оформленной и удостоверенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, Павлов И.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд первой инстанции указал, что при этом он является лицом, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обратившимся в возрасте от 18 до 23 лет с заявлением о включении в списки на получение жилья, на учете нуждающихся в жилищном обеспечении не состоит.
Вместе с тем, лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.
В соответствии с ч.9 ст. 8 Закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом, законом не ограничено жилищное право детей-сирот такими фактами как отсутствие регистрации или несвоевременное обращение самого сироты в администрацию района с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения в возрасте до 23 лет или после достижения этого возраста.
Судебной коллегией установлено, Павлов И.В. не мог реализовать свое право на обеспечение жильем, поскольку приговором Ленинского районного г.Краснодара от 28.10.2015 года истец был осужден к 2,5 годам лишения свободы в общего режима. Освобожден по отбытию наказания 13.08.2018 года. Находясь в местах лишения свободы, не имел возможности обратится с заявлением о постанове на учет и собрать пакет необходимых документов.
Кроме того, со стороны ответчика не было предпринято необходимых действий по охране и защите его жилищных прав, следовательно, он не имел соответствующих сведений о своих правах и порядке их реализации.
В деле отсутствуют сведения о том, что Павлову И.В. разъяснялось его право на государственное обеспечение жилым помещением в соответствии с пунктом 9 статьи 8 Закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом, отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции указал, что Павлов И.В. не обращался в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства до достижения 23 летнего возраста при отсутствии на то объективных причин.
Кроме того, разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставиться в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.
По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Достижение такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Отсутствие прав Павлов И.В. на объекты недвижимости на территории Краснодарского края подтверждается справкой ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» от 22.01.2014 года <...>, а также уведомлением Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 01.08.2018 года <...>.
Статьей 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список или исключение их из списка, а также внесение в список иных изменений осуществляется в порядке очередности в зависимости от времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления заявления о включении указанных лиц в список.
Учитывая нормы действующего законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не обеспечение Павлова И.В., относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в установленном законом порядке нарушает его жилищные права, что является неправомерным.
Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 12 ноября 2018 г. приведенным требованиям не отвечает. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм процессуального права, что в силу пунктов 1, 3 – 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены судебного акта.
При установлении оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает правильным решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 144, 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Павлова И. В. удовлетворить.
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 12 ноября 2018 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Иск Павлова И. В. к администрации муниципального образования Кавказский район Краснодарского края и министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением удовлетворить.
Признать за Павловым И. В., <...> года рождения, право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу, относившемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшему 23 лет, не обратившемуся до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Председательствующий:
Судьи: