Решение по делу № 3а-629/2019 от 25.09.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19ноября 2019 года                 город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретареХромовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-629/2019 по административному исковому заявлению Петрова С.А. к правительству Тульской области, Управлению Росреестра по Тульской области об установлении кадастровой объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

установил:

Петров С.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ***.

Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546 по состоянию на 01.01.2016 года в размере 8 262405 рублей, и нежилого здания с кадастровым номером ***, утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 года № 414 по состоянию на 15.07.2015 года в размере 28 944 069,49 рублей, является необоснованно завышенной, что затрагивает его права и обязанности налогоплательщика.

С целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости Петров С.А. обратился к ИП С.Л.В.

В соответствии с отчетом об оценке № *** от 15.08.2019 года, выполненным названным оценщиком, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельного участка по состоянию на 01.01.2016 года составляет 1 223 000 рублей, а нежилого здания по состоянию на 15.07.2015 года - 8 600 000 рублей.

Просил установить кадастровую стоимость названных выше земельного участка и нежилого здания, равную их рыночной стоимости, указанной в отчете № *** от 15.08.2019 года.

Административный истец Петров С.А., представитель административного истца по доверенности Волков Н.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ссылаясь на то, что Управление не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), просил вынести решение на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на то, что не оспаривает заявленное требование ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие и вынести решение на усмотрение суда в связи с отсутствием правового интереса Учреждения по заявленным требованиям.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Заокский район в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке.

Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.

Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Субботин М.И. является собственником:

земельного участка с кадастровым номером ***;

нежилого здания (магазина) с кадастровым номером ***.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03.09.2019 года и от 26.08.2019 года и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно положениям пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на вышеупомянутое имущество (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений статей 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец, как собственник вышеупомянутых земельного участка и нежилого здания, относится к налогоплательщикам указанного налога.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Решением Собрания депутатов муниципального образования р.п. Заокский Заокского района от 18.11.2015 года № 26/6 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории муниципального образования рабочий поселок Заокский Заокского района налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Установлено также, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Документ утратил силу с 1 января 2019 года в связи с изданием решения Собрания депутатов муниципального образования р.п. Заокский Заокского района от 23.11.2018 года № 3/4 вступившим в силу с 01.01.2019 года, которым введен на территории муниципального образования рабочий поселок Заокский Заокского района налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных правовых актов, вышеупомянутые нежилое здание и земельный участок являются объектами налогообложения по налогу на имущество, исчисляемого исходя из их кадастровой стоимости.

Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области по состоянию на 01.01.2016 года. Согласно данному Постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** установлена в размере 8 262 405 рублей (№***Приложения № 1 к данному Постановлению).

Указанная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016 года, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26.08.2019 года № ***.

Постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 года № 414 «Об утверждении результатов определения кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тульской области по состоянию на 15.07.2015 года, согласно которому кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** по состоянию на 15.07.2015 года составляет 28 944 069,49 рублей для (№ п/п *** Приложения № *** к данному Постановлению).

Указанная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 27.12.2016 года, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26.08.2019 года № ***.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

С целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости Петров С.А. обратился к ИП С.Л.В.

В соответствии с отчетом об оценке № *** от 15.08.2019 года, выполненным названным оценщиком, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельного участка по состоянию на 01.01.2016 года составляет 1 223 000 рублей, а нежилого здания по состоянию на 15.07.2015 года - 8 600 000 рублей.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки, проведение которой поручено эксперту ООО «К» Т.В.А.

Согласно выводам, содержащимся в заключении от 05.11.2019 года № *** названного эксперта, отчет № *** от 15.08.2019 года не соответствует федеральным стандартам оценки в части п. 21 ФСО 1, п.п. 5, 8, 12 ФСО 3, поскольку оценщиком неправильно рассчитана корректировка на стоимость земельного участка в составе единого объекта недвижимости, неправильной корректировки на площадь, на торг, некорректного применения корректировки на наличие и состав коммуникаций, на оцениваемые права (аналог 2).

Экспертом после произведенного расчета с учетом выявленных ошибок установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01.01.2016 года составляет 1 110 000 рублей, а нежилого здания с кадастровым номером *** по состоянию на 15.07.2015 года - 8 961 000 рублей.

Данное заключение в указанной части суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки. Экспертное заключение является подробным, мотивированным, оценка проведена в соответствии с Федеральным Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 года № 135-ФЗ, федеральными стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 07.07.2007 года. Приведенные в заключении сведения, на основании которых осуществлялся анализ, делались предположения и выводы, были получены с наибольшей степенью использования профессиональных знаний и опыта и являются достоверными и не содержащими ошибок.

Доказательств, опровергающих правильность заключения эксперта в данной части, суду не представлено.

О несогласии с вышеупомянутым заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы указанные лица не обращались.

С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов заключения эксперта № *** от 01.11.2019 года в приведенной выше части у суда не имеется. Суд считает данное заключение в указанной части достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Однако, принимая во внимание, что оценщиком С.Л.В. при определении рыночной стоимости объектов недвижимости допущены вышеизложенные нарушения требований федеральных стандартов оценки, существенным образом влияющие на итоговый результат, суд не может признать правильным вывод эксперта о подтверждении определенных в отчете размеров рыночной стоимости проверяемых объектов недвижимости исходя из рассчитанного уровня существенности полученных результатов.

Что касается имеющегося в материалах дела отчета № *** от 15.08.2019 года, то, учитывая, что выводы данного отчета о размере рыночной стоимости объектов недвижимости согласно заключению вышеуказанной судебной оценочной экспертизы, признанному судом допустимым и достоверным доказательством по делу в этой части, не подтвердились, данный отчет к числу доказательств, подтверждающих достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости, отнести нельзя.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу вышеназванных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в заключении эксперта, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, определенную в заключении эксперта, не свидетельствует о ее недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, земельного участка с кадастровым номером *** может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта от 05.11.2019 года № ***, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Петрова С.А. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером ***, равной его рыночной стоимости в размере 1 110 000 рублей по состоянию на 01.01.2016 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (магазина) с кадастровым номером ***, равной его рыночной стоимости в размере 8 961 000рублейпо состоянию на 15.07.2015 года.

В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания в Единый государственный реестр недвижимости датой подачи Петровым С.А. заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых объектов недвижимости является день обращения указанного физического лица в суд - 25 сентября 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

3а-629/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Петров Сергей Александрович
Ответчики
Управление Росреестра по ТО
Правительство ТО
Другие
Волков Никита Анатольевич
администрация МО р.п. Заокский Заокского района
ФГБУ "ФКП Росреестра" по ТО
Администрация МО Заокский район
Суд
Тульский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
16.08.2020Регистрация административного искового заявления
16.08.2020Передача материалов судье
16.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.08.2020Предварительное судебное заседание
14.11.2019Производство по делу возобновлено
14.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2019Судебное заседание
19.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее