Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2385/2021 ~ М-2377/2021 от 04.06.2021

                                                 Дело №2-2385/2021

                                          УИД №26RS0029-01-2021-004607-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«02» июля 2021г.                                                 г.Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи:                                                                             Беликова А.С.

при секретаре судебного заседания:                                                                   Какаулине А.А.

    с участием:

представителя истца                                   ФИО7

ФИО3:                                     (по доверенности),

    представителя ответчика                            ФИО8

    ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное):                      (по доверенности)

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Пятигорского городского суда Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании права и возложении обязанности на ответчика зачесть истцу в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения соответствующие периоды работы в поселке городского типа, признании права и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное), указав, что 02.08.2018г. она обратилась в ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

30.10.2018г. ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное) принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии ФИО3 из-за отсутствия необходимого страхового стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно указанному решению ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное), стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по Списку и Правилам от 29.10.2002г. №781, с применением правил подсчета стажа, предусмотренных частями 3,4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет 25 лет 3 месяца 25 дней, а с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П по нормам действовавшего на 31.12.2001г. правового регулирования, т.е. по нормам Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» составляет 25 лет 11 месяцев 20 дней.

В стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения истца в календарном исчислении включены периоды с 01.04.1990 по 25.11.1990 в должности медицинского статистика, с 26.11.1990 по 31.03.1991, с 01.08.1991 по 31.10.1994 (в том числе отпуск по беременности и родам с 27.01.1992 по 31.05.1992, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 01.06.1992 по 14.10.1993), с 09.03.1995 по 26.07.1995 (отпуск по беременности и родам), с 03.03.1997 по 28.04.2001, с 01.06.2001 по 01.08.2018 в должности медицинской сестры кабинетной в поликлинике пос.Горячеводский, переименованной в МУЗ «Городская поликлиника №3», МБУЗ «Городская поликлиника №3 города Пятигорска», ГБУЗ СК «Городская поликлиника №3» города Пятигорска, ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3», расположенной на территории поселка Горячеводский.

При этом, ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное) не учтено наличие у населенного пункта соответствующего статуса поселка городского типа (рабочий поселок) и предусмотренного льготного порядка исчисления специального стажа работникам здравоохранения, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в поселках городского типа, независимо от их возраста.

С подобными выводами и принятым ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное) решением истец не согласна по следующим основаниям.

С 01.01.2015г. введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013г. №400-ФЗ              «О страховых пенсиях», устанавливающий основания и порядок реализации прав граждан РФ на страховые пенсии.

Статья 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ) предусматривает, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ              «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч.1.1 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ).

ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску в указанном решении не оспаривает факт осуществления лечебной деятельности в поселке городского типа (рабочем поселке). Однако, при этом без обоснования применяет календарное исчисление страхового стажа в указанных периодах работы.

Юридически значимыми обстоятельствами являются: установление типа административно-территориального образования населенного пункта - поселка Горячеводский, т.е. принадлежности к поселкам городского типа (рабочему поселку), а также местонахождения лечебно-профилактического учреждения (поликлиника пос.Горячеводский, переименованная в МУЗ «Городская поликлиника №3», МБУЗ «Городская поликлиника №3 города Пятигорска», ГБУЗ СК «Городская поликлиника №3» города Пятигорска, ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3») на территории поселка городского типа.

В соответствии со справкой службы в п.Горячеводский МКУ «Управление по делам территорий г.Пятигорска» от 10.12.2015г. №699, а также сведениями Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю /официальная статистика/ население - 2.Основные показатели: Административно-территориальное и муниципальное устройство Ставропольского края на 01.01.2016, сведениями Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю /официальная статистика/ население - 2.Основные показатели: Административно-территориальное и муниципальное устройство Ставропольского края на 01.01.2018г., сведениями Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю /официальная статистика/ /население, пункт 2.основные показатели: Оценка численности постоянного населения Ставропольского края на 01.01.2019 в разрезе муниципальных образований, Краткого статистического сборника «Ставропольский край в цифрах» Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральном округу, Реестра нормализованных названий ранее существовавших географических объектов, зарегистрированных в АГКГН на 18.11.2010, Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК019-95, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995г. №413, административно-территориальная единица – населенный пункт Горячеводский - посёлок городского типа в муниципальном образовании г.Пятигорск Ставропольского края. До 01.03.2005 по виду административно-хозяйственной деятельности в силу Решения исполкома горсовета от 23.02.1966г. пр. 5 параграф 68 на основании решения крайисполкома № 102 от 07.02.1966г., а также закона Ставропольского края от 29.02.1996г. №1-кз «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края» населенный пункт Горячеводский являлся рабочим поселком.

Таким образом, учитывая, что лечебно-профилактическое учреждение - поликлиника пос.Горячеводский, переименованная в МУЗ «Городская поликлиника №3», МБУЗ «Городская поликлиника №3 г.Пятигорска», ГБУЗ СК «Городская поликлиника №3» г.Пятигорска, ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3», территориально расположено в населенном пункте – п.Горячеводский (подтверждается справкой ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3» от 28.04.2021 б/н), лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения истца осуществлялась в поселке городского типа (до 01.03.2005г. - рабочем поселке). При этом, стаж работы в поселке городского типа, рабочем поселке (при требуемой выслуге –               25 лет) исчисляется календарно.

Пункт 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ №30 от 11.12.2012г.                 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», предусматривает, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

В силу пункта 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ №30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П и согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», периоды лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 01.04.1990 по 25.11.1990 в должности медицинского статистика, с 26.11.1990 по 31.03.1991, с 01.08.1991 по 31.05.1992, с 03.03.1997 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры кабинетной в поликлинике пос.Горячеводский, переименованной в МУЗ «Городская поликлиника №3», расположенной на территории поселка Горячеводский, подлежат льготному исчислению специального стажа: один год работы в поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца.

Также в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с применением Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1066, Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781, части 3,4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П подлежат зачету периоды с 01.11.1999 по 28.04.2001, с 01.06.2001 по 01.08.2018 в должности медицинской сестры кабинетной в МБУЗ «Городская поликлиника №3 города Пятигорска», переименованной в ГБУЗ СК «Городская поликлиника №3» города Пятигорска, ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3», расположенной на территории поселка Горячеводский, в льготном исчислении один год работы в поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца.

С заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО3 обратилась в ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное) 02.08.2018г.

В тоже время, право на указанную пенсию у ФИО3 возникло до 01.01.2019г. в связи с выработкой требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения в поселке городского типа (рабочем поселке) в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не менее 25-ти календарных лет на 01.08.2018г.

В свою очередь, в силу ч.2 ст.10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018г. №350-ФЗ, за гражданами, достигшими до 01.01.2019г. возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем, согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ            «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» у ФИО3 возникло с даты обращения, т.е. с 02.08.2018г.

С учетом заявления об уточнении требований просила признать за ФИО3 право и обязать ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) зачесть ей в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды: с 01.04.1990 по 25.11.1990 в должности медицинского статистика, с 26.11.1990 по 31.03.1991, с 01.08.1991 по 31.05.1992, с 03.03.1997 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры кабинетной в поликлинике пос.Горячеводский, переименованной в МУЗ «Городская поликлиника №3», расположенной на территории поселка Горячеводский, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П и согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в льготном исчислении один год работы в поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца; с 01.11.1999 по 28.04.2001, с 01.06.2001 по 01.08.2018 в должности медицинской сестры кабинетной в МБУЗ «Городская поликлиника №3 города Пятигорска», переименованной в ГБУЗ СК «Городская поликлиника №3» города Пятигорска, ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3», расположенной на территории поселка Горячеводский, в льготном исчислении один год работы в поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца; признать за ФИО3 право и обязать ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию по старости согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ                      «О страховых пенсиях» с даты обращения, т.е. с 02.08.2018г.

В судебном заседании истец ФИО3, будучи надлежащим образом извещенная судом о времени и месте судебного заседания, не явилась, представив заявление о рассмотрении данного гражданского дела в ее отсутствие. С ходатайством об отложении судебного заседания, либо истребовании дополнительных доказательств не обращалась. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившейся ФИО3, приняв во внимание, представленное ею заявление.

В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности – ФИО7, исковые требования ФИО3 к ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное) о поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении, а также заявлении об уточнении исковых требований.

    В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску, действующая на основании доверенности – ФИО8, пояснила, что исковые требования ФИО3 к ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное), заявленные    по данному гражданскому делу, ответчик не признает и возражает против их удовлетворения по основаниям, изложенным в представленных ею письменных возражениях, в которых просила отказать ФИО3 в удовлетворении исковых требований за необоснованностью в полном объеме.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные в условиях состязательности процесса письменные доказательства, и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В подтверждение заявленных требований истцом суду представлены:                  протокол решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости №35 от 30.10.2018, трудовая книжка на имя ФИО3, справка ГБУЗ СК «Городская поликлиника №3» города Пятигорска №176 от 06.04.2021, справка ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3» от 28.04.2021, адвокатский запрос и справка службы в поселке Горячеводский Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам территорий г.Пятигорска» от 10 декабря 2015 года №699, адвокатский запрос и сведения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю /официальная статистика/ /население, пункт 2. основные показатели: Административно-территориальное и муниципальное устройство Ставропольского края на 01.01.2016, на 01.01.2018, Оценка численности постоянного населения Ставропольского края на 01.01.2019 в разрезе муниципальных образований, Краткий статистический сборник «Ставропольский край в цифрах» Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральном округу, Реестр нормализованных названий ранее существовавших географических объектов, зарегистрированных в АГКГН на 18.11.2010, Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО), энциклопедическое определение поселка городского типа, выписка из закона Ставропольского края от 29 февраля 1996 года № 1-кз «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края» (Перечень административно-территориальных образований (единиц) Ставропольского края).

Ответчиком для обозрения суду представлено подлинное отказное пенсионное дело ФИО3

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в подтверждение заявленных требований и возражений.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) государственных учреждений и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Статья 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гражданам РФ гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

С 1 января 2015г. введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания и порядок реализации прав граждан РФ на страховые пенсии.

Так, ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ             «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ).

В силу пункта 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ №30 от 11.12.2012, в случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями (пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

02.08.2018г. ФИО3 обратилась в ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г.               №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

30.10.2018г. ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное) принято решение №35 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии ФИО3 из-за отсутствия необходимого страхового стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно указанному решению ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное), стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по Списку и Правилам от 29.10.2002 №781, с применением правил подсчета стажа, предусмотренных частями 3,4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет 25 лет 3 месяца 25 дней, а с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования, т.е. по нормам Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» составляет 25 лет 11 месяцев 20 дней.

В стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения истца в календарном исчислении включены периоды с 01.04.1990 по 25.11.1990 в должности медицинского статистика, с 26.11.1990 по 31.03.1991, с 01.08.1991 по 31.10.1994 (в том числе отпуск по беременности и родам с 27.01.1992 по 31.05.1992, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 01.06.1992 по 14.10.1993), с 09.03.1995 по 26.07.1995 (отпуск по беременности и родам), с 03.03.1997 по 28.04.2001, с 01.06.2001 по 01.08.2018 в должности медицинской сестры кабинетной в поликлинике пос.Горячеводский, переименованной в МУЗ «Городская поликлиника №3», МБУЗ «Городская поликлиника №3 города Пятигорска», ГБУЗ СК «Городская поликлиника №3» города Пятигорска, ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3», расположенной на территории поселка Горячеводский.

С подобными выводами и принятым ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное) решением истец не согласна.

Указанные обстоятельства суд считает установленными.

При этом, ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное) не учтено наличие у населенного пункта соответствующего статуса поселка городского типа (рабочий поселок) и предусмотренного льготного порядка исчисления специального стажа работникам здравоохранения, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в поселках городского типа, независимо от их возраста.

Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ                         «О страховых пенсиях» (до внесения изменений Федеральным законом от 03.10.2018г. №350-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста названного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу ст.81 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось, прежде всего, с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда).

Списки соответствующих работ, с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, в соответствии со ст. 83 данного Закона также утверждались Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом.

Ответчиком при разрешении вопроса о праве истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основаниям п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, расчете стажа лечебной деятельности, подлежащего зачету, а также правил исчисления этого стажа неправильно применен и истолкован материальный закон, не применен закон, подлежащий применению.

Принципы правовой справедливости предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Федеральный закон от 28.12.2013г. №400-ФЗ, устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе и права на досрочное назначение страховой пенсии по старости для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

В частях 3 и 4 ст.30 названного закона указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В пункте н) части 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665                    «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Вместе с тем, согласно конституционно-правовому смыслу, вытекающему из постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001г. №8-П, определения Конституционного Суда РФ от 20.11.2008г. №868-О-О, возможно сохранение права на включение в стаж соответствующей деятельности времени работы в определенных должностях и учреждениях, за период, когда законодательством предусматривался их зачет в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, утвердившее Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, к периодам работы до 1 октября 1993 года применяется не в обязательном порядке, а только в каждом конкретном случае, в интересах и по волеизъявлению гражданина.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ №30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», указано, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464.

В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П, п.14 Постановления Пленума Верховного суда РФ №30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости согласно п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисление стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения за периоды работы до 01.11.1999 может производиться в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц конституционных прав на пенсионное обеспечение, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, несовместимо и с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску в указанном решении не оспаривает факт осуществления лечебной деятельности в поселке городского типа (рабочем поселке). Однако, как считает суд, при этом без обоснования применяет календарное исчисление страхового стажа в указанных периодах работы.

Юридически значимыми обстоятельствами по мнению суда, являются: установление типа административно-территориального образования населенного пункта - поселка Горячеводский, т.е. принадлежности к поселкам городского типа (рабочему поселку), а также местонахождения лечебно-профилактического учреждения (поликлиника пос.Горячеводский, переименованная в МУЗ «Городская поликлиника №3», МБУЗ «Городская поликлиника №3 города Пятигорска», ГБУЗ СК «Городская поликлиника №3» города Пятигорска, ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3») на территории поселка городского типа.

Судом из записей в трудовой книжке серия установлено, что ФИО3 работает с 01.04.1990 по 25.11.1990 в должности медицинского статистика, с 26.11.1990 по 28.04.2001, с 01.06.2001 по настоящее время в поликлинике пос.Горячеводский, переименованной в МУЗ «Городская поликлиника №3», МБУЗ «Городская поликлиника №3 города Пятигорска», ГБУЗ СК «Городская поликлиника №3» города Пятигорска, ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3».

Из справки ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3» от 06.04.2021 №176 следует, что ФИО3 работала в учреждении с 01.04.1990 по 25.11.1990 в должности медицинского статистика, с 26.11.1990 по 28.04.2001, с 01.06.2001 по настоящее время в должности медицинской сестры кабинетной. В отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет находилась с 01.06.1992 по 14.10.1993, до 3-х лет с 15.10.1993 по 14.04.1995, до 3-х лет с 27.07.1995 по 02.03.1997. Отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков, совмещения профессий, перевода на другие работы, иных периодов (нахождения на военных сборах, участия в выборных компаниях, выполнение гос.обязанностей в качестве народных заседателей, дней отдыха, предоставляемых донорам непосредственно после сдачи крови и ее компонентов для переливания), курсов повышения квалификации нет.

Как следует из справки ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3» от 28.04.2021 б/н, ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3» находится на территории поселка Горячеводский, пр.Советской Армии, 88.

Решением исполкома горсовета от 23.02.1966г. пр. 5 параграф 68 на основании решения крайисполкома № 102 от 07.02.1966г. был образован Горячеводский поселковый совет, который являлся рабочим поселком.

Поселок Горячеводский отнесен к поселку городского типа - городскому поселению (рабочий поселок) на основании закона Ставропольского края от 29 февраля 1996 года № 1-кз «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края» (Перечень административно-территориальных образований (единиц) Ставропольского края), закона Ставропольского края от 1 марта 2005 г. N 9-кз «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края» (принят постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 17 февраля 2005 г. № 1155-III ГДСК), постановления Правительства Ставропольского края от 15 декабря 2005г. № 149-п О мерах по реализации закона Ставропольского края «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края», постановления Правительства Ставропольского края от 4 мая 2006 года №63-п Об утверждении реестра административно-территориальных единиц Ставропольского края (в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 №151-п, от 20.05.2009 № 143-п, от 21.10.2009 № 274-п, от 11.07.2011 № 260-п, от 30.01.2012 № 19-п, от 27.07.2012 № 268-п, от 23.09.2013 № 361-п, от 11.11.2014 № 447-п, от 05.03.2015 № 75-п).

На основании закона Ставропольского края от 29 февраля 1996 года № 1-кз «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края», действовавшего до 01.03.2005, в п.3 Перечня административно-территориальных образований (единиц) Ставропольского края поселок Горячеводский предусмотрен в числе административно-территориальных образований: городские поселения – рабочие поселки.

В силу ст.6 закона Ставропольского края от 1 марта 2005 г. №9-кз «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края» населенные пункты на территории Ставропольского края подразделяются на категории городских населенных пунктов (города и поселки) и сельских населенных пунктов.

Поселком (городским населенным пунктом) является населенный пункт, имеющий промышленное значение, с численностью не менее 5 тысяч человек.

В отдельных случаях поселком (городским населенным пунктом) может являться населенный пункт, имеющий промышленное значение и перспективу экономического развития и роста численности населения, с численностью не менее 3 тысяч человек.

С 01.03.2005 на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 4 мая 2006 года №63-п Об утверждении реестра административно-территориальных единиц Ставропольского края поселок Горячеводский отнесен к поселку городского типа, т.к. в п.п.5 п.1 (городские населенные пункты) названного реестра поселок Горячеводский поименован в соответствии с законом Ставропольского края от 1 марта 2005 г. №9-кз по своему типу «поселком», расположенным на территории г.Пятигорск, с отнесением к категории – «городские населенные пункты».

Суд принимает во внимание, что термин «поселок городского типа» широко применяется в нормативно-правовых актах. Вместе с тем, правового определения понятия поселка городского типа в законодательстве, в т.ч. Законе Российской Федерации от 6 июля 1991 года №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительном кодексе, правовых актах, изданных на местном уровне и на уровне субъекта, а также иных действующих правовых актах не содержится.

В связи с этим считает возможным обратиться к энциклопедическом определению поселка городского типа. Так, посёлок городско?го ти?па - особый по статусу (введён в 1920-х гг.) вид городского поселения в Российской Федерации (прежде – в СССР). Посёлки городского типа отличаются от города меньшей численностью населения, выполняют несельскохозяйственные функции (промышленные, транспортные, строительные, рекреационные, административные). В отличие от сельских поселений, имеют, как правило, большие размеры – от 2500–3000 населения, курортные – от 1000 (эти критерии подлежат региональному регулированию).

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

Поселок городского типа, категория городских поселений в СССР. Обычно П.г.т. выполняют промышленные, транспортные, курортные, административные функции. Именуются по разному: П.г.т., городские поселки, рабочие поселки (Советский энциклопедический словарь).

Одновременно с понятием «посёлок городского типа» в России употребляются термины «рабочий посёлок» и «дачный посёлок». Посёлок городского типа - географический термин, обозначающий тип населённого пункта, а рабочий посёлок (р. п.) и дачный посёлок (д. п.) — понятия административно-хозяйственные (Википедия).

В соответствии с Федеральным законом от 18.12.1997 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» и приказом Минэкономразвития России от 27.03.2014 № 172 «Об утверждении Порядка регистрации и учета наименований географических объектов, издания словарей и справочников наименований географических объектов, а также выполнения работ по созданию Государственного каталога географических названий» осуществляются работы по созданию и ведению Государственного каталога географических названий. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.02.2013 № 220-р работы по созданию Государственного каталога географических названий и его ведению осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных".

В Реестре нормализованных названий ранее существовавших географических объектов, зарегистрированных в АГКГН на 18.11.2010 Ставропольский край, Горячеводский указан, как поселок городского типа (официальные сведения Росреестра).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации.

Официальная статистическая информация - сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.

Согласно ст.4 закона одними из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики являются: 1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами); 2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии; 3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов.

В силу части 11 статьи 5 (официальный статистический учет) названного закона, распространение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети "Интернет".

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 года №420, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. №420 определены полномочия службы, такие, как представление в установленном порядке официальной статистической информации.

Таким образом, исходя из законодательно определенных полномочий Росстат, следует, что информация, представляемая данной службой, носит характер официальной, т.е. влияющей на осуществление прав и свобод гражданина, и как следствие влекущей определенные юридические последствия, а сама служба выступает в качестве официального источника.

В свою очередь, как следует из Краткого статистического сборника «Ставропольский край в цифрах» Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральном округу, сведений Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю /официальная статистика/ население - 2.Основные показатели: Оценка численности постоянного населения Ставропольского края на 01.01.2019 года в разрезе муниципальных образований, Административно-территориальное и муниципальное устройство Ставропольского края на 01.01.2016, на 01.01.2018 административно-территориальное образование р.п.Горячеводский отнесен к поселку городского типа.

Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК019-95, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 №413, населенный пункт Горячеводский классифицируется как поселок городского типа, подчиненный администрации города Пятигорска.

Из справки службы в поселке Горячеводский Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам территорий г.Пятигорска» от 10 декабря 2015 года №699, полученная по адвокатскому запросу, усматривается, что Решением исполкома горсовета от 23.02.1966г. пр. 5 параграф 68 на основании решения крайисполкома № 102 от 07.02.1966г. был образован Горячеводский поселковый совет, который являлся рабочим поселком.

Поселок Горячеводский отнесен к поселку городского типа - городскому поселению (рабочий поселок) на основании закона Ставропольского края от 29 февраля 1996 года № 1-кз «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края» (Перечень административно-территориальных образований (единиц) Ставропольского края), закона Ставропольского края от 1 марта 2005 г. N 9-кз «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края» (принят постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 17 февраля 2005 г. № 1155-III ГДСК), постановления Правительства Ставропольского края от 15 декабря 2005г. № 149-п О мерах по реализации закона Ставропольского края «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края», постановления Правительства Ставропольского края от 4 мая 2006 года №63-п Об утверждении реестра административно-территориальных единиц Ставропольского края (в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 №151-п, от 20.05.2009 № 143-п, от 21.10.2009 № 274-п, от 11.07.2011 № 260-п, от 30.01.2012 № 19-п, от 27.07.2012 № 268-п, от 23.09.2013 № 361-п, от 11.11.2014 № 447-п, от 05.03.2015 № 75-п).

Законодателем выделены две дифференцированные группы: поселки городского типа (рабочие поселки) и сельская местность, что не позволяет отождествлять поселок городского типа (рабочий поселок) с сельской местностью.

Данная позиция согласуется с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР                 от 17 августа 1982 года О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, в разделе II пункте 4 которого предусмотрено, что населенные пункты, находящиеся на территории РСФСР, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским - все остальные населенные пункты.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что поселок городского типа (рабочий поселок) относится к городским населенным пунктам и не является сельской местностью.

В свою очередь, суд приходит к выводу, что в соответствии со справкой службы в поселке Горячеводский Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам территорий г.Пятигорска» от 10 декабря 2015 года №699, а также сведениями Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю /официальная статистика/ население - 2.Основные показатели: Административно-территориальное и муниципальное устройство Ставропольского края на 01.01.2016, сведениями Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю /официальная статистика/ население - 2.Основные показатели: Административно-территориальное и муниципальное устройство Ставропольского края на 01.01.2018, сведениями Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю /официальная статистика/ /население, пункт 2.основные показатели: Оценка численности постоянного населения Ставропольского края на 01.01.2019 в разрезе муниципальных образований, Краткого статистического сборника «Ставропольский край в цифрах» Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральном округу, Реестра нормализованных названий ранее существовавших географических объектов, зарегистрированных в АГКГН на 18.11.2010, Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК019-95, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 №413, административно-территориальная единица – населенный пункт Горячеводский - посёлок городского типа в муниципальном образовании г.Пятигорск Ставропольского края. До 01.03.2005 по виду административно-хозяйственной деятельности в силу Решения исполкома горсовета от 23.02.1966г. пр. 5 параграф 68 на основании решения крайисполкома № 102 от 07.02.1966г., а также закона Ставропольского края от 29 февраля 1996 года № 1-кз «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края» населенный пункт Горячеводский являлся рабочим поселком.

Таким образом, суд учитывает, что лечебно-профилактическое учреждение - поликлиника пос.Горячеводский, переименованная в МУЗ «Городская поликлиника №3», МБУЗ «Городская поликлиника №3 города Пятигорска», ГБУЗ СК «Городская поликлиника №3» города Пятигорска, ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3», территориально расположено в населенном пункте – поселке Горячеводский (подтверждается справкой ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3» от 28.04.2021 б/н), лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения истца осуществлялась в поселке городского типа (до 01.03.2005г. - рабочем поселке). При этом, стаж работы в поселке городского типа, рабочем поселке (при требуемой выслуге – 25 лет) исчисляется календарно.

Пункт 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ №30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», предусматривает, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа.

Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Суд приходит к выводу, что в силу пункта 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ №30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П и согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», периоды лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 01.04.1990 по 25.11.1990 в должности медицинского статистика, с 26.11.1990 по 31.03.1991, с 01.08.1991 по 31.05.1992, с 01.04.1994 по 31.10.1994, с 03.03.1997 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры кабинетной в поликлинике пос.Горячеводский, переименованной в МУЗ «Городская поликлиника №3», расположенной на территории поселка Горячеводский, подлежат льготному исчислению специального стажа: один год работы в поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца.

Также по мнению суда, в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с применением Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1066, Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781, части 3,4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П подлежат зачету периоды с 01.11.1999 по 28.04.2001, с 01.06.2001 по 01.08.2018 в должности медицинской сестры кабинетной в МБУЗ «Городская поликлиника №3 города Пятигорска», переименованной в ГБУЗ СК «Городская поликлиника №3» города Пятигорска, ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3», расположенной на территории поселка Горячеводский, в льготном исчислении один год работы в поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца.

У суда не имеется оснований сомневаться в объективности и истинности сведений, содержащихся в представленных истцом документах и пояснениях ее представителя, поскольку суду, в условиях состязательности процесса, предусмотренного ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, которые бы опровергли эти сведения, в связи с чем, суд считает установленным, что ФИО3 в оспариваемых периодах была занята на работах с непосредственным осуществлением лечебной деятельности в учреждении здравоохранения в поселке городского типа (рабочем поселке).

Ответчиком в судебном заседании не представлено доказательств, опровергающих доводы истца.

В части 1.1. ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции на 01.01.2019) предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

В приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» - Сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста), в 2019 году предусмотрен срок назначения страховой пенсии по старости – не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Примечание: лицам, указанным в п. 19 - 21, которые приобретут соответствующий стаж с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия может быть назначена на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложением 7 (ч.3 ст.10. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

С заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО3 обратилась в ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску (межрайонное) 02.08.2018г.

В тоже время, право на указанную пенсию у ФИО3 возникло до 01.01.2019 в связи с выработкой требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения в поселке городского типа (рабочем поселке) в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не менее 25-ти календарных лет на 01.08.2018.

В свою очередь, в силу ч.2 ст.10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 №350-ФЗ, за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем, согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, суд считает, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» у ФИО3 возникло с даты обращения, т.е. с 02.08.2018.

Удовлетворяя требования истца, суд учитывает, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ все равны перед Законом и судом. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения и других обстоятельств. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

Согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.12.1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

При таких обстоятельствах, установленных судом, исковые требования              ФИО3 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

                                                                Р Е Ш И Л :

                                                                Исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании права и возложении обязанности на ответчика зачесть истцу в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения соответствующие периоды работы в поселке городского типа, признании права и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, удовлетворить.

Признать за ФИО3 право на включение в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов: с 01.04.1990г. по 25.11.1990г. в должности медицинского статистика, с 26.11.1990г. по 31.03.1991г., с 01.08.1991г. по 31.05.1992г., с 01.04.1994г. по 31.10.1994г., с 03.03.1997г. по 31.10.1999г. в должности медицинской сестры кабинетной в поликлинике п.Горячеводский, переименованной в МУЗ «Городская поликлиника №3», расположенной на территории поселка Горячеводский, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П и согласно п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в льготном исчислении один год работы в поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца;

с 01.11.1999г. по 28.04.2001г., с 01.06.2001г. по 01.08.2018г. в должности медицинской сестры кабинетной в МБУЗ «Городская поликлиника №3 г.Пятигорска», переименованной в ГБУЗ СК «Городская поликлиника №3» г.Пятигорска, ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3», расположенной на территории поселка Горячеводский, в льготном исчислении один год работы в поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) зачесть ФИО3 в страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды: с 01.04.1990г. по 25.11.1990г. в должности медицинского статистика, с 26.11.1990г. по 31.03.1991г., с 01.08.1991г. по 31.05.1992г.,           с 01.04.1994г. по 31.10.1994г., с 03.03.1997г. по 31.10.1999г. в должности медицинской сестры кабинетной в поликлинике п.Горячеводский, переименованной в МУЗ «Городская поликлиника №3», расположенной на территории поселка Горячеводский, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П и согласно                           п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в льготном исчислении один год работы в поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца;

с 01.11.1999г. по 28.04.2001г., с 01.06.2001г. по 01.08.2018г. в должности медицинской сестры кабинетной в МБУЗ «Городская поликлиника №3 г.Пятигорска», переименованной в ГБУЗ СК «Городская поликлиника №3» г.Пятигорска, ГБУЗ СК «Пятигорская городская поликлиника №3», расположенной на территории поселка Горячеводский, в льготном исчислении один год работы в поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца.

Признать за ФИО3 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения, т.е. с 02.08.2018г.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости согласно                  п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»                 с даты обращения, т.е. с 02.08.2018г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.

Судья                                                                                                  А.С. Беликов

2-2385/2021 ~ М-2377/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шевцова Елена Васильевна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городу курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное)
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
Беликов А.С.
Дело на странице суда
piatigorsky--stv.sudrf.ru
04.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2021Передача материалов судье
04.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2021Дело оформлено
23.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее