РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2016 года г. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Суюшовой С.А.,
при секретаре Малашихиной В.Н.,
рассмотрев гражданское дело по иску К.И.А. к В.Е.М. о возложении обязанностей снести самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Истец К.И.А. обратилась в суд с иском к В.Е.М. о возложении обязанностей снести самовольную постройку, расположенную на земельном участке, площадью *** кв.м., кадастровый ***, предоставленном ответчику на праве аренды по адресу ***, района ***, для строительства индивидуального жилого дома.
В исковом заявлении указала, что на основании договора мены от ***, зарегистрированного *** году и свидетельства о праве собственности ***, она является собственником 1/2 доли жилого ***, расположенного по адресу: *** участок, площадью *** кв.м., на котором расположен указанный жилой дом, предоставлен ей в аренду на 25 лет под эксплуатацию жилого дома и хозяйственных построек.
Примерно в конце *** года на соседнем участке, где располагалась детская площадка, началось строительство многоквартирного дома. После ее обращения в комитет по муниципальной собственности *** и в управление архитектуры и градостроительства *** с целью выяснения того, кем ведется строительство и на каком основании, ей стало известно, что на земельном участке по *** в районе ***, возведен фундамент. Данный земельный участок предоставлен В.О.В. по индивидуальное жилищное строительство в соответствии с соглашением о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от *** ***-з от ***.
*** В.О.В. обратилась в Администрацию *** с заявлением о выдаче ей разрешения на строительство индивидуального жилого дома. На основании соглашения о переуступке прав и обязанностей от *** года по договору аренды земельного участка от *** № З-з, а также на основании соглашения о переуступке прав и обязанностей от *** по договору аренды земельного участка от *** № З-з в пользование ответчика В.Е.М. перешел земельный участок, который ранее находился в пользовании В.О.В., площадью *** кв.м, кадастровый ***.
В настоящее время на указанном земельном участке приступили к строительству уже третьего этажа с выведением на её участок лоджий, тем самым полностью затеняя ее дом и земельный участок. Планируемое проживание в строящемся многоквартирном доме будет составлять не менее десяти семей.
Осуществлять строительство, в том числе жилое, возможно в основном только на землях поселений. Для этого выделяются определенные территориальные зоны. Застройка должна производиться только в соответствии с градостроительным регламентом, который обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны с видом разрешенного использования. В соответствии со статьей 6 Постановления Правительства РФ N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
От многоквартирного отличаются объекты индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49 ГрК РФ).
Таким образом, многоквартирный дом от индивидуального жилого отличается наличием квартир с самостоятельными выходами на земельный участок либо в помещения общего пользования. Также в многоквартирном доме, в отличие от индивидуального жилого, имеются элементы общего имущества собственников квартир, при этом нет ограничения по этажности и, что вполне логично, по количеству проживающих в многоквартирном доме семей. В то же время индивидуальный жилой дом должен быть предназначен для проживания одной семьи и иметь не более трех этажей. На первый взгляд отличия очевидны и понятны.
Например: «Таунхаус - малоэтажный жилой дом, разделенный на несколько многоуровневых квартир с раздельными входами, то есть многоквартирный жилой дом. На земельном участке с разрешенным использованием ИЖС должен быть отдельностоящий жилой дом на одну семью (п. 3 cт. 48 ГК РФ): объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) Но ни как не квартира. Отличие в cт. 16 ЖК РФ. Когда объектом права является квартира, значит дом, в котором она, многоквартирный - явное противоречие с ИЖС. Строительство на земле для индивидуального жилищного строительства многоквартирного дома - нарушениеразрешенного использования» - письмо Минстройжилкомхоза РФ от ***.
С ней данное строительство никто не согласовывал. Ответчик возводит уже третий этаж дома, при этом отступив от границы ее земельного участка всего лишь на 3 метра. По границе ее участка проходит забор. Строители роняют кирпичи и разный мусор на ее участок. Вместе с ней проживают несовершеннолетние внуки, за здоровье и безопасность которых она опасается. Так же полагает, что строительство спорного дома ведется с нарушением норм и правил.
Действительный коэффициент застройки указанного земельного участка составляет более 70%, в отличие от установленных СП 42.13330.2011 40%.
Налицо нарушение ст. 69 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" т.е. минимальное расстояние от спорного дома с северной стороны до соседнего дома составляет 3 метра вместо 6 метров.
Данный объект недвижимого имущества возводится без получения разрешения на строительство, что дает основание считать возводимый ответчиком объект недвижимости самовольной постройкой в силу ст. 222 ГК РФ.
В соответствии с указанной нормой самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, при этом самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, устанавливающим, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях - в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, только если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании представитель истицы К.И.А., по доверенности П.С.В. исковые требования полностью поддержала, просила суд их удовлетворить.
Ответчик В.Е.М. направила в суд отзыв на иск, в котором указала, что требования истца о сносе строения расположенного на ее земельном участке по адресу : Ессентуки, ***, (район ***) ею не принимаются, по следующим правовым основаниям: она является арендатором земельного участка и имеет законное право проектировать, строить и эксплуатировать жилые здания и сооружения.
Ею принято решение о строительстве на земельном участке 2- этажного жилого дома для проживания ее семьи.
Основанием для проектирования дома послужила следующая причина: срочный переезд в Россию с Украины с территории боевых действий на Донбассе, ***, ее родственников (Б.В.И., ее дедушка, 1943 года рождения, В.С.П., 1958 года рождения, дядя ее мамы). В настоящее время ими получен 1 вид на жительство в Российской Федерации и квота на трудоустройство в Российской Федерации. Вопрос о месте проживания является очень существенным для нее и ее семьи, в связи с экстренным порядком прибытия в Россию ее родственников. И отсутствием у них собственного жилья.
Ее дедушка, Б.В.И., требует постоянного ухода из-за проведенной полной ампутации обеих ног. Он находится на полном ее содержании и иждивении. Разумеется, что ухаживать за пожилым человеком на инвалидности, необходимо в удобных и комфортных условиях. Поэтому она приняла решение о проектировании и строительстве жилого дома с такой планировкой, которая позволяет иметь автономный вход и систему жизнеобеспечения каждому члену ее семьи. Наиболее удобным с инженерной точки зрения и подходящим для реализации ее целей является дом блокированного типа. Проект которого, она разработала и будет возводить.
Утверждения истца о строительстве многоквартирного дома и возведении трех этажей на ее участке являются ложными. В настоящее время ею установлен фундамент и опорные стены первого этажа. Балконов, перекрытий, лестниц- нет. Просит суд отказать истцу в иске и дать правовую оценку ее ложным доводам.
Представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать, поддержав доводы ответчика.
Истец, ответчик и представители третьих лиц- администрации *** и Управления архитектуры и градостроительства администрации *** в судебное заседание не явились, были надлежаще уведомлены о времени и месте судебного заседания. Суд, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Заслушав объяснения, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные истицей, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защиту собственности, ее охрану законом (статьи 8 и 35, части 1 и 2). Право собственности, как следует из статей 1, 2, 15 (часть 4), 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 46 Конституции Российской Федерации, наряду с другими важнейшими правами гарантируется в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина и реализуется на основе принципов неприкосновенности собственности и ее всемерной защиты.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств, и способов защиты. Способ защиты права должен быть соразмерным нарушению прав. При этом, лицо, как физическое, так и юридическое, права и законные интересы которого нарушены, вправе обращаться за защитой к государственным или иным компетентным органам (в частности в суд общей юрисдикции).
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление действует самостоятельно в пределах своих полномочий. Согласно указанной норме, п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ использование земель-поселений и зонирование их территорий отнесено к ведению органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до ***, так как правоотношения возникли до указанной даты), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу требований ст. 304 ГК РФ собственник вправе требовать всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Обращение К.И.А. с настоящим иском соответствует требованиям закона.
В судебном заседании установлено, что на основании договора мены от *** зарегистрированного *** году и свидетельства о праве собственности ***, К.И.А. является собственником 1/2 доли жилого ***, расположенного по адресу *** участок площадью *** кв.м., на котором расположен указанный жилой дом, предоставлен ей в аренду на 25 лет под эксплуатацию жилого дома и хозяйственных построек.
Правообладателем второй 1/2 доли жилого ***, является К.В.М., что указано в выписке из ЕГРП.
Земельный участок, расположенный по адресу: ***, общей площадью *** кв.м., кадастровый *** предоставлен в аренду К.А.С. на основании договора аренды от *** *** сроком на 25 лет под эксплуатацию жилого дома и хозяйственных построек.
Земельный участок и жилой дом Кащенко не граничат с участком ответчика В.Е.М..
Земельный участок, общей площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, предоставлен в аренду А.В.В. сроком на 10 лет, под индивидуальное жилищное строительство.
Соглашением от *** о переуступке прав и обязанностей по договору аренды, перешли от А.В.В. к В.О.В., затем, на основании соглашения от *** г. о переуступке прав и обязанностей по договору аренды, перешли от В.О.В. к З.И.П.
*** на основании соглашения о переуступке от *** права и обязанности по договору аренды перешли от З.И.П. к В.Е.М.
В настоящее время правообладателем спорного земельного участка является В.Е.М.
Согласно статье 51 (пункты 1, 2) Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Разрешение на строительство является единственным законным основанием для осуществления заинтересованным лицом строительства объектов недвижимости, их реконструкции (капитального ремонта).
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
*** администрацией *** В.О.В. выдано разрешение под строительство индивидуального жилого дома. *** объекта *** кв.м., количество этажей-3, строительный объем *** куб.м., в том числе подземная часть *** куб.м.
Из этого следует вывод, что В.О.В. могла осуществлять строительство только индивидуального жилого дома.
Разрешение на строительство на имя В.Е.М. не выдавалось.
В.Е.М. осуществляет строительство объекта капитального строительства: блокированного многосемейного жилого дома.
В материалы дела представлена проектная документация, которая разработана на дом, общей площадью - *** кв.м., количество этажей-2, строительным объемом *** куб. м., в том числе надземной части - ***
Таким образом, однозначно следует сделать вывод, что проект изготовлен уже заведомо со значительным отступлением от выданного разрешения: *** администрацией *** В.О.В. выдано разрешение под строительство индивидуального жилого дома. *** объекта *** кв.м., количество этажей-3, строительный объем *** куб.м., в том числе подземная часть *** куб.м.
В материалы дела также представлены иные документы:
Так, в проекте водоснабжения и водоотведения предусмотрено, что он разработан на индивидуальный жилой дом, более того, только на 3 потребителей- см. нормативный расчет в данном проекте.
Согласно представленных конструктивных решений, проектная документация разрабатывалась уже не для индивидуального жилого дома, а для многосемейного жилого дома.
В архитектурно- планировочном решении отражено, что дом состоит из семи сблокированных секций.
По данному делу проведена судебная экспертиза *** от ***.
Экспертом установлено, что земельный участок, с кадастровым номером ***, на котором возведено спорное строение, расположено в пределах территории ранее сложившейся жилой зоны со сформированной планировочной структурой в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории.
Экспертом выявлено нарушение требований СП 42.1333.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
В соответствии с приложением «А» к СП 14.1333.2014 «Строительство в сейсмических района» и общему сейсмическому районированию территории Российской Федерации ОСР-97, постановлению Минстроя России от 26.07.1995 года за № 18-79, исследуемый объект расположен, на площадке в сейсмичностью- 8 баллов. Все здания и сооружения находящиеся в этой зоне должны соответствовать требованиям СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах» актуализированная редакция СНиП II-7-81*.
В процессе проведения экспертизы эксперт произвел измерения геометрических параметров объекта и его расположения относительно границ земельного участка. По результатам измерения составлена схема***. Согласно схеме *** расстояние от исследуемого объекта до ограждения участка составляет один метр, что не соответствует требованиям СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
В соответствии с требованиями СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» п. 5.3.2. Усадебный, одно- двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м., от красной линии проездов- не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий, улиц и проездов должно быть не менее 5 м.
Спорный объект отстоит от красной линии улицы на 1 метр, что не соответствует требованиям СП 30-102-99.
Коэффициент застройки возводимого строения на момент проведения обследования, установленный на основании результатов обследования, составляет Кз = 0,6, что не соответствует требованиям показателей плотности застройки участков в соответствии с СП 42.13330. 2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
По результатам натурного обследования объекта с измерением геометрических параметров объекта и его расположения на земельном участке проведен анализ на соответствие требованиям нормативных документов установленных для данного типа объектов, а именно: СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». При проведении анализа установлено, что возводимое строение, расположенное по адресу: ***, в районе ***, не соответствует требованиям данного нормативного документа.
Экспертом выявлены следующие дефекты конструкции здания: в фундаменте разность осадков отсутствует, имеются поверхностные разрушения от влаги. Отсутствуют: отмостка, состояние гидроизоляции, перегородки, перекрытия, кровля, окна, двери. Во внутренних несущих стенах отсутствует гидроизоляционный слой между стенами и фундаментом. На наружных стенах выявлено выступление соли, разрушение кирпича от осадков, фрагментарно швы между блоками не заполнены.
На момент проведения экспертизы отделочные работы не завершены.
Экспертом установлено, что на вновь строящиеся и реконструируемые отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства). А также на вновь строящиеся и реконструируемые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), если они:
- не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков;
- не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков;
- имеют самостоятельные системы вентиляции;
- имеют самостоятельные системы отопления или индивидуальные вводы и подключения к внешним тепловым сетям; распространяется действие требований СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные». Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 блокированные дома, не отвечающие этим условиям, проектируют и строят в соответствии с требованиями СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» актуализированная редакция СНиП 31-01-2003.
Исследуемый объект, расположенный по адресу: ***, в районе ***, на основании результатов обследования и анализа проектной документации, имеет все признаки жилого дома блокированной застройки. Однако, на основании градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ***, под регистрационным номером *** установлено, что все семь блоков возводимого строения, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, расположены на одном земельном участке с кадастровым номером ***
Дальнейшее определение соответствия требованиям к исследуемому объекту произведено в соответствии с СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» актуализированная редакция СНиП 31-01-2003, как к зданию жилому многоквартирному.
Спорный объект является зданием с классом функциональной пожарной опасности Ф 1.3- многоквартирные жилые дома. Наличие помещений с постоянным пребыванием людей - в состав объекта входят помещения с постоянным пребыванием людей.
Кроме того, экспертом указано, что на момент исследования возводимый В.Е.М. объект не соответствует требованиям объекта индивидуального жилищного строительства, как жилой дом блокированной застройки.
Согласно выводам эксперта: установлены значительные отступление от разрешения на строительство, а именно: согласно разрешению на строительство № *** от *** Администрация *** края разрешает строительство объекта капитального строительства индивидуального жилого дома общей площадью - ***, количеством этажей - 3, строительным объёмом *** в том числе подземной частью ***, тогда как проектная документация, на основании которой ведётся строительство, разработана на многоквартирный жилой дом общей площадью - ***, количеством этажей - 2, строительным объёмом ***, в том числе надземной части ***
Выявлено нарушение требований градостроительного плана земельного участка, регистрационный номер ***. (в части Лист 2 - Минимальные отступы от границ земельного участка. Места допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Красные линии застройки), согласно которому места допустимого размещения зданий находятся на удалении от «красной» линии на 5 метров. На основании проведённого обследования установлено, что исследуемый объект отстоит от красной линии улицы на удалении 1 метр. При проведении анализа на соответствие нормативной документации, предъявляемой к данному типу строений, установлены отступления от:
СП 30-102-99. «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». Исследуемый объект отстоит от красной линии улицы на 1 метр, что не соответствует требованиям.
СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Коэффициент застройки возводимого строения на момент проведения обследования, установленный на основании результатов обследования, составляет Кз = 0.6, что не соответствует требованиям показателей плотности застройки участков К = 0,4.
Коэффициент застройки на момент проведения обследования Кз = 0.62 или 62%.
Коэффициент застройки согласно проектным данным Кз = 0.73 или 73%, что не соответствует требованиям СП 42.13330.2011
«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»: Коэффициент плотности застройки участков К = 0,4.
В результате проведенного анализа на соответствие требованиям нормативной документации, обеспечивающей защиту жизни и здоровья граждан, установлено, что объект незавершенного строительства - жилой дом, расположенный: ***, в районе ***, на момент проведения экспертизы, возведен с отступлением от проекта - отсутствуют запроектированные монолитные сердечники по серии 2.160-6с в, 1 по типу узла 17. Данное отступление изменяет конструктивную систему здания и ведёт к нарушению требований механической безопасности и безопасности при опасных природных процессах и явлениях.
Возводимый объект расположенный по адресу: ***, в районе ***, не соответствует требованиям СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные» и является многоквартирным жилым домом.
На момент проведения экспертизы на объекте возведены стены первого этажа.
Проектной документацией разработанной ООО «Городское бюро градостроительного заказа» г. Ессентуки на строительство блокированного многосемейного жилого дома расположенного по адресу: ***, в районе ***, запроектирован 2 (двух) этажный жилой дом.
Суд соглашается с выводами эксперта, так как они объективны и подтверждены материалами дела. Экспертиза проведена квалифицированным лицом- экспертом, основана на материально технических исследованиях с использованием современных методик и необходимой научной и технической литературы.
Оснований сомневаться в выводах эксперта у суда не имеется.
Эксперт, допрошенный в судебном заседании, подтвердил выводы, указанные в экспертизе.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с Решением Совета города Ессентуки от *** *** утверждена зона градостроительных регламентов отдельных территориальных зон города Ессентуки. Так, определены основные виды разрешенного использования:
- индивидуальные жилые дома коттеджного типа и коттеджно-блокированного типа с приусадебным участком и без;
- индивидуальные жилые дома усадебного типа с приусадебным участком;
- отдельно стоящие двухквартирные дома с приусадебным участком и без;
- блокированные двух- и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебным участком;
- блокированные многосемейные жилые (до 3 этажей) дома без приусадебного участка;
- блокированные многосемейные жилые дома с территориями общего пользования;
Установлены условные виды разрешенного использования:
- индивидуальные жилые дома коттеджного типа и коттеджно-блокированного типа, с приусадебным участком и без, с размещением на первом этаже помещений общественного назначения - магазинов, офисов, объектов бытового обслуживания (площадью не более 40% от общей площади здания).
В силу требований ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.
Анализ заключения эксперта и проектной документации, а также разрешения на строительство подтверждают доводы истца о том, что возводимый объект не соответствует разрешению на строительство, является самовольным.
Статьей 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Согласно части 3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
В силу требований ст. 49 ГрК рФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Как установлено в судебном заседании, работы по строительству спорного объекта ведутся на основании проекта, разработанного ООО «Городское земельное бюро градостроительного заказа» ***.
При разработке проекта были нарушены требования СП 30- 102-99. « Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства».
В силу требований ст. 48 ГрК РФ лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.
Работы по строительству исследуемого объекта были произведены с отступлениями от проектной документации, а именно:
1. Изменение строительного материала стен с керамзитобетонного блока толщиной 400 мм, на бетонный пустотелый блок толщиной 400 мм.
2. Отсутствие мероприятий по повышению энергоэффективности наружных ограждающих конструкций.
3. Отсутствие запроектированных монолитных сердечников по серии 2.160-бс в,1 по типу узла 17. Данное отступление изменяет конструктивную систему здания и ведёт к нарушению требований технических регламентов.
Выявлены нарушения требований противопожарной безопасности. Согласно ст. 69, Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты (за исключением жилых, общественных зданий, детских и спортивных площадок) при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных частью 1 статьи 9, частью 2 статьи 36, статьей 58 Конституции Российской Федерации, обеспечивается, в том числе, путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Как установлено в судебном заседании, спорное строение возведено с нарушением разрешения, с отступлением от проекта - отсутствуют запроектированные монолитные сердечники по серии 2.160-6с в, 1 по типу узла 17. Указанное отступление изменяет конструктивную систему здания и ведёт к нарушению требований механической безопасности и безопасности при опасных природных процессах и явлениях.
Соответственно, указанное строение несет в себе угрозу жизни и здоровью граждан.
Как установлено требованиями СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные», актуализированная редакция СНиП 31-02-2001:
Настоящий свод правил распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые отдельно стоящие жилые дома (далее - дома) с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).Настоящий свод правил распространяется также на вновь строящиеся и реконструированные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет вход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной постройки), если они:
не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков;
не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков;
имеют самостоятельные системы вентиляции;
имеют самостоятельные системы отопления или индивидуальные вводы и подключения к внешним тепловым сетям.
Блокированные дома, не отвечающие этим условиям, проектируют и строят в соответствии с требованиями СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные».
Возводимое строение расположено на земельном участке с кадастровым номером: 26:30:030107:45, на основании материалов дела, согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, наделёно признаками общего имущества.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Спорный объект, расположенный по адресу: ***, в районе ***, не соответствует требованиям объекта индивидуального жилищного строительства.
Суд отмечает, что эксперт в своем заключении опирался на нормы, определяющие строительство многоквартирных объектов.
Требованиями ст. 38 ГрК РФ установлено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
В указанной части В.Е.М. также допустила нарушения закона, что указано выше.
Ответчик В.Е.М. указывает, что строение ею возведено для собственной семьи, переезжающей из другого государства. Однако, наличие отдельных входов, самостоятельных систем отопления, самостоятельных вентиляционных систем, строение представляет собой семь блоков с отдельными входами и выходами, однозначно указывает, что спорное строение предназначено для проживания не одной семьи, а, как минимум, семи семей.
В соответствии с п. 3 ст. 25 ФЗ от 17.11.95 №169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в РФ” лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привестиархитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Часть 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Суд отмечает, что снос самовольно возведенного строения является крайней мерой гражданско правовой ответственности, поскольку оно должно быть соразмерным нарушенному праву.
Однако, исследование всех доказательств по делу указывает на невозможность сохранения спорного строения, поскольку спорное строение возведено на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Разрешение на его строительство ответчиком не получено.
Поскольку возводимый спорный объект- жилой дом является самовольным, многоквартирным (а не индивидуальным), более того, его возведение и сохранение нарушает строительные нормы и правила, то к нему возможно применить такую крайнюю меру гражданско - правовой ответственности как снос.
Частью 3 ст. 76 ЗК РФ установлено, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Установленные значительные нарушения создают препятствия для пользования истицей своим объектом недвижимости. Собственником которого она является в установленном порядке.
Отмеченные нарушения создают угрозу жизни и здоровья, в том числе для истицы. Дом и надворные сооружения которой находятся в непосредственной близости с возводимым объектом.
Ответчиком в рамках требований ст. 56 ГПК РФ не доказан факт законности возведенного строения, а значит, спорное строение является самовольным и подлежит сносу.
В соответствии со статьей 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:
суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С ответчика подлежат взысканию расходы, понесенные истцом за экспертизу, проведенную ООО Краевое экспертное учреждение «Гарант Эксперт» в сумме *** рублей.
РУКОВОДСТВУЯСЬ ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать В.Е.М. снести самовольно возведенную постройку, расположенную на земельном участке, площадью *** кв.м., кадастровый ***, по адресу: ***, район ***.
Взыскать с В.Е.М. в пользу ООО Краевое экспертное учреждение «Гарант Эксперт» судебные расходы по оплате экспертизы в сумме *** рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ессентукский городской суд.
Председательствующий: