ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 28 июля 2021 года
Судья Советского районного суда г. Самары Лапшина З.Р., рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Горбунова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <данные изъяты>, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
В Советский районный суд г. Самара поступил протокол сер. 21 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Горбунова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> совершил административное правонарушение при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 33 минуты, находился в общественном месте по адресу: <адрес>, опорный пункт №, в нарушение в нарушение п.2.5 Постановления Губернатора Самарской области № 365 от 16.12.2020 не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маску), тем самым не выполнил пп. «а», «б» п.3 «Правил поведения обязательных для использования гражданами и организациями при повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», утвержденных Постановлением Правительства №417 от 02.04.2020.
Суд, изучив протокол и приложенные материалы, приходит к выводу, что административный протокол в отношении Горбунова В.А. подлежит возврату по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно п.п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в протокол об административном правонарушении внесены исправления в фамилии и имени, а также в указании части ст.20.6.1 КоАП РФ, а именно часть «1» исправлена на часть «2». Между тем, данные исправления не подписаны должностным лицом и не датированы. Кроме того, в протоколе отсутствует подпись Горбунова В.А., которая бы свидетельствовала об его осведомленности о внесенных изменениях в протокол. Какие-либо сведения о надлежащем подтверждение извещения о необходимости явиться для внесения изменений в протокол, не имеется.
Кроме того, из рапорта УУП ОП № Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 следует, что им был составлен протокол в отношении Горбунова В.А. по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. В протоколе 21 № от ДД.ММ.ГГГГ само существо правонарушения не соответствует диспозиции ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в указанный протокол.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
При таких обстоятельствах, протокол сер. 21 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Горбунова В.А. подлежит возврату начальнику ОП № 3 У МВД России по г. Самаре для устранения указанных нарушений.
На основании выше изложенного и руководствуясь п.4 ст.29.4 КоАП РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол об административном правонарушении сер. 21 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Горбунова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: <адрес>Б, <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, пер. Карякина, <адрес>, начальнику ОП № 3 У МВД России по <адрес> – для устранения недостатков.
Разъяснить, что в соответствии с ч.2 ст.28.8 КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи.
Судья З.Р. Лапшина