Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 3 » октября 2014 года
г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., при секретаре Полстьяновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой М.С. к администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области об обязании предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась с данным иском указав, что относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находилась под опекой бабушки. В 2003 году за ней закреплялось жилое помещение опекуна по адресу <адрес>, 1/2 доля которого после смерти бабушки перешла к ней по наследству. Данное жилое помещение признано непригодным для проживания, и постановлением администрации м.р.Нефтегорский от 6.05.2014 года она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. С 18 лет проживает в г.Самаре, приобрести жилье на собственные средства не имеет возможности. В настоящее время у нее отсутствует жилое помещение, в котором могла бы проживать без вреда для жизни и здоровья. В связи с этим со ссылкой на ст.109.1 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.9 Закона Самарской области № 135-ГД от 28.12.2012 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» просила обязать ответчика обеспечить ее благоустроенным жилым помещением, обратив решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истицы заявленные требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что в муниципальном жилищном фонде отсутствуют жилые помещения, которые могли бы быть включены в специализированный жилищный фонд, отвечающие требованиям Закона Самарской области № 135-ГД от 28.12.2012 года. На поступившие средства областного и федерального бюджета планируется приобретение указанных жилых помещений и обеспечение ими лиц данной категории не ранее 1.12.2014 года в соответствии с утвержденным графиком освоения этих денежных средств, и ускорить данный процесс невозможно ввиду необходимости соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ от 5.04.2013 года. Приобретенные жилые помещения планируется предоставить детям-сиротам и лицам из их числа, в отношении которых вступили в силу и не исполнены судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями по состоянию на август 2014 года. Истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании постановления от 6.05.2014 года и значится под № 45. Она является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, которое признано непригодным для проживания ввиду бесхозяйственного обращения с ним. Возражал против обращения решения к немедленному исполнению и просил в иске отказать.
Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Проживание указанных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в частности если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства РФ.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 2 ст.1 Закона Самарской области № 135-ГД от 28 декабря 2012 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» установлено, что настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в ч.1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Частями 4, 5 ст.2 данного закона установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с ч.3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст.3 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в частности если жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства РФ.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Согласно ч.2 ст.16 этого закона его действие распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании установлено, что Ковалева М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители решением Нефтегорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав с передачей ребенка на попечение органа опеки администрации Нефтегорского района (л.д. 45-46). Постановлением администрации м.р.Нефтегорский от ДД.ММ.ГГГГ она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещением муниципального специализированного жилищного фонда на территории м.р.Нефтегорский. При этом как усматривается из материалов учетного дела такое решение было принято в связи с признанием жилого помещения по адресу <адрес>, в котором 1/2 доли принадлежит ей на праве собственности, непригодным для проживания (л.д. 24, 26, 28-32).
С учетом установленных по делу обстоятельств непредставления до настоящего времени истице жилого помещения, не смотря на возникновение у нее такого права, суд находит заявленные требования обоснованными. Реализация установленного законом права истицы как лица, оставшегося без попечения родителей, на получение соответствующего жилого помещения после наступления момента для этого не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, в частности отсутствия соответствующего жилья в муниципальном специализированном жилищном фонде или достаточного своевременного финансирования для реализации полномочий по указанному вопросу. Доказательств того, что принадлежащее истице жилое помещение, признанное в настоящее время непригодным для проживания, приведено в такое состояние ей самой или по ее просьбе, не представлено.
При этом суд не находит оснований для обращения решения к немедленному исполнению, поскольку данных, указывающих на необходимость применения положений ст.212 ГПК РФ, не установлено. Ссылка на то, что единственное принадлежащее истице жилье признано непригодным для проживания, не может быть принята во внимание, т.к. исходя из фактических обстоятельств дела она в этом жилом помещении не проживает с 18-летнего возраста, о чем указано в исковом заявлении, и следует из материалов учетного дела, согласно которым на момент проверки его сохранности в 2005 году в нем проживал только К., и оно находилось в удовлетворительном состоянии (л.д. 58). Также в заявлении о постановке на учет, датированном ДД.ММ.ГГГГ года, Ковалева М.С. указывала адрес места жительства <адрес>, аналогичный адрес указан ей и в настоящем исковом заявлении (л.д. 3, 44). В связи с этим невозможность проживания по месту регистрации нельзя отнести к доказательствам отсутствия вообще жилого помещения для проживания. Иных особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для истицы или его исполнение может оказаться невозможным, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить Ковалевой М.С. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м. общей площади.
В обращении решения к немедленному исполнению отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.
Судья В.В.Лопутнев