Дело № 2а-306/ 2023
73RS0015-01-2023-000426-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Новоспасское 8 ноября 2023 года
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе в составе:
судьи Берхеевой Г.И.,
при секретаре Соловьевой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Столяровой Е.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Столяровой Е.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование иска было указано, что решением суда от 27.05.2022 по административному делу № 2а-146/2022 на администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести участок автомобильной дороги по <адрес>, проходящий вдоль образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 8», в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», путем установки: дорожного знака п. 1.23 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, «Дети»; предупреждающего дорожного знака п. 1.17 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, «Искусственная неровность»; запрещающего дорожного знака п. 3.24 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, «Ограничение максимальной скорости (40)» с табличкой 8.2.1 совместно со знаком 5.20 на одной опоре; горизонтальной дорожной разметки п. 1.24.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, дублирующей дорожные знаки «Дети»; пешеходного ограждения со стороны МБДОУ «Детский сад № 8 «Южный остров»; светофора Т.7. Также возложен обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного учреждения «Юг-Сервис» муниципального образования «Новоспасское городское поселение» в целях приведения участка автомобильной дороги по ул. Аэродромной в р.п. Новоспасское, проходящий вдоль образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 8», в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
На основании исполнительного документа, выданного районным судом серии ФС № 045418251 от 06.02.2023 в отношении администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №-ИП от 05.09.2023, возбужденном на основании постановления СПИ в рамках исполнительного производства №-ИП от 01.03.2023.
В рамках данного исполнительного производства 15.03.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В настоящее время администрацией МО «Новоспасский район» Ульяновской области решение суда исполнено.
Заявитель просит об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Столяров Е.А. в судебное заседание не явился, извещен, предоставил возражения на административное исковое заявление.
Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика представитель УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен.
Заинтересованные лица прокурор Новоспасского района Ульяновской области, МБУ «Юг-Сервис», МО МВД России «Новоспасский» в судебное заседание не явились, извещены.
Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Новоспасского районного суда Ульяновской области - novospasskiy.uln@sudrf.ru.
В силу ст. ст. 150, 152 КАС РФ, учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены и не представили ходатайств об отложении, суд считает возможным рассматривать дело в их отсутствие.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением суда от 27.05.2022 по административному делу № 2а-146/2022 удовлетворены требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области, постановлено:
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Юг-Сервис» муниципального образования «Новоспасское городское поселение» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести участок автомобильной дороги по <адрес>, проходящий вдоль образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 8», в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», путем установки: дорожного знака п. 1.23 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, «Дети»; предупреждающего дорожного знака п. 1.17 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, «Искусственная неровность»; запрещающего дорожного знака п. 3.24 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, «Ограничение максимальной скорости (40)» с табличкой 8.2.1 совместно со знаком 5.20 на одной опоре; горизонтальной дорожной разметки п. 1.24.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, дублирующей дорожные знаки «Дети»; пешеходного ограждения со стороны МБДОУ «Детский сад № 8 «Южный остров»; светофора Т.7.
Обязать администрацию муниципального образования «Новоспасский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного учреждения «Юг-Сервис» муниципального образования «Новоспасское городское поселение» в целях приведения участка автомобильной дороги по <адрес>, проходящий вдоль образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 8», в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Решение вступило в законную силу 05.07.2022.
На основании исполнительного документа, выданного районным судом серии ФС № от 06.02.2023 в отношении администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №-ИП (л.д. 56-57,58-60).
15.03.2023 по исполнительному производству №-ИП от 01.03.2023 СПИ вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д.6)
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Постановление о возбуждении исполнительного производства было получено администрацией от 01.03.2023.
05.09.2023 постановлением судебного пристава – исполнителя исполнительное производство №-ИП от 01.03.2023.
В рамках данного исполнительного производства 05.09.2023 постановлением СПИ возбуждено исполнительное производство №-ИП от 05.09.2023, предмет исполнения исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Как усматривается из Соглашения от 31.01.2022 Министерство транспорта Ульяновской области предоставляет из областного бюджета в 2022 году бюджету МО «Новоспасский район» субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, в том числе для ремонта и содержания дорог (л.д. 9-23).
Согласно Соглашения от 10.01.2022 из местного бюджета предоставлена субсидия МБУ «Юг-Сервис» (л.д. 24-29).
Платежными поручениями от 21.12.202 № 3270 и от 22.12.2022 № 3299 МБУ «Юг-Сервис» перечислено 473 626, 80 руб. (30-31).
Задачами исполнительного производства согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В силу ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П, от 17.01.2013 № 1-П, от 25.02.2014 № 4-П и от 19.01.2017 № 1-П, следует, что исполнительский сбор не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.
Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Это означает, что взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно правовой позиции приведенной в пункте 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 г., отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Закона об исполнительном производстве, в виде взыскания исполнительского сбора.
В силу ч.6 ст. 112 от 02.10.2007 г. № 229-ФЗФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112 указанного ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 75 в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Таким образом, на администрации лежит обязанность доказать наличие уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, отсутствия вины в неисполнении решения в установленный срок, принятия всех необходимых мер к исполнению решения суда.
Как следует из материалов дела, администрацией предпринимались меры по исполнению решения суда, с учетом установленных обстоятельств дела, единовременно исполнить решение суда для должника в рамках исполнительного производства было затруднительно.
Вместе с тем, суд учитывает, что предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства срока в 5 дней для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству не достаточно для исполнения требований решения суда.
Кроме того суд полагает возможным восстановить процессуальный срок административному истцу на обращение с данным иском, поскольку в рассматриваемом деле данные правоотношения носят длящийся характер.
На основании вышеизложенного, а также с учетом предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя срока для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству, суд приходит к выводу, что у администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника – администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве» пять дней, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
При этом суд отмечает, что судебный пристав-исполнитель действовал в соответствии с правовыми нормами действующего законодательства «Об исполнительном производстве».
В силу изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Столяровой Е.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., взысканного в рамках исполнительного производства №-ИП от 05.09.2023.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 15.11.2023.
Судья Г.И. Берхеева