РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Германовой С.В.,
с участием прокурора Лаврентьевой А.А.
при секретаре Евсеевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-111/2021 по иску Грузина Степана Викторовича к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области о возмещении морального вреда,
установил:
Грузин С.В. обратился с вышеуказанным иском, указав, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> за ним было признано право на реабилитацию по приговору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым он оправдан <данные изъяты> на основании п.1 ч.1 ст. 27 УПК РФ в связи с его непричастностью к совершению преступления. В связи с этим у Грузина С.В. возникло право обратиться в суд для возмещения морального и физического вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием. В период обвинения Грузин С.В. подвергался сильному душевному страданию на фоне физиологического и нравственного напряжения. Моральные страдания, которые испытывал Грузин С.В. на протяжении шести месяцев, в период досудебного следствия из-за незаконного обвинения, последний оценивает в 5 000 рублей за каждый день.
На основании вышеизложенного истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 900 000 рублей.
В судебное заседание истец Грузин С.В. не явился, находится в <адрес>. О месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Бахвалова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, полагает, что требования о компенсации морального вреда в размере 900 000 рублей чрезмерно завышены, не соответствуют требованиям разумности и справедливости.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что размер компенсации морального вреда следует уменьшить с учетом требований разумности и справедливости, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
На основании ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Судом установлено, что Грузин С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> по эпизоду в отношении <данные изъяты> по которому ему было назначено наказание в виде трех лет трех месяцев лишения свободы без применения дополнительного наказания в виде ограничения свободы. По совокупности приговоров путем частичного присоединения к наказанию по данному приговору неотбытого наказания по приговору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Грузину С.В. окончательно назначено наказание в исправительной колонии строго режима в виде трех лет шести месяцев лишения свободы без применения дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
Также, вышеуказанным приговором Грузин С.В. по <данные изъяты> (по эпизоду в отношении ФИО7), <данные изъяты> (по эпизоду в отношении ФИО8) оправдан на основании п.1 ч.1 ст.=27 УПК РФ в связи с его непричастностью к совершению преступлений.
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> поступило ходатайство Грузина С.В. о признании за ним права на реабилитацию.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ходатайство Грузина С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения о признании за ним права не реабилитацию удовлетворено, и признано право на реабилитацию по приговору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В результате незаконного уголовного преследования Грузин С.В. претерпел нравственные страдания, он обвинялся в совершении двух преступлений, которые не совершал.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспорены сторонами по существу.
Факт незаконного привлечения истца к уголовной ответственности установлен, за ним признано право на реабилитацию, следовательно, требования о компенсации морального вреда являются обоснованными.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно разъяснениям, данным в п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2011 г. N 17 "О практике применения судами норм главы 18 уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", с учетом положений статей 133 УПК РФ и 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования, например, незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного задержания, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу и иных мер процессуального принуждения, незаконного применения принудительных мер медицинского характера, возмещается государством в полном объеме (в том числе с учетом требований статьи 15 ГК РФ) независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда за счет казны Российской Федерации.
Из разъяснений, данных в п. 21 указанного Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2011 г. N 17, следует, что при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе, продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Учитывая фактические обстоятельства дела, срок расследования уголовного дела, привлечение истца в качестве подозреваемого, категорию инкриминируемого истцу преступления, избранную ему меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, характер и степень нравственных страданий истца и иные обстоятельства, суд полагает необходимым взыскать в пользу Грузина С.В. компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 12, 192-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Грузина Степана Викторовича компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 01 февраля 2021 года.
Председательствующий: С.В. Германова