Гр. дело № 2-1652/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республики Коми 21 июня 2012 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.;
при секретаре Зайцевой Я.О.;
с участием помощника прокурора города Воркуты Республики Коми Рассказовой Ю.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Воркуты в защиту интересов П.Н.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о возложении обязанности произвести перерасчёт заработной платы и установлении оклада в соответствии с требованиями федерального трудового законодательства,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Воркутыобратился в суд в защиту интересов П.Н.Г. с иском к ООО «Водоканал» о возложении обязанности установить тарифную ставку в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы в размере ... рублей ... копеек и произвести перерасчет заработной платы с соблюдением требований Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы с 04 декабря 2009 года до вынесения решения суда.
В обоснование искового заявления указано, что, коллективным договором ООО «Водоканал» базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда установлена меньше уровня, определенного Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, что является нарушением действующего трудового законодательства. Письменный мотивированный отказ от присоединения к Соглашению ООО «Водоканал» в адрес федерального органа исполнительной власти не направлялся, поэтому ООО «Водоканал» приняло нормы Соглашения и должно руководствоваться ими в своей деятельности.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования в полном объеме.
Истец в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия.
Кроме того, истец до судебного заседания представил заявление, в котором просил установить тарифную ставку с применением коэффициента 1,4, предусмотренную указанным Отраслевым тарифным соглашением.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в отзыве на иск просил отказать в удовлетворении исковых требований, так как Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, продленное до 2014 года, не распространяется на ООО «Водоканал», поскольку Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 15 августа 2008 года и приступило к осуществлению производственной деятельности с 01 декабря 2009 года, т.е. после заключения Отраслевого соглашения, в связи с чем, не могло исполнить требования статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации в части предоставления мотивированного письменного отказа в течение 30 дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению. ООО «Водоканал» не является членом объединения работодателей, подписавших Отраслевое соглашение, не делегировало объединению право участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение. Соглашение от 19 февраля 2010 года о продлении Отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ с 01 января 2011 года по 01 января 2014 года и соглашение от 09 июня 2010 года о внесении изменений в пункт 2.3 Отраслевого соглашения опубликованы не были, предложение о присоединении к соглашению в адрес работодателя не поступало. Также указал, что истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации, пропуск которого является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 04 декабря 2009 года в должности оператора хлораторных установок 2 разряда. Его должностной оклад составляет ... рублейв месяц с доплатами и вознаграждениями, предусмотренными коллективным договором.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 Трудового кодекса РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд с иском 24 мая 2012 года.
О размере начисленной и выплаченной заработной платы истцу было известно из ежемесячных расчетных листков. В обоснование пропуска срока обращения в суд истец указывает, что об Отраслевом тарифном соглашении ему стало известно в апреле 2012 года. Суд считает, что данное обстоятельство не является уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, поскольку право на получение заработной платы в большем размере возникло именно в момент вступления данного соглашения в силу и его опубликования, и с этого момента начинает течь срок обращения в суд за защитой нарушенного права. При этом Отраслевое соглашение является нормативным правовым актом, опубликовано в информационных справочных системах для всеобщего доступа, в связи с чем, истец должен был знать о его действии.
При таких обстоятельствах истцом без уважительных причин пропущен срок обращения в суд с индивидуальным трудовым спором, в виду чего требования об установлении тарифной ставки с соблюдением ОТС и перерасчёте заработной платы за период с декабря 2009 года по январь 2012 года не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 1.7 Положения об оплате труда работников ООО «Водоканал», полный расчёт должен быть произведён с работником до 15 числа месяца, следующего за расчётным.
В соответствии с частью 3 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Порядок ведения коллективных переговоров, в результате которых заключается и изменяется коллективный договор, установлен главой 6 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 143 Трудового кодекса Российской Федерации, тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
В соответствии со статьёй 38 Трудового кодекса Российской Федерации, урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
30 декабря 2010 года между ООО «Водоканал» и работниками был утвержден коллективный договор на 2011-2013 годы, который прошел уведомительную регистрацию в Министерстве экономического развития Республики Коми. Система оплаты труда работников ООО «Водоканал» регулируется Положением об оплате труда, которое является неотъемлемой частью коллективного договора.
В соответствии со статьёй 56 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить работнику условия труда, предусмотренные как индивидуальным трудовым договором, так и коллективным договором и отраслевым соглашением.
В соответствии со статьями 45-49 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель вправе заключать (присоединяться) к отраслевым (межотраслевым) территориальным и иным тарифным соглашениям, регулирующим особенности труда работников, права и обязанности работников и работодателей и устанавливающим дополнительные льготы, надбавки и компенсации за работу в определенной отрасли или на определенной территории.
Согласно статьям 9 и 50 Трудового кодекса Российской Федерации,, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В 2007 году на федеральном уровне было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы, действующее с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года между Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения.
В соответствии с пунктами 1.6 и 10.4 Соглашения, его действие распространятся на работодателей Организаций и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном этим Соглашением. Организации отрасли, на которые не распространяются нормы Соглашение, вправе присоединиться к нему.
Из пункта 1.7 Соглашения следует, что оно является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.
В случае отсутствия в Организации коллективного договора, настоящее Соглашение имеет прямое действие.
Вышеуказанным Соглашением с 1 января 2008 года установлена базовая месячная тарифная ставка рабочих первого в размере не менее 2550 рублей. Для многоотраслевых предприятий ЖКХ при расчете минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда производственного подразделения применяется коэффициент особенностей работ, соответствующий основной деятельности данного подразделения.
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (71/08-10 от 05 сентября 2007 года), опубликовано в журнале «Труд и Страхование» (№ 10/11, 2007) и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития России.
19 декабря 2007 года в «Российской газете» № 484 опубликовано письмо Минздравсоцразвития РФ от 13.12.2007 года № 389-ТГ «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 года», в котором работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему и разъяснено, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минздравсоцразвития России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 8 статьи Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ о присоединении к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
В соответствии со статьёй 48 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Из анализа приведенной нормы следует, что действие соглашения распространяется на работодателей, не участвовавших в заключении соглашения, которые на момент опубликования предложения о присоединении осуществляли деятельность в соответствующей отрасли и в установленный законом срок не заявили о своём отказе от присоединения к нему.
ООО «Водоканал» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, о чем внесена запись о создании юридического лица 15 августа 2008 года, является юридическим лицом, осуществляющим предоставление услуг сбора и очистки воды, распределения воды, сбора и обработки сточных вод, производство санитарно-технических работ.
Из пункта 1.6 Отраслевого соглашения следует, что его действие распространяется на работодателей Организаций (Приложение № 1 к настоящему Соглашению) и работников, состоящих с ними в трудовых отношений, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном настоящим Соглашением. Организации коммунального водоснабжения и водоотведения включены в такой Перечень.
Следовательно, ООО «Водоканал» относится к организациям, на которые, при выполнении определенных требований закона и соглашений, распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Однако на момент заключения соглашения и опубликования предложения о присоединении ответчик не осуществлял деятельность в указанной отрасли, поскольку Общество создано в августе 2008 года. Кроме того, ООО «Водоканал» не является членом объединения работодателей, подписавших Отраслевое соглашение, не делегировало объединению право участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение.
При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, действие соглашения распространяется на ответчика при условии соблюдения порядка присоединения к соглашению.
Статья 48 Трудового кодекса Российской Федерации и срок, установленный в письме Минздравсоцразвития РФ от 13 декабря 2007 года № 389-ТГ «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 года», ООО «Водоканал», являющееся организацией коммунального водоснабжения и водоотведения, должно было в срок до 19 января 2008 года (30 дней со дня опубликования предложения о присоединении), представить в Министерство здравоохранения и социального развития РФ мотивированный письменный отказ о присоединении к нему, к которому следовало приложить протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. В противном случае соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Однако ответчик не мог реализовать свое право об отказе от присоединения к соглашению по причине того, что Общество создано после указанного срока - в августе 2008 года. На основании изложенного Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 года не распространяется на ООО «Водоканал».
Согласно части 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
В соответствии с пунктом 10.7 Соглашения на 2008-2010 годы, в случае истечения срока действия Соглашения, установленные в нем нормы и положения, сохраняют силу до заключения нового или изменения действующего Соглашения.
Согласно части 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных
предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, достигли договоренности о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2011 годы на три года с 01 января 2011 год по 01 января 2014 года. И 19 февраля 2010 года принято Соглашение, зарегистрированное 02 апреля 2010 года. Указанное Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, регистрационный номер 145/11-14 от 02 апреля 2010 года, о чём имеется письмо Роструда от 02 апреля 2010 года № 1611-ТЗ.
В нарушение статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, Соглашение от 19 февраля 2010 года и Соглашение от 09 июня 2010 года на сайте Минздравсоцразвития РФ не размещено, официально не опубликовано в газете «Ваше право», либо ином другом источнике публикации, а также отсутствует предложение Министра здравоохранения и социального развития РФ о присоединении к Соглашению о внесении изменений в раздел «Оплата труда» Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на период с 01 января 2011 года по 01 января 2014 года, что подтверждается письмом № 22-5-4 468 от 06.05.2011 года, письмом № 22-5-2436 от 27.07.2011 года.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 утверждено Положение о Министерстве здравоохранениями социального развития РФ.
Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрено, что предложение о распространении действия отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, должно исходить от руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда - Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Соответствующее предложение выдвигается по инициативе сторон соглашения и должно быть официально опубликовано. Данное предложение выдвигается не раньше опубликования самого соглашения и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Оно адресуется работодателям не участвовавшим в заключении данного соглашения.
В соответствии со статьёй 49 Трудового кодекса Российской Федерации, изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Поскольку в отраслевое соглашение были внесены изменения Соглашением от 19 февраля 2010 года, в соответствии с которым действие данного Соглашения продлено на три года и вводится в действие с 1 января 2011 года, то в отношении указанного Соглашения действует механизм присоединения, предусмотренный статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
Нарушения, допущенные в порядке осуществления механизма присоединения к соглашению о продлении, выразившиеся в несвоевременном официальном размещении и опубликовании текста соглашения, а также в отсутствии предложения о присоединении к соглашению, повлекли за собой нарушение права работодателя на отказ от присоединения к соглашению.
Анализируя все собранные и исследованные в ходе судебного заседания доказательства в их совокупности, суд считает, что отсутствие официально опубликованного предложения Минздравсоцразвития РФ о присоединении к соглашению «О продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы» от 19 февраля 2010 года, а также к Соглашению о внесении изменений в раздел «Оплата труда» от 09 июня 2010 года в пролонгированное Соглашение, устанавливающее базовую месячную тарифную ставку рабочих первого разряда в организациях жилищно-коммунального комплекса РФ не ниже 4200 рублей с применением коэффициента особенностей работ для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения, по эксплуатации канализационных сетей, очистных сооружений и коллекторов - 1,4, позволяет работодателю не применять условия пролонгированного соглашения. Поскольку нарушен порядок его заключения. ООО «Водоканал» не участвовало в заключении Соглашения, а предложение о присоединении к Соглашению о продлении срока его действия не было официально опубликовано, действие Соглашения с последующими изменениями и дополнениями не может считаться распространенным на работодателя и работников, не участвовавших в его заключении.
Статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает недопустимость ограничения трудовых прав работников или снижения уровня гарантий в коллективных договорах и соглашениях по сравнению с действующим законодательством.
При добытых в судебном заседании доказательствах, суд приходит к выводу, что предусмотренные законом трудовые права истца в части размера заработной платы не были ограничены или иным образом снижены гарантии, установленные трудовым законодательством. Заработная плата истцу начислялась в соответствии с коллективным договором и Положением об оплате труда. Ответчик не присоединился к Отраслевому соглашению, поэтому его положения не могут быть распространены на работников ООО «Водоканал».
При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит норм о преимуществе коллективного договора перед отраслевым и иным соглашением, либо наоборот. Это также согласуется с положениями ратифицированных Российской Федерацией Конвенций Международной Организации Труда № 48 от 1949 года «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» и № 154 от 1983 года «О содействии коллективным переговорам».
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований прокурора города Воркуты Республики Коми в защиту интересов П.Н.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о возложении обязанности установить тарифную ставку в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы в размере ... рублей ... копеек и применить коэффициент 1,4; а также произвести перерасчет заработной платы с соблюдением требований Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы с 04 декабря 2009 года по день вынесения решения суда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца, со дня принятия решения.
Председательствующий судья И.В.Пластинин