Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5496/2016 ~ М-3586/2016 от 11.05.2016

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.08.2016 г.                                                                                                                              <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: административного истца Беленова В.Ф., представителя административного ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Секирина А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Беленова ФИО8 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в регистрации объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, обязать зарегистрировать право собственности,

УСТАНОВИЛ:

Беленов В.Ф. обратился в суд с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в регистрации объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, обязать зарегистрировать право собственности.

В исковом заявлении указано, что в исх. от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и необоснованно отказано в регистрации не введенного в эксплуатацию жилого дома, кадастровый по адресу: <адрес>, жилой массив Задонье, квартал 17, <адрес>. Данный документ получен истцом ДД.ММ.ГГГГ. Основанием отказа указано наличие 4 этажей, поэтому в порядке ст.25.3 ФЗ №122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дом не подлежит регистрации.

Истец указывает, что не просил зарегистрировать право собственности в порядке ст.25.3 ФЗ №122-ФЗ отДД.ММ.ГГГГ, бланк заявления не содержит сведений о нормах права, на основании которых заявитель требует регистрации.

В период с 2000 г. по 2003 г. истец построил индивидуальный жилой дом. В предоставленной для регистрации выписки из кадастрового паспорта содержатся все данные об объекте недвижимости. Вся разрешительная документация выдана на индивидуальный жилой дом: проект, разрешение на строительство, договор с администрацией о строительстве. Технической инвентаризацией <адрес> БТИ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлено и отражено в технических паспортах, дом фактически является индивидуальным.

Истец считает, что ответчик необоснованно ему отказал и принял незаконное решение, в связи с этим истец обратился в суд и просит: признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в государственной регистрации объекта незавершенного строительства исх. от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый по адресу: <адрес>, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать право собственности Беленова ФИО9 на объект незавершенного строительства кадастровый по адресу: <адрес>.

Административный истец Беленов В.Ф. в судебном заседании требования полностью поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Секирин А.И. требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.

            Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Беленов В.Ф. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации жилого дома кадастровый по адресу: <адрес> (л.д.45-46).

           Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отказало Беленову В.Ф. в государственной регистрации права собственности на жилой дом кадастровый по адресу: <адрес>. В сообщении об отказе указано, что в кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ на указанный объект в графе 5 указано количество этажей: 2, мансарда, а также подземных – подвал. На основании ответа от ДД.ММ.ГГГГ АО <данные изъяты> объект, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с материалами инвентарного дела , представляет собой жилой дом с количеством этажей – «4» (подвал, первый этаж, второй этаж, мансарда). В связи с чем, зарегистрировать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, количество этажей: 2, мансарда, а также подземных – подвал, в порядке, предусмотренном ст.25.3 Закона о регистрации не представляется возможным (л.д.59-60).

           Суд считает указанный отказ незаконным по следующим основаниям.

           В соответствии с п.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.

В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

В силу п.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Согласно п.1 и п.4 ст.25.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

Основания для отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, к ним относятся, в том числе следующие случаи: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Пункт 2 ст.17 закрепляет, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административным истцом в целях государственной регистрации права на объект недвижимости были поданы: заявление о государственной регистрации права, кадастровый паспорт объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43).

Государственным регистратором были направлены запросы в ГУП ВО <данные изъяты>, ФГБУ <данные изъяты> по <адрес>, в отдел подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства Администрации городского округа <адрес> с целью уточнения статуса возведенного объекта недвижимости, соблюдения целевого назначения земельного участка, а также наличия разрешительной документации на строительство и ввод в эксплуатацию жилого дома (л.д.49-56), на основании ответов которых, государственный регистратор в конечном итоге отказал административному истцу в государственной регистрации права собственности на жилой дом.

Так, согласно ответу АО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ объект, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 286, 4 кв.м представляет собой жилой дом с количеством этажей 4 (подвал, первый этаж, второй этаж, мансарда) и не является объектом индивидуального жилищного строительства (л.д.53).

Согласно ответу отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проектно-техническая документация в порядке ст.55 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта по указанному адресу в администрацию ГО <адрес> не предоставлялась, разрешение на строительство не выдавалось (л.д.56).

Данные ответы государственных органов являются необоснованными и недостоверными в связи со следующим.

В силу п.3 и п.4 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются действительными.

До ДД.ММ.ГГГГ не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Беленовым В.Ф. был заключен договор на строительство частного жилого дома на праве личной собственности на приобретенном земельном участке по адресу<адрес>, площадью 800 кв.м. (л.д.10-11).

Постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Беленову В.Ф. разрешено строительство жилого дома на земельном участке <адрес> в соответствии с согласованным проектом и договором, заключаемым с администрацией на строительство жилого дома (л.д.11 оборот).

Проектная документация на жилой дом была согласована с Комитетом по градостроительству и архитектуре <адрес> в ноябре 2000 года (л.д.9).

Таким образом, у административного истца Беленова В.Ф. имеется вся необходимая разрешительная документация на строительство жилого дома, выданная в установленном законом порядке до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая должна была быть запрошена в органах местного самоуправления в ходе проведения правовой экспертизы документов, при этом, обязанности у административного истца лично предоставить указанные документы на государственную регистрацию в силу п.2 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ не имелось.

Отсутствие достоверной информации о разрешительной документации по жилому дому истца в органах местного самоуправления не может служить основанием для отказа истцу в государственной регистрации его права на объект недвижимости, созданный в установленном законом порядке.

Ссылка представителя ответчика в своих возражениях на ч.3 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) является в данном случае необоснованной, поскольку жилой дом был возведен Беленовым В.Ф. в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией, выданными до принятия и вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом, исходя из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, возведенный истцом объект недвижимости соответствует требованиям разрешения на строительства и утвержденной проектной документации.

Таким образом, законных оснований у административного ответчика для отказа в государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта при наличии у истца всех предусмотренных законом документов не имелось.

          В связи с изложенным, заявленные требованию подлежат удовлетворению как нормативно обоснованные и документально подтвержденные.

          Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

          В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

          Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию документально подтвержденные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности Беленова ФИО10 на объект незавершенного строительства – жилой дом кадастровый по адресу: <адрес>.

Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в течение пятнадцати дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности Беленова ФИО11 на объект незавершенного строительства – жилой дом кадастровый по адресу: <адрес>, об исполнении решения суда сообщить административному истцу и суду не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в пользу Беленова ФИО12 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

         Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                        К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.08.2016 г.                                                                                                                              <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: административного истца Беленова В.Ф., представителя административного ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Секирина А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Беленова ФИО8 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в регистрации объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, обязать зарегистрировать право собственности,

УСТАНОВИЛ:

Беленов В.Ф. обратился в суд с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в регистрации объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, обязать зарегистрировать право собственности.

В исковом заявлении указано, что в исх. от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и необоснованно отказано в регистрации не введенного в эксплуатацию жилого дома, кадастровый по адресу: <адрес>, жилой массив Задонье, квартал 17, <адрес>. Данный документ получен истцом ДД.ММ.ГГГГ. Основанием отказа указано наличие 4 этажей, поэтому в порядке ст.25.3 ФЗ №122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дом не подлежит регистрации.

Истец указывает, что не просил зарегистрировать право собственности в порядке ст.25.3 ФЗ №122-ФЗ отДД.ММ.ГГГГ, бланк заявления не содержит сведений о нормах права, на основании которых заявитель требует регистрации.

В период с 2000 г. по 2003 г. истец построил индивидуальный жилой дом. В предоставленной для регистрации выписки из кадастрового паспорта содержатся все данные об объекте недвижимости. Вся разрешительная документация выдана на индивидуальный жилой дом: проект, разрешение на строительство, договор с администрацией о строительстве. Технической инвентаризацией <адрес> БТИ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлено и отражено в технических паспортах, дом фактически является индивидуальным.

Истец считает, что ответчик необоснованно ему отказал и принял незаконное решение, в связи с этим истец обратился в суд и просит: признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в государственной регистрации объекта незавершенного строительства исх. от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый по адресу: <адрес>, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать право собственности Беленова ФИО9 на объект незавершенного строительства кадастровый по адресу: <адрес>.

Административный истец Беленов В.Ф. в судебном заседании требования полностью поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Секирин А.И. требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.

            Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Беленов В.Ф. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации жилого дома кадастровый по адресу: <адрес> (л.д.45-46).

           Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отказало Беленову В.Ф. в государственной регистрации права собственности на жилой дом кадастровый по адресу: <адрес>. В сообщении об отказе указано, что в кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ на указанный объект в графе 5 указано количество этажей: 2, мансарда, а также подземных – подвал. На основании ответа от ДД.ММ.ГГГГ АО <данные изъяты> объект, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с материалами инвентарного дела , представляет собой жилой дом с количеством этажей – «4» (подвал, первый этаж, второй этаж, мансарда). В связи с чем, зарегистрировать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, количество этажей: 2, мансарда, а также подземных – подвал, в порядке, предусмотренном ст.25.3 Закона о регистрации не представляется возможным (л.д.59-60).

           Суд считает указанный отказ незаконным по следующим основаниям.

           В соответствии с п.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.

В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

В силу п.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Согласно п.1 и п.4 ст.25.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

Основания для отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, к ним относятся, в том числе следующие случаи: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Пункт 2 ст.17 закрепляет, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административным истцом в целях государственной регистрации права на объект недвижимости были поданы: заявление о государственной регистрации права, кадастровый паспорт объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43).

Государственным регистратором были направлены запросы в ГУП ВО <данные изъяты>, ФГБУ <данные изъяты> по <адрес>, в отдел подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства Администрации городского округа <адрес> с целью уточнения статуса возведенного объекта недвижимости, соблюдения целевого назначения земельного участка, а также наличия разрешительной документации на строительство и ввод в эксплуатацию жилого дома (л.д.49-56), на основании ответов которых, государственный регистратор в конечном итоге отказал административному истцу в государственной регистрации права собственности на жилой дом.

Так, согласно ответу АО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ объект, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 286, 4 кв.м представляет собой жилой дом с количеством этажей 4 (подвал, первый этаж, второй этаж, мансарда) и не является объектом индивидуального жилищного строительства (л.д.53).

Согласно ответу отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проектно-техническая документация в порядке ст.55 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта по указанному адресу в администрацию ГО <адрес> не предоставлялась, разрешение на строительство не выдавалось (л.д.56).

Данные ответы государственных органов являются необоснованными и недостоверными в связи со следующим.

В силу п.3 и п.4 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются действительными.

До ДД.ММ.ГГГГ не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Беленовым В.Ф. был заключен договор на строительство частного жилого дома на праве личной собственности на приобретенном земельном участке по адресу<адрес>, площадью 800 кв.м. (л.д.10-11).

Постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Беленову В.Ф. разрешено строительство жилого дома на земельном участке <адрес> в соответствии с согласованным проектом и договором, заключаемым с администрацией на строительство жилого дома (л.д.11 оборот).

Проектная документация на жилой дом была согласована с Комитетом по градостроительству и архитектуре <адрес> в ноябре 2000 года (л.д.9).

Таким образом, у административного истца Беленова В.Ф. имеется вся необходимая разрешительная документация на строительство жилого дома, выданная в установленном законом порядке до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая должна была быть запрошена в органах местного самоуправления в ходе проведения правовой экспертизы документов, при этом, обязанности у административного истца лично предоставить указанные документы на государственную регистрацию в силу п.2 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ не имелось.

Отсутствие достоверной информации о разрешительной документации по жилому дому истца в органах местного самоуправления не может служить основанием для отказа истцу в государственной регистрации его права на объект недвижимости, созданный в установленном законом порядке.

Ссылка представителя ответчика в своих возражениях на ч.3 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) является в данном случае необоснованной, поскольку жилой дом был возведен Беленовым В.Ф. в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией, выданными до принятия и вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом, исходя из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, возведенный истцом объект недвижимости соответствует требованиям разрешения на строительства и утвержденной проектной документации.

Таким образом, законных оснований у административного ответчика для отказа в государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта при наличии у истца всех предусмотренных законом документов не имелось.

          В связи с изложенным, заявленные требованию подлежат удовлетворению как нормативно обоснованные и документально подтвержденные.

          Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

          В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

          Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию документально подтвержденные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности Беленова ФИО10 на объект незавершенного строительства – жилой дом кадастровый по адресу: <адрес>.

Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в течение пятнадцати дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности Беленова ФИО11 на объект незавершенного строительства – жилой дом кадастровый по адресу: <адрес>, об исполнении решения суда сообщить административному истцу и суду не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в пользу Беленова ФИО12 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

         Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                        К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

1версия для печати

2а-5496/2016 ~ М-3586/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Беленов Владимир Филиппович
Ответчики
Управление Росреестра по Воронежской области
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Галкин Кирилл Александрович
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
11.05.2016Регистрация административного искового заявления
12.05.2016Передача материалов судье
16.05.2016Решение вопроса о принятии к производству
16.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.07.2016Предварительное судебное заседание
03.08.2016Предварительное судебное заседание
18.08.2016Судебное заседание
25.08.2016Судебное заседание
30.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2019Дело оформлено
11.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее