Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-48/2016 (2-1010/2015;) ~ М-879/2015 от 18.11.2015

Дело № 2-48/2016

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

25 января 2016 года                                                                                       город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                        И.С.Леккеревой,
при секретаре                                                                                                    А.О.Александровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Почента М.О. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду,

установил:

Истец обратилась в суд с указанными исковыми требованиями по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ г. она обратилась в администрацию Прионежского муниципального района РК с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью ... кв.м., для ведения дачного хозяйства, расположенного в кадастровом квартале . Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ г. администрация Прионежского муниципального района согласовала место размещения дачного дома в соответствии с вариантом выбора земельного участка, утвердила акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г. и схему расположения земельного участка. После постановки земельного участка на кадастровый учет, истец обратилась в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ г. о предоставлении указанного земельного участка в аренду. Между тем, администрацией района в письме от ДД.ММ.ГГГГ г. было отказано с указанием на невозможность использования участка для дачного хозяйства в защитной полосе и водоохраной зоне водного объекта. Ссылаясь на положения статей 30-32 Земельного кодекса РФ, истец считает отказ администрации района незаконным, просит обязать ответчика принять решение о предоставлении истцу в аренду земельного участка с кадастровым номером в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ее представитель по доверенности поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района РК, действующая по доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, считала отказ администрации района в предоставлении истцу участка законным.

Представитель третьего лица глава администрации Заозерского сельского поселения с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что в настоящее время решается вопрос о проведения аукциона, и спорный участок будет предоставлен с аукциона.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1 ст. 30 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.).

Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.

В силу положений ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.

Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ (в редакции до 01 марта 2015 г.) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет.

Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок (п. 2 ст. 32 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. Пачента М.О. обратилась в администрацию Прионежского муниципального района РК с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью ... кв.м., для ведения дачного хозяйства, расположенного в кадастровом квартале . Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ г. администрация Прионежского муниципального района согласовала место размещения дачного дома в соответствии с вариантом выбора земельного участка, утвердила акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г. и схему расположения земельного участка. После постановки земельного участка на кадастровый учет, истец обратилась в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ г. о предоставлении указанного земельного участка в аренду. Администрация Прионежского муниципального района РК в письме от ДД.ММ.ГГГГ г. отказала истцу в предоставлении участка по тем мотивам, что законом не предусмотрено использование участка для дачного хозяйства в защитной полосе и водоохраной зоне водного объекта.

Судом также установлено, что Пачента М.О. обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ г. в администрацию Заозерского сельского поселения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , в заявлении истец просила в случае необходимости изменить вид разрешенного использования данного земельного участка с вида разрешенного использовании «для ведения дачного хозяйства» на вид «для индивидуального жилищного строительства».

Постановлением администрации Заозерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв.м., местоположение: ... «индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и часть таких домов, предназначенных для проживания одной семьи с придомовыми участками. Категория земель - земли населенного пункта.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ г. администрация Заозерского сельского поселения сообщила Почента М.О. о том, что указанный земельный участок планируется к предоставлению с аукциона.

В силу положений п. п. 2, 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действующими с 01 марта 2015 г.) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.

В случае, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта, о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, предоставление земельного участка на основании этого решения в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял это решение.

Генеральный план и Правила землепользования и застройки Заозерского сельского поселения утверждены Решением N 3 от 26.03.2013 ХХI сессии II созыва Совета Заозерского сельского поселения.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Согласно пункту 16 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.

Таким образом, обстоятельства дела указывают на то, что истец обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, то есть целей, связанных со строительством, с предварительным согласованием места размещения объекта, решение администрацией района о предварительном согласовании места размещения объекта было принято администрацией района ДД.ММ.ГГГГ г. до утверждения Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, указанное решение о предварительном согласовании места размещения объекта в силу ранее действовавшего закона являлось основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, ДД.ММ.ГГГГ г. (до истечения трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта) истец обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении участка в аренду.

Однако, администрацией района было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что земельный участок, испрошенный истцом для ведения дачного хозяйства в ... находится вблизи водных объектов ... (ширина прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны 200 м) ручья ... (ширина прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны 50 м.), а именно в 45 и 210 метров от наиболее приближенных к нему границ соответственно. Поскольку ведение дачного хозяйства в прибрежной защитной полосе реки, предполагающее использование земли, в т.ч. в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, истцу было отказано в предоставлении участка в аренду для ведения дачного хозяйства.

Также из материалов дела усматривается, что на момент обращения истца в администрацию района ДД.ММ.ГГГГ г. в Заозерском сельском поселении уже были утверждены правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми участок, испрошенный истцом, находится в зоне Ж1 - застройка индивидуальными жилыми домами, один из основных видов разрешенного использования которой предполагает размещение индивидуальных жилых домов общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, в том числе, для ведения личного подсобного и дачного хозяйства.

Фактически решением администрации Заозерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и часть таких домов, предназначенных для проживания одной семьи с придомовыми участками) приведен в соответствие с правилами землепользования и застройки Заозерского сельского поселения.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером формировался в действовавшем на тот период порядке, с соблюдением особенностей предоставления земельного участка для целей, связанных со строительством, не предусматривающем проведение торгов, на настоящий момент вид разрешенного использования данного земельного участка соответствует Правилам землепользования и застройки Заозерского сельского поселения. По мнению суда, установленные по делу обстоятельства в их совокупности, указывают на то, что отказ администрации района в предоставлении истцу в аренду земельного участка для строительства противоречит нормам Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы истца. По мнению суда, в рассматриваемом случае, предоставление участка истцу в аренду без проведения торгов в соответствие с имеющимся у земельного участка с кадастровым номером разрешенным использованием не будет противоречить нормам земельного и градостроительного законодательства.

При установленных обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, суд считает, что оспариваемый отказ администрации района в принятии решения о предоставлении истцу земельного участка нельзя считать законным. Нарушенное право истца, по мнению суда, подлежит восстановлению путем возложения на администрацию Прионежского муниципального района РК обязанности в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Почента М.О. в аренду земельный участок с кадастровым номером , расположенный в ..., площадью ... кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, предназначенными в том числе, для ведения личного подсобного хозяйства, без проведения торгов.

На основании ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ с администрации Прионежского муниципального района РК в пользу Почента М.О. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ г. в предоставлении земельного участка в аренду Почента М.О.

Возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Почента М.О. в аренду земельный участок с кадастровым номером , расположенный в ..., площадью ... кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, предназначенными в том числе, для ведения личного подсобного хозяйства, без проведения торгов.

Взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Почента М.О. расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Прионежский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.



Судья                                                                                                                             И.С.Леккерева



Мотивированное решение составлено 03 февраля 2016 года.

2-48/2016 (2-1010/2015;) ~ М-879/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Поченты Мария Олеговна
Ответчики
Администрация Прионежского муниципального района
Другие
Администрация Заозерского сельского поселения
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Леккерева Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
prionezhsky--kar.sudrf.ru
18.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2015Передача материалов судье
23.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.12.2015Предварительное судебное заседание
22.12.2015Судебное заседание
14.01.2016Судебное заседание
25.01.2016Судебное заседание
03.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.05.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.05.2016Судебное заседание
01.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
01.06.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.06.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.07.2016Судебное заседание
03.08.2016Судебное заседание
08.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
10.10.2016Дело оформлено
10.10.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее