63RS0039-01-2023-000665-06
2а-1894/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 мая 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1894/2023 по административному иску Опариной С.Г. к Правительству Самарской области о признании незаконным распоряжения об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества,
установил:
Опарина С.Г. обратилась в суд к Правительству Самарской области с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Распоряжением Правительства Самарской области от 29.06.2022 № 336-р принято решение об изъятии многоквартирного дома по адресу: <адрес> вместе с земельным участком для государственных нужд Самарской области в целях размещения линейного объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в границах городского округа Самара, г. Самара, от станции «Самарская» до станции «Театральная».
По мнению истца, данное распоряжение является незаконным, нарушает ее право на жилище, свободу выбора места жительства. Документация по планировке территории, на основании которой вынесено оспариваемое распоряжение, не содержит информации о том, что на данной территории будут располагаться станция метро или иные объекты метрополитена, выходящие на поверхность, либо будет строительная площадка. Строительство метрополитена осуществляется подземным способом, нахождение дома в технической зоне метрополитена не обуславливает необходимость его изъятия для строительства. Указанный многоквартирный дом является объектом культурного наследия и не подлежит сносу, документацией по планировке территории предусматривается сохранение здания.
Также истец полагает, что оспариваемое распоряжение нарушает законодательство об охране культурного наследия, предусматривающего, что изъятие объекта культурного наследия возможно только в случае, если собственник объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, и только по иску регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов регионального значения. Кроме того, оспариваемое распоряжение нарушает право собственников помещений в изымаемом доме на получение равноценного возмещения за земельный участок, входящий в общее имущество МКД, так как изымаемый земельный участок образуется по границам дома и не учитывает используемую жильцами дворовую территорию с расположенными на ней постройками. Полагает, что проект межевания территории, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 24.12.2021 № 602-р в редакции постановления от 30.03.2022 № 99-р, не может применяться в той части, в которой предполагает изъятие многоквартирного дома по адресу: <адрес>, следовательно, оспариваемое распоряжение не может быть основано на данной документации.
Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным распоряжение Правительства Самарской области от 29.06.2022 № 336-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в г.о. Самара, г. Самара, от станции «Самарская» до станции «Театральная».
В судебном заседании административный истец Опарина С.Г. и ее представитель по устному ходатайству Морозов А.Ю. требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске и письменных пояснениях.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства Самарской области по доверенности Соколова Е.А. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованные лица Баннов Н.М., Глухова Р.К., Кузнецова Г.А., Кузнецова Л.И., Куликова Т.М. поддержали административные исковые требования.
Остальные заинтересованные лица, являющиеся собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Административный ответчик Правительство Самарской области, заинтересованные лица Департамент управления имуществом г.о.Самара, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области в судебное заседание представителей не направили, о слушании дела извещены. От представителя Правительства Самарской области поступил отзыв, согласно которому просят в административном иске отказать.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно подпункту 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в частности объектов транспорта регионального значения.
Согласно пункту 2 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
В соответствии со статьей 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2). Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие (пункт 3).
Из материалов дела следует, что административный истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением Правительства Самарской области от 29.06.2022 № 336-р принято решение об изъятии для государственных нужд Самарской области в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в г.о. Самара, г. Самара, от станции «Самарская» до станции «Театральная» объектов недвижимого имущества, указанных в приложении, а именно: земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на данном земельном участке многоквартирного дома по адресу: <адрес> и жилых помещений в данном доме, в том числе жилого помещения, принадлежащего административному истцу.
В силу статьи 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).
Установлено, что строительство метрополитена в г.о. Самара осуществляется в соответствии со схемой территориального планирования Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 № 261, а также документацией по планировке территории, утвержденной распоряжениями Правительства Самарской области:
от 24.12.2021 № 602-р «Об утверждении документации по планировке территории в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в г.о. Самара, г. Самара, от станции «Самарская» до станции «Театральная»;
от 29.06.2022 № 336-р «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию планировке территории в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в г.о. Самара, г. Самара, от станции «Самарская» до станции «Театральная», утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 24.12.2021 № 602-р»;
от 30.03.2022 № 99-р «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию планировке территории в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в г.о. Самара, г. Самара, от станции «Самарская» до станции «Театральная», утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 24.12.2021 № 602-р».
Проектом межевания территории утверждена схема размещения линейного объекта, технических зон и пр., а также установлен перечень земельных участков, расположенных в границе зоны резервирования и (или) изъятия. В частности, под номером 2.23 таблицы 2 графической части проекта межевания территории обозначен земельный участок (кадастровый номер №), на котором находится жилой дом, нанимателем жилого помещения в котором является административный истец. Земельный участок полностью расположен в границе зоны резервирования и (или) изъятия.
Таким образом, оспариваемое распоряжение об изъятии объектов недвижимого имущества принято в соответствии с документами территориального планирования и утвержденной документацией по планировке территории, которая в установленном порядке не оспорена и не признана недействующей. Оспариваемое распоряжение принято в целях реализации данной документации и само по себе права и законные интересы административного истца не нарушает, учитывая, что принудительное изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Доводы о том, что документация по планировке территории, на основании которой вынесено оспариваемое распоряжение, не подлежит применению, так как изымаемый земельный участок сформирован по границам многоквартирного дома без учета придомовой территории, являются необоснованными. Как следует из проекта межевания территории, образование изымаемого земельного участка проектом не предусматривается, данный земельный участок уже образован, поставлен на государственный кадастровый учет, его границы установлены. Несогласие с тем, каким образом сформирован земельный участок, не влияет на правовые основания разрешения настоящего административного дела. Оспаривание границ земельного участка осуществляется в ином судебном порядке.
Доводы о нарушении законодательства об охране культурного наследия также являются несостоятельными. Предусмотренные ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» специальные основания прекращения права собственности на объекты культурного наследия и земельные участки в границах территории объекта культурного наследия, не отменяют действия норм земельного законодательства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в отношении объектов культурного наследия, каких-либо исключений в отношении таких объектов законом не установлено. При этом изъятие земельных участков и объектов культурного наследия не отменяет ограничений, связанных со статусом этих объектов.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такая совокупность оснований для признания незаконным распоряжения Правительства Самарской области от 29.06.2022 № 336-р в ходе судебного разбирательства не установлена, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Опариной С.Г. к Правительству Самарской области о признании незаконным распоряжения Правительства Самарской области от 29.06.2022 № 336-р об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 08.06.2023.