Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1051/2021 ~ М-1028/2021 от 08.11.2021

Дело № 2а-1051/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2021 года город Колпашево Томской области

    

Колпашевский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Бакулиной Н.В.,

при секретаре Новиковой О.С.,

помощник судьи Алешина Е.Ю.,

с участием представителя административного истца – помощника Колпашевского городского прокурора Озорнова Н.А.,

представителя административного ответчика – Администрации Колпашевского городского поселения Барышевой Ю.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованных лиц К.В., В.Л., Н.В., А.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б.Т., Б.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> о признании распоряжения незаконным в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома, возложении обязанности установить разумный срок отселения граждан из жилого многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Колпашевский городской прокурор, действуя в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, обратился в Колпашевский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Администрации Колпашевского городского поселения <адрес>, с учетом последующего уточнения административных исковых требований, о признании незаконным распоряжения Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу», в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жителей, установив разумный срок отселения.

В обоснование исковых требований указано, что городской прокуратурой по обращению А.В. о нахождении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в аварийном состоянии, угрожающем жизни и здоровью проживающих в нем граждан, проведена проверка соблюдения жилищного законодательства Администрацией Колпашевского городского поселения. В ходе проведения проверки по обращению А.В. установлено, что распоряжением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Этим же распоряжением определен срок отселения жителей дома до ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным послужило заключение по результатам обследования технического состояния конструкций указанного здания, подготовленное ООО «Армуар» в ДД.ММ.ГГГГ. Обследованием многоквартирного дома по адресу: <адрес>, проведенного специалистами ООО «Армуар», выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию дома; общее техническое состояние жилого дома оценивается как аварийное: техническое состояние стен является недопустимым, техническое состояние перекрытий оценивается как аварийное (множественные поражения гнилью, требуется полная замена перекрытий), техническое состояние фундамента также является недопустимым (кирпичные фундаменты разрушились, потеряв свою несущую способность, окладной брус лежит на земле), полы 1-го этажа поражены гнилью, требуется их перестилка, фактический износ электропроводки составляет 70 %, требуется полная замена. В ходе проведения проверки по обращению А.В. по вопросу нахождения указанного дома в аварийном состоянии, угрожающем жизни и здоровью граждан, установлено, что до настоящего времени в этом многоквартирном жилом доме, являющемся аварийным, проживают собственники и наниматели жилых помещений. По результатам осмотра жилого помещения по адресу: <адрес>, проведенного ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистом по строительству МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» Б.Н., установлено следующее: геометрия потолков нарушена, многочисленные провисы, в углах примыкания стен наружных и внутренних, наружные стены проседают, вся деревянная конструкция пола, в том числе лаги, стойки, подпорки, половая плаха сильно поражены грибком, кирпичные столбики просели, покосились, некоторые разрушились и между столбиками и лагами большие световые просветы. Снаружи многоквартирного дома нет отмостки, которая необходима для отвода воды от здания и защиты фундамента от намокания, все венцы под окнами до фундамента прогнили, поражены мхом, при нарушении и отсутствии должной конструкции пола в квартире, происходит проседание самонесущих стен, перегородок, которые тянут вниз межэтажное перекрытие, которые крепятся к стенам, наружные стены в ветхом состоянии, сильно промерзают. Узлы крепления стен друг к другу разрушаются, чем ослабляется несущая конструкция всего дома, что влияет на безопасность всего здания. С учетом изложенного, срок сноса и отселения жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется опасность их самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Таким образом, срок, определенный в распоряжении Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ для расселения граждан указанного дома установлен без учета его технического состояния, которое в настоящее время представляет угрозу для жителей. Обращение прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением направлено на судебную защиту прав неопределенного круга лиц, которые проживают и временно пребывают в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Представитель административного истца помощник Колпашевского городского прокурора Озорнов Н.А., в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям, просил административный иск удовлетворить. Дополнительно пояснил, что обращение А.В. в Колпашевскую городскую прокуратуру поступило ДД.ММ.ГГГГ. Нарушение выявлено в ходе проверки, проведенной по обращению А.В. в ДД.ММ.ГГГГ, в суд обратились ДД.ММ.ГГГГ, поэтому факт публикации правового акта в ведомостях органа местного самоуправления при определении срока обращения в суд значения не имеет. В связи с тем, что распоряжением срок отселения установлен до конца ДД.ММ.ГГГГ и отселение не проведено, в настоящее время имеется опасность разрушения дома, имеется нарушение прав неопределенного круга лиц, установление такого срока является длящимся, в связи с этим срок обращения в суд не пропущен. Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку нарушение, выраженное в неразумном сроке отселения влияет и нарушает права не только собственников и лиц, проживающих по данному адресу в многоквартирном доме, но также иных лиц, например, прохожих, гостей дома, которые в нем могут оказаться, так как речь идет о возможности обрушения дома, поэтому всякий может подвергнуться опасности.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Колпашевского городского поселения, Барышева Ю.Ю., действующая на основании доверенности, административные исковые требования, с учетом их уточнений, не признала, указав, что круг лиц в отношении данного дома определен, известны все собственники жилых помещений и наниматель муниципального жилого помещения, поэтому в данной части прокурором заявлены требования не верно. Также прокурором пропущен срок исковой давности по данной категории дел. Распоряжение Администрации Колпашевского городского поселения о признании многоквартирного дома по <адрес>, аварийным было принято ДД.ММ.ГГГГ. В установленном порядке данное распоряжение было опубликовано в Ведомостях органа местного самоуправления и на сайте органов местного самоуправления, на официальном сайте административного ответчика имеется перечень многоквартирных жилых домов, признанных аварийными, дополнительная информация размещается в государственной системе ЖКХ. Все собственники жилых помещений, находящихся в данном жилом доме знали о признании в ДД.ММ.ГГГГ их дома аварийным. В частности, собственник <адрес> А.В. неоднократно обращалась в Администрацию Колпашевского городского поселения о признании дома аварийным. Процедура признания многоквартирного жилого дома аварийным проведена в соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, на заседании жилищной комиссии потому, что это является компетенцией жилищной комиссии. Были рассмотрены документы, в том числе заключение о результатах обследования технического состояния дома по адресу: <адрес>. На основании этого заключения жилищная комиссия пришла к выводу о том, что многоквартирный жилой дом необходимо признать аварийным. В связи с чем, вынесено распоряжение Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, которое оспаривает административный истец. На территории <адрес> на разные периоды времени утверждается адресная программа по переселению из аварийного жилого фонда. В ДД.ММ.ГГГГ, признавая многоквартирный дом аварийным, Администрация рассчитывала, что этот дом будет включен в адресную программу по переселению из аварийного жилья, однако в настоящее время адресная программа действует до конца ДД.ММ.ГГГГ, но в нее попали только многоквартирные дома, которые были признаны аварийным до ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому, если бы данный жилой дом попал в адресную программу, то в рамках адресной программы собственникам жилых помещений было бы предоставлено на выбор право либо переселиться в жилые помещения, которые им бы возможно построили по программе аварийного жилья, либо право на выкуп их аварийных жилых помещений по рыночной стоимости. Но программы нет, поэтому и расселить за счет бюджетных средств весь многоквартирный дом не представляется возможным. В данном доме только одна муниципальная <адрес> - наниматель П.И.. В данной квартире в ДД.ММ.ГГГГ произведен капитальный ремонт, там была замена пола и конструкций пола. Остальные граждане являются собственниками квартир. Постановление Пленума Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ говорит о том, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции является по общему правилу основанием для направления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требований о сносе или реконструкции в разумные сроки за счет собственных средств. Таким образом, в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ орган местного самоуправления, то есть Администрация, обязана будет направить всем собственникам требования о сносе их жилых помещений в разумные сроки. В установленные сроки, в случае если собственники самостоятельно свои квартиры не снесут, орган местного самоуправления обязан будет принять решение об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом для муниципальных нужд. Изъятие земельного участка означает, что вместе с земельным участком изъятию подлежат и жилые помещения. В случае если бы действовала адресная программа, то тогда взамен, при согласии собственников, было бы предоставлено другое жилое помещение с той же площадью, которое занимает собственник. Так как адресной программы нет, то в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, орган местного самоуправления, по соглашению с собственниками, если такое соглашение будет достигнуто, выкупит у собственников квартиры по рыночной стоимости, с учетом аварийности жилого дома, с учетом стоимости общих мест в жилом доме. При этом нужно учитывать, что дом аварийный, скорее всего стоимость квартир не будет настолько велика, чтобы можно было купить на них другие жилые помещения. Если собственники откажутся от выкупа жилых помещений их по рыночной стоимости, которая будет определена по оценке экспертов, то тогда ответчик обратится в суд, с понуждением о выкупе жилых помещений в аварийном доме. В случае удовлетворения административных исковых требований прокурора, законодательно не установлено, какой срок должен быть разумным. С учетом отсутствия в настоящий момент адресной программы по расселению из аварийного жилого фонда, срок до ДД.ММ.ГГГГ является разумным. Сроки расселения устанавливает орган местного самоуправления – Администрация Колпашевского городского поселения. В соответствии с положениями КАС РФ для удовлетворения требований необходимо соблюдение одновременно двух условий: не соблюдение порядка принятия правового акта и нарушение прав граждан собственников жилых помещений. Процедура принятия распоряжения была соблюдена и не нарушена, поэтому совокупности двух этих условий на данной момент нет. Шестилетний срок расселения обусловлен тем, что Администрации обещали участие в адресной программе по расселению аварийного жилья и планировалось, что этот дом, в числе других домов, тоже будет включен в данную программу.

Заинтересованное лицо К.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения административных исковых требований, дополнительно пояснила, что по адресу: <адрес>, проживает более 40 лет. В прошлом году над ее квартирой рухнула крыша, собственники двух квартир с первого и второго этажа сделали ее за свой счет. В муниципальной квартире отремонтировали пол, но крыша вся гнилая и у них в спальне обвис потолок. Дом начал рушиться.

Заинтересованное лицо В.Л. в судебном заседании не возражала против удовлетворения административных исковых требований, дополнительно пояснила, что по адресу: <адрес>, проживает 4 года. Дом находится в плохом состоянии, пол холодный, дом проседает. В ее квартире стены ровные потому, что они обшиты. Полагает шестилетний срок расселения чрезмерным, но если бы действовала программа, то она подождала. С требованием о сносе жилого помещения и на выкуп квартиры по рыночной стоимости она бы не согласилась.

Заинтересованное лицо А.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б.Н., Б.Т., в судебном заседании не возражала против удовлетворения административных исковых требований, дополнительно пояснила, что по адресу: <адрес>, проживает с ДД.ММ.ГГГГ. В доме восемь квартир, все жилые. В своей квартире она провела воду, газ, слив, меняла окна. В настоящее время в ее квартире на кухне провисает потолок, так как квартира обшита ДВП, он не дает упасть потолку. Над котлом также провис потолок, подпол обрушился. В морозы в квартире температура опускается до 15 градусов, в сильные морозы до 10 градусов. До ДД.ММ.ГГГГ дом не простоит. Она готова рассмотреть вопрос о выкупе жилого помещения по среднерыночной цене.

Заинтересованное лицо Н.Л. в судебном заседании не возражала против удовлетворения административных исковых требований, дополнительно пояснила, что ее квартира расположена на втором этаже. Днем не заметно, но ночью слышен треск, как будто стены разъезжаются или садится одна часть дома. Полы кривые, покатом, если хлопнуть дверью или закрыть окно все стены шатаются. До 2023 года дом рухнет. Дом садится очень быстро и это видно, штукатурка падает, полы отходят. В настоящее время снести свое жилое помещение она не готова.

Представитель заинтересованного лица муниципального образования «Колпашевское городское поселение» в лице МКУ «Имущество», заинтересованные лица А.Н., Б.Е., Б.А., Б.Н. Ш.А., Ш.М., Ш.С. (Разоренова) С.Д., П.И., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заинтересованные лица А.Н., П.И., Л.Н. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие о чем представлены соответствующие заявления, иные участвующие в деле лица о причинах неявки не сообщили, об отложении дела ходатайств не заявляли.

По сведениям Колпашевского отдела ЗАГС Департамента ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, А.Н., умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Колпашевского <адрес> (л.д.176).

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся заинтересованных лиц.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положением ч. 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Проверяя соблюдение срока обращения в суд с административным исковым заявлением, и довод представителя ответчика о его пропуске, судом учтено следующее.

Действительно, согласно Положению о порядке официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов в Колпашевском городском поселении, утвержденному решением Совета Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , размещенному на официальном сайте Колпашевского городского поселения <адрес> в сети Интернет, официальным изданием актов органов местного самоуправления поселения являются Ведомости органов местного самоуправления Колпашевского городского поселения. Муниципальные правовые акты подлежат официальному опубликованию по необходимости, но не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем их принятия (статья 7).

Факт публикации оспариваемого в части распоряжения Администрации административным истцом не оспаривался.

Однако суд соглашается с доводом представителя истца о том, что только лишь из содержания распоряжения Администрации Колпашевского городского поселения, без дополнительной проверки, не представляется возможным установить соответствие или не соответствие закону, в части требования о разумности, установленного планового срока расселения жильцов многоквартирного дома.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ А.В. обратилась в Колпашевскую городскую прокуратуру с заявлением о нахождении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в аварийном состоянии, угрожающем жизни и здоровью проживающих в нем граждан. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Колпашевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства Администрацией Колпашевского городского поселения, по результатам которой в Колпашевский городской суд <адрес> направлено настоящее административное исковое заявление, которое поступило ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

На основании данных полномочий Правительство Российской Федерации утвердило Положение, установив требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (пункт 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, далее - Положение).

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения является компетенцией органа местного самоуправления. Между тем, сроки отселения таких жильцов должны отвечать требованиям разумности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 г. (вопрос № 3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. При этом следует учитывать, что такие решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52 Положения).

Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Административным истцом фактически обжалуются действия административного ответчика по вынесению распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, в части установления планового срока расселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

Данным распоряжением, принятым в соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», указанный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в числе прочих, признан аварийным и подлежащим сносу.

Из заключения по результатам обследования технического состояния конструкций здания по адресу: <адрес>, подготовленного ООО «Армуар», выполненного в августе 2017 года, следует, что общее техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, оценивается как аварийное. Техническое состояние кровли оценивается как ограниченно работоспособное. Физический износ составляет 50%, требуется полностью выполнить замену покрытия из асбестоцементных листов на металлопрофиль. Выполнить организованный водосток. Техническое состояние стен оценивается как недопустимое. Физический износ составляет 50%, требуется частичная переборка стен с добавлением нового материала. Конструкция деревянных стен не удовлетворяет современным технологиям по теплотехническому расчету. Техническое состояние перекрытий оценивается как аварийное. Длительный период эксплуатации здания с систематическими замачиваниями конструкций чердачного перекрытия привели к множественным поражениям древесины гнилью. Древесина в большей части балок потеряла свои эксплуатационные свойства. Физический износ составляет 60%, требуется полностью выполнить замену перекрытий. Техническое состояние фундамента оценивается как недопустимое. За многолетний срок эксплуатации здания кирпичные фундаменты разрушились, потеряв свою несущую способность, фактически окладной брус лежит на земле. Физический износ составляет 60%, требуется полная замена фундамента. Полы 1-го этажа поражены гнилью. Физический износ полов составляет 70%, требуется выполнить их перестилку. Физический износ электропроводки составляет 70%, требуется полностью заменить (л.д. 18-57).

Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при обследовании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (л.д. 16-17).

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, произведенному помощником Колпашевского городского прокурора П.А., совместно со специалистом по строительству МКУ «Агентство» Б.Н., произведен осмотр жилого помещения по адресу: <адрес>, в <адрес>, жилое помещение расположено на 1 этаже в двухэтажном, многоквартирном деревянном доме. Облицовка потолков из пенопластовой плитки разрушается и отваливается. Геометрия потолков нарушена, многочисленные провисы. Стены обшиты ДВП и оклеены обоями. В углах примыкания стен наружных и внутренних видно, что наружные стены проседают. В оконных проемах стоят окна из ПВХ. Под всеми окнами стены зашиты фольгированным теплоизоляционным материалом. Также на всем полу под ковровыми покрытиями лежит фольгированный теплоизоляционный слой. При визуальном осмотре видно, что геометрия полов сильно нарушена. Пол в кухне с сильным уклоном в сторону наружной стены, в жилых комнатах выгнут посередине, и с уклоном к наружным стенам. При осмотре подпольного пространства видно, что вся деревянная конструкция пола в том числе лаги, стойки, подпорки, половая плаха сильно поражены грибком, опорная конструкция под лагами много раз ремонтировалась. Некоторые подпорки деревянные стухли от грибка и упали. Кирпичные столбики, опоры под лагами расположены с нарушением нормативов: просели, подкосились, некоторые разрушились и между столбиками и лагами большие световые просветы. Количество лаг не отвечает строительным нормам (их в два раза меньше, чем необходимо). Внутренние перегородки стоят на половой плахе, под ними нет опор или фундамента. Снаружи дома нет отмостки, которая необходима для отвода воды от здания и защиты фундамента от намокания. Также видно, что все венцы под окнами до фундамента прогнили и поражены мхом. При нарушении и отсутствии должной конструкции пола в квартире, происходит проседание самонесущих стен, перегородок, которые тянут вниз межэтажное перекрытие, которое крепится к стенам. Наружные стены от времени в ветхом состоянии, сильно промерзают. Узлы крепления стен друг к другу разрушаются, чем ослабляется несущая конструкция всего дома, что влияет на безопасность здания. Сведения, изложенные в акте осмотра, подтверждены фототаблицей (л.д. 50-57).

Разрешая требования административного истца о признании незаконным распоряжения Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , в части установления срока отселения жителей до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему выводу.

Определение срока расселения жителей многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, является компетенцией органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома из аварийного жилого дома, законом не установлены.

Кроме того, в аспекте действующего правового регулирования, в том числе исходя из положений, закрепленных в пункте 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определение порядка и способа устранения юридических последствий оспариваемых действий органа местного самоуправления, признанных не соответствующими закону, относится к исключительной компетенции административного ответчика.

Однако согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. № 1368-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.

На основании представленных и исследованных материалов дела, анализируя содержание заключения специализированной организации ООО «Армуар» по результатам обследования технического состояния конструкций здания по адресу: <адрес>, заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, акт проверки прокуратуры, согласно которым неустранимый физический износ жилого дома по отдельным его элементам составляет от 50 до 70%, суд соглашается с доводами административного истца о том, что установленный ответчиком срок расселения – до ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать разумным, поскольку многоквартирный дом представляет опасность для жизни и здоровья как проживающих в нем лиц, так и иного неопределенного круга лиц, которые могут находиться не только в жилом помещении, но и поблизости. По причине аварийного состояния жилого дома имеется реальная угроза самопроизвольного обрушения дома и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Таким образом, распоряжение Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока расселения жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, не в полной мере соответствует закону и нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, исковые требования о признании распоряжения незаконным в указанной части подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает, в частности на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При этом, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, и требования пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает необходимым возложить на орган местного самоуправления обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос в указанной части и установить разумный срок для отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, сообщив в указанный срок об исполнении решения суда суду и административному истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> о признании распоряжения незаконным в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома, возложении обязанности установить разумный срок отселения граждан из жилого многоквартирного дома, удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока отселения жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Администрацию Колпашевского городского поселения <адрес> обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и установить разумный срок отселения.

Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Н.В. Бакулина

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Н.В. Бакулина

Подлинный судебный акт подшит в дело № 2а-1051/2021

Колпашевского городского суда Томской области

2а-1051/2021 ~ М-1028/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г. Колпашево
Ответчики
Администрация Колпашевского городского поселения
Другие
Муниципальное образование «Колпашевское городское поселение» в лице МКУ «Имущество»
Брюханцева Татьяна Викторовна
Никитина Любовь Викторовна
Крутакова Валентина Васильевна
Аршина Ирина Анатольевна
Штеклян Андрей Александрович
Шуматова Светлана Дмитриевна
Волкова Людмила Викторовна
Шуматов Михаил Дмитриевич
Архипова Вера Сергеевна
Бобылева Наталья Васильевна
Бобылев Алексей Михайлович
Брюханцев Егор Викторович
Аршина Нина Кузьминична
Брюханцев Никита Викторович
Пудова Ирина Владимировна
Суд
Колпашевский городской суд Томской области
Судья
Бакулина Наталья Владимировна
Дело на странице суда
kolpashevsky--tms.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация административного искового заявления
08.11.2021Передача материалов судье
10.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2021Подготовка дела (собеседование)
26.11.2021Подготовка дела (собеседование)
06.12.2021Подготовка дела (собеседование)
06.12.2021Рассмотрение дела начато с начала
20.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее