Дело № 2-2281/2015 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«13» октября 2015 г. Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Судьи Амельчевой И.Н.
При секретаре Анисимовой А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатовой Г.А. к администрации *** о признании постановления незаконным и возложении обязанности оказать муниципальную услугу
У С Т А Н О В И Л :
Игнатова Г.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Тамбова о признании незаконным и отмене постановления администрации г.Тамбова № 4695 от 17 июня 2015 г. «Об отказе в переводе жилого помещения – ***, расположенной в многоквартирном ***, корпус *** по ***, в нежилое помещение под парикмахерскую» и обязанности администрации г.Тамбова оказать ей муниципальную услугу «Принятие решения о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое» в отношении ***, расположенной в многоквартирном ***, *** по ***, без согласия собственников, указав, что она является собственником указанной квартиры. Данная квартира расположена на первом этаже кирпичного многоквартирного жилого дома. Имея намерение перевести данную квартиру в нежилой фонд, она заказала проект перепланировки и переустройства квартиры под нежилой фонд в проектной организации ООО «Архградо» и такой проект был выполнен. Согласно проекту вход в квартиру через подъезд закладывается, дверной проем устанавливается на месте существующего оконно-дверного проема лоджии, при этом подоконная часть кирпичной кладки не убирается, проем не расширяется. Внутри помещения производится демонтаж не несущих перегородок и возведение новых перегородок для формирования необходимого набора помещений. При этом общая площадь помещения после перепланировки остается такая же, как и у квартиры – 30,9 кв.м. Внутренние границы помещения не изменяются и соответствуют техническому паспорту. Земельный участок под многоквартирным жилым домом сформирован с установлением границ на местности и прошел государственный кадастровый учет (***). С целью недопущения использования общедомового земельного участка, до проектирования ей была заказана у кадастрового инженера в ООО «Земпроект» схема размещения многоквартирного жилого дома в границах земельного участка (по данным государственного кадастра недвижимости). Для указанных целей в государственном кадастре недвижимости были запрошены координаты жилого дома и координаты земельного участка. После чего по данным государственного кадастрового учета составлена схема. Согласно данной схеме расстояние от ограждения лоджии ее квартиры до границы общедомового земельного участка составляет 1 метр (ширина асфальтированной отмостки). Проектируемая входная площадка над отмосткой является приставной к лоджии помещения и с земельным участком не соприкасается. Лестница устанавливается за границами сформированного земельного участка, являющегося общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома. Таким образом, при проектировании не затрагивается общее имущество, в том числе земельный участок, не происходит уменьшение размера общего имущества, так как подоконная часть стены не разбирается, земельный участок к помещению не присоединяется, порядок пользования земельным участком не изменяется, отмостка остается на том же месте, в тех же размерах, покрытая тем же асфальтовым покрытием. Архитектурное решение многоквартирного жилого дома также не изменяется и выполнено в тех же цветах, что и многоквартирный дом. Данное архитектурное решение было предварительно одобрено проектировщику Комитетом архитектуры, реконструкции и развития. 30.04.2015 г. она через МФЦ обратилась с заявлением об оказании муниципальной услуги по принятию решения о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое в отношении ***, расположенной в многоквартирном ***, корпус 8, строение 1 по ***. Проект переустройства и перепланировки был согласован с Комитетом архитектуры, реконструкции и развития администрации г.Тамбова 25.05.2015 г. Однако, постановлением администрации г.Тамбова № 4695 от 17.06.2015 г. ей было отказано в переводе жилого помещения – ***, расположенной в многоквартирном ***, *** по ***, в нежилое помещение под парикмахерскую. Основанием принятия данного постановления явилось не предоставление документов, указанных в п.2.9 Административного регламента (отсутствие решения всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме, принятого на общем собрании таких собственников об использовании земельного участка под домом. С принятым постановлением она не согласна, поскольку предоставление такого документа требуется только в случае, если при перепланировки квартиры происходит присоединение к перепланируемому помещению часть общего имущества в многоквартирном доме. В ходе проектируемой перепланировки принадлежащего ей жилого помещения, присоединения к перепланируемому помещению части общего имущества в многоквартирном доме не происходит. Она представила все документы, перечисленные в п.2.9.1 Административного регламента. Просила признать незаконным и отменить постановление администрации г.Тамбова № 4695 от 17 июня 2015 г. «Об отказе в переводе жилого помещения – ***, расположенной в многоквартирном ***, корпус *** строение *** ***, в нежилое помещение под парикмахерскую» и обязать администрацию г.Тамбова оказать ей муниципальную услугу «Принятие решения о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое» в отношении ***, расположенной в многоквартирном ***, корпус 8, строение 1 по ***, без согласия собственников помещений многоквартирного жилого дома (протокола общего собрания).
В суд истец Игнатова Г.А. не явилась. Ее представитель по доверенности Семенова Т.А. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель администрации г.Тамбова Дъячкова Е.В. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в результате переустройства и перепланировки квартиры, принадлежащей истцу, произойдет захват общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме, а именно – земельного участка, поскольку не будет подхода к отмостке дома в этой части, а в дальнейшем невозможно будет осуществлять по ней проход и, в случае необходимости, осуществлять ее ремонт. В таком случае на переустройство и перепланировку требуется представление протокола собрания всех собственников многоквартирного дома. Просила в иске Игнатовой Г.А. отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть 2 ст.23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод. Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установлены частью второй указанной статьи.
Однако, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч.3 ст.36, ч.2 ст.40 ЖК РФ).
Таким образом, несмотря на отсутствие в ч.2 ст.23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью присоединения части общего имущества, к которому относится, в том числе, и земельный участок, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст.16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч.ч2 и 3 ст23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2.9.1. Административного регламента
предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" на территории городского округа - город Тамбов"(утвержден постановлением администрации города Тамбова от 11 ноября 2011г. N8289) заявитель предоставляет самостоятельно:
- заявление, составленное по форме согласно приложению N1 к настоящему Административному регламенту;
- правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или заверенные в нотариальном порядке копии), если право на переводимое помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Если перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение не возможен без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (протокол общего собрания).
Такое же требование содержится и в ст.40 Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, что Игнатова Г.А. является собственником ***, корпус № *** строение *** по ***.
Данная квартира расположена на первом этаже кирпичного многоквартирного жилого дома.
Имея намерение перевести данную квартиру в нежилой фонд, Игнатова Г.А. заказала проект перепланировки и переустройства квартиры под нежилой фонд в проектной организации ООО «Архградо» и такой проект был выполнен.
Согласно проекту вход в квартиру через подъезд закладывается, дверной проем устанавливается на месте существующего оконно-дверного проема лоджии, при этом подоконная часть кирпичной кладки не убирается, проем не расширяется. Внутри помещения производится демонтаж не несущих перегородок и возведение новых перегородок для формирования необходимого набора помещений. При этом общая площадь помещения после перепланировки остается такая же, как и у квартиры – 30,9 кв.м. Внутренние границы помещения не изменяются и соответствуют техническому паспорту.
Земельный участок под многоквартирным жилым домом сформирован с установлением границ на местности и прошел государственный кадастровый учет (***).
Игнатовой Г.А. была заказана у кадастрового инженера в ООО «Земпроект» схема размещения многоквартирного жилого дома в границах земельного участка (по данным государственного кадастра недвижимости).
Согласно данной схеме расстояние от ограждения лоджии ее квартиры до границы общедомового земельного участка составляет 1 метр (ширина асфальтированной отмостки).
Проектируемая входная площадка над отмосткой является приставной к лоджии помещения и с земельным участком не соприкасается. Лестница устанавливается за границами сформированного земельного участка, являющегося общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома.
Таким образом, при проектировании не затрагивается общее имущество, в том числе земельный участок, не происходит уменьшение размера общего имущества, так как подоконная часть стены не разбирается, земельный участок к помещению не присоединяется, порядок пользования земельным участком не изменяется, отмостка остается на том же месте, в тех же размерах, покрытая тем же асфальтовым покрытием.
Архитектурное решение многоквартирного жилого дома также не изменяется и выполнено в тех же цветах, что и многоквартирный дом.
30.04.2015 г. Игнатова Г.А. через МФЦ обратилась с заявлением об оказании муниципальной услуги по принятию решения о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое в отношении ***, расположенной в многоквартирном ***, корпус *** по ***.
Постановлением администрации г.Тамбова № 4695 от 17.06.2015 г. ей было отказано в переводе жилого помещения – ***, расположенной в многоквартирном ***, корпус *** по ***, в нежилое помещение под парикмахерскую.
Основанием принятия данного постановления явилось не предоставление документов, указанных в п.2.9 Административного регламента (отсутствие решения всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме, принятого на общем собрании таких собственников об использовании земельного участка под домом).
В соответствии с ч.1, ч.2 и ч.3 ст.11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
Защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.
Суд считает принятое постановление необоснованным, поскольку предоставление протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома требуется только в случае, если при перепланировке квартиры происходит присоединение к перепланируемому помещению части общего имущества в многоквартирном доме.
В ходе проектируемой перепланировки принадлежащего Игнатовой Г.А. жилого помещения, присоединения к перепланируемому помещению части общего имущества в многоквартирном доме не происходит.
Поскольку Игнатова Г.А. представила все документы, перечисленные в п.2.9.1 Административного регламента, суд считает, что ей необоснованно отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить постановление администрации г.Тамбова № 4695 от 17 июня 2015 г. «Об отказе в переводе жилого помещения – ***, расположенной в многоквартирном ***, корпус *** по ***, в нежилое помещение под парикмахерскую».
Обязать администрацию г.Тамбова оказать Игнатовой Г.А. муниципальную услугу «Принятие решения о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое» в отношении ***, расположенной в многоквартирном ***, корпус 8, строение 1 по ***, без согласия собственников помещений многоквартирного жилого дома (протокола общего собрания).
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья (подпись) И.Н.Амельчева
Мотивированное решение изготовлено 14.10.2015 г.
Судья (подпись) И.Н.Амельчева
Верно.Судья И.Н.Амельчева