УИД 11RS0014-01-2021-000241-88
Дело № 2- 140/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«07» июня 2021 года с. Корткерос
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Буян Э.Ф., при секретаре Ширяевой М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ГУ РК «ЦЗН Корткеросского района»
к Багинскому С.Е.
о взыскании суммы незаконно полученного пособия по безработице,
у с т а н о в и л:
ГУ РК «Центр занятости населения <адрес>» (далее по тексту – ГУ РК «ЦЗН <адрес>») обратилось в суд с иском к Багинскому С.Е. о взыскании суммы незаконно полученного пособия по безработице в <...>. В обоснование заявленных требований указано, что <дата> Багинским С.Е. было подано заявление о регистрации в <...> в электронной форме. <дата> он признан <...>, за период с <дата> по <дата> ему выплачено пособие в испрашиваемом размере. При этом на портале «Работа в России» <дата> была зафиксирована информация о трудоустройстве ответчика. Ответчику неоднократно направлялись претензионные письма о возврате выплаченных пособий в добровольном порядке. До <дата> сумма пособия в добровольном порядке не возвращена.
На судебное заседание представитель ГУ РК «ЦЗН <адрес>», ответчик Багинский С.Е. не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, с учетом положения ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежащим образом извещенных, но не явившихся сторон.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о занятости, Закон от 19.04.1991 г. № 1032-1) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона, к числу которых относятся работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы,
Из ст.2, абз.2 ч.2 ст. 35 Закона о занятости следует, что выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст.2 настоящего Закона, в том числе в случае его работы по трудовому договору.
Из указанных выше норм следует, что правовым основанием для получения гражданином пособия по безработице является признание его безработным лишь в установленном порядке.
В соответствии со ст.7.1 Закона о занятости к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде, в т.ч. пособия по безработице. Финансовое обеспечение осуществления переданного полномочия, указанного в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субвенции). Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. "а" п.20 Постановления Правительства РФ от <дата> ХХХ "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона о занятости, в соответствии с которой занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 Закона о занятости), а также выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).
Установлено, что <дата> Багинский С.Е. обратился в ГУ РК "Центр занятости населения <адрес>" с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Приказом ГУ РК "ЦЗН <адрес>" от <дата> ХХХ Багинский С.Е. был признан <...> и ему, с учетом приказа <...>, назначено пособие по безработице с <дата> по <дата> в размере <...>., с <дата> по <дата> – <...>. в месяц, с <дата> по <дата> – <...>. Ответчик был ознакомлен с данными приказами <дата>, о чем имеется его подпись.
При предоставлении документов для получения статуса безработного Багинский С.Е. также был ознакомлен с порядком работы ГУ РК "ЦЗН <адрес>", условиями перерегистрации, своими правами и обязанностями. Багинский взял на себя обязательство, что в случае трудоустройства, получения заработка (вознаграждения), пенсии, пособия, компенсационных выплат и т.п., сообщить в службы занятости, о чем <дата> расписался в своем личном деле. Также он был предупрежден, что в случае выявления факта получения пособия по безработице обманным путем, выплата пособия прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Сумма пособия, полученного обманным путем, подлежит возврату.
Из материалов дела следует, что в период с <дата> по <дата> Багинский был принят на работу <...> с ним был заключен трудовой договор от <дата>.
При получении указанной информации приказом ХХХ ГУ РК «ЦЗН <адрес>» от <дата> ответчик был снят с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве <...>), приказом ХХХ от <дата> прекращена выплата пособия.
Таким образом, ответчик, достоверно зная, что не имеет права получать пособие по <...>, так как на день обращения, а также <дата> работал по <...> вместе с тем злоупотребил своим правом, скрыв данную информацию при обращении к истцу.
Согласно справке представленной ГУ РК "ЦЗН <адрес>" за период с <дата> по <дата> (даты прекращения выплаты пособия) Багинский С.Е. получил пособие по безработице в размере <...> руб.
В соответствии с п.19 Постановление Правительства РФ от <дата> N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (в редакции, действовавшей в спорный периодучет) в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В последующем, Багинский в ГУ «ЦЗН <адрес> с предоставлением необходимых документов для постановки на учет в качестве безработного не обращался.
Таким образом, в силу положений п.2 ст. 35 Закона от <дата> ХХХ признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст.2 настоящего Закона, влечет безусловное прекращение выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного.
В возникших правоотношениях для правильного разрешения спора имеет значение оценка добросовестности действий ответчика при постановке на учет в качестве безработного. Скрытие факта трудоустройства суд расценивает как обстоятельство, свидетельствующее о получении ответчиком пособия по безработице обманным путем, в связи с намеренным скрытием этих фактов гражданином. Доказательств обратного, с учетом положений ст. 56 ГПК РФ, которые были разъяснены ответчику в определении о принятии искового заявления к своему производству, Багинским С.Е. не предоставлено.
При установленных обстоятельствах, пособие по безработице, полученное Багинским за период с <дата> по <дата> в сумме <...> руб. в результате его недобросовестного поведения, является неосновательным обогащением и подлежит взысканию с ответчика в силу положений ст.1102 ГК РФ.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, в доход местного бюджета в сумме <...> руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Взыскать с Багинского С.Е. в пользу ГУ РК «Центр занятости населения <адрес>» необоснованно полученное пособие по безработице в размере <...>
Взыскать с Багинского С.Е. в доход бюджета муниципального района "Корткеросский" государственную пошлину в размере <...> руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья - Э.Ф. Буян
Решение в окончательной форме вынесено 10.06.2021