Дело 2-15/2013
Решение
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республики Карелия 21 января 2013 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сутягиной Е. М., при секретаре Николаевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротеевой Галины Николаевны к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Лахденпохского района» о назначении ежемесячной денежной компенсации,
у с т а н о в и л :
Коротеева Г.Н. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Лахденпохского района» (ГКУСЗ РК «ЦСР») о назначении ежемесячной денежной компенсации по следующим основаниям.
Сын истицы Н.А.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р.во время прохождения срочной военной службы в воинской части № ХХ.ХХ.ХХ. (<адрес ХХ.ХХ.ХХ.>) умер ДД.ММ.ГГГГ
Истица обратилась в ГКУСЗ РК «ЦСР» с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации как члену семьи умершего военнослужащего, но получила отказ.
Полагая отказ ответчика необоснованным, истица просила суд обязать ГКУСЗ РК «ЦСР» назначить ей указанную компенсацию.
В судебном заседании истица Коротеева Г.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным обстоятельствам. Кроме того, пояснила, что при обращении с заявлением к ответчику она представила все имевшиеся у нее документы, подтверждающие наступление смерти сына во время прохождения срочной службы в вооруженных силах. Более никаких документов и иных доказательств не имеется. Когда сын умер, ей сообщили об этом телеграммой, по приезду в <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> военный госпиталь ее не впустили, домой потом привезли цинковый гроб, который запретили вскрывать.
В выписке из приказа и справке военкомата сказано, что Н.А.Н. умер в связи с исполнением обязанностей военной службы, экспертизы не делали, но если нужно, истица согласна провести эксгумацию.
Представитель ответчика- Душкевич О.С., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что истицей при обращении с заявлением о назначении пособия были представлены документы, в частности- выписка из приказа по войсковой части, в которых формулировка причины смерти не совпадает с формулировкой, указанной в Федеральном законе от 07.11.2011г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Экспертного заключения о наличии связи наступившей смерти Н.А.Н. с исполнением им обязанностей военной службы.
Действительно, на момент выдачи указанных документов, упомянутого закона не было, однако при несовпадении формулировки назначение указанной выплаты невозможно, отказ обоснован.
Представитель привлеченного в порядке ст. 47 ГПК РФ военного комиссариата Республике Карелия по г. Сортавала и Лахденпохскому району Ч.В.М.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала иск обоснованным. Пояснила, что имеющаяся в выписке из приказа командира воинской части № ХХ.ХХ.ХХ. от ДД.ММ.ГГГГ формулировка позволяет сделать вывод о том, что смерть Н.А.Н. связана с исполнением им обязанностей военной службы. На момент смерти, как следует из представленных документов, сын истицы находился в военном госпитале на излечении, что в соответствии с законом является также нахождением на военной службе. Личного дела военнослужащего Н.А.Н. в военном комиссариате РК по г. Сортавала и Лахденпохскому району не имеется.
Заслушав объяснения сторон, заключение представителя военного комиссариата, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено следующее.
Н.А.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. при прохождении срочной военной службе в вооруженных силах РФ – в ремонтном взводе воинской части № ХХ.ХХ.ХХ. <адрес ХХ.ХХ.ХХ.>, ДД.ММ.ГГГГ умер от заболевания – «ХХ.ХХ.ХХ.».
Указанные факты не оспариваются стороной ответчика и подтверждаются исследованными судом документами: копией свидетельства о смерти Н.А.Н., сообщением Отдела ЗАГС по <адрес ХХ.ХХ.ХХ.>, копией медицинского свидетельства о смерти МУ ХХ.ХХ.ХХ. (л.д.8,13).
Согласно копии свидетельства о рождении, и копии о заключении брака, истица Коротеева Г.Н. является матерью Н.А.Н., что также не оспаривается стороной ответчика.
В соответствии с положениями ч.9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Правила выплаты указанной компенсации утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 142. В соответствии с п/п «б» п. 4 указанных Правил, для назначения указанной выплаты, член семьи умершего военнослужащего должен представить копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы, - для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".Истица Коротеева Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с соответствующим заявлением и представила выписку из приказа командира войсковой части № ХХ.ХХ.ХХ., согласно которой мастер ремонтного взвода гвардии рядовой Н.А.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., призванный Лахденпохским РВК Республики Карелия, умерший ДД.ММ.ГГГГ от заболевания, связанного с обязанностями военной службы, причина смерти- ХХ.ХХ.ХХ., с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ истице был направлен ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отсутствуют правовые основания для назначения ежемесячной денежной компенсации, поскольку указанная выписка из приказа не может быть принята во внимание из-за несоответствия формулировки о причине смерти военнослужащего тексту п. 9 ст. 3 Федерального закона ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (л.д.5).
На обращение истицы по данному вопросу в Министерство здравоохранения и социального развития РК ДД.ММ.ГГГГ ей был направлен ответ, согласно которого, со ссылкой на Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 123 от 25.02.2003г., причинная связь заболевания, приведшего к смерти военнослужащего, с исполнением обязанности военной службы определяется военно-врачебными комиссиями. В связи с изложенным Министерством здравоохранения и социального развития РК не найдено оснований для отмены решения ГКУСЗ РК «ЦСР» об отказе в назначении Коротеевой Г.Н. денежной компенсации (л.д.6).
Отделом военного комиссариата Республики Карелия по городу Сортавала и Лахденпохскому району ДД.ММ.ГГГГ истице выдана справка о том, что Н.А.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы (л.д.11).
Анализ приведенных выше правовых норм и совокупности представленных по делу доказательств позволяет сделать вывод о том, что в данном случае имеются правовые основания для назначения Коротеевой Г. Н. выплаты ежемесячной денежной компенсации, как члену семьи военнослужащего, умершего от заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы. Выводы ответчика об обратном основаны на неверном толковании норм права.
Приведенные положения п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 142 от 22.02.2012г. указывают, что заключением военно-врачебной комиссии должен подтверждаться факт наступления смерти военнослужащего вследствие военной травмы. Факт наступления смерти при исполнении военнослужащим обязанностей военной службы должен быть подтвержден документом, при этом не конкретизируется, каким именно.
«Положение о военно-врачебной экспертизе» также, вопреки утверждениям, изложенным в письме заместителя Министра здравоохранения и социального развития РК от 02.11.2012г., не содержит указания на то, что причинная связь между исполнением военнослужащим обязанностей военной службы и заболеванием, приведшим к смерти, устанавливается исключительно военно-врачебной экспертизой.
Пунктом 1 указанного Положения установлено, что одной из целей проведения военно-врачебной экспертизы является, в частности, определение причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы.
Таким образом, истица может документально подтвердить свое право на получение указанной денежной выплаты и при отсутствии заключения военно-врачебной экспертизы.
По мнению суда, в данном случае достаточными доказательствами такого права являются выписка из приказа командира войсковой части № ХХ.ХХ.ХХ. от ДД.ММ.ГГГГ № ХХ.ХХ.ХХ. и справка отдела военного комиссариата Республики Карелия по городу Сортавала и Лахденпохскому району.
Так в указанной выписке из приказа указано, что Н.А.Н. умер от заболевания, связанного с обязанностями военной службы. Отсутствие в тексте формулировки « с исполнением обязанностей военной службы», по мнению суда, в данном случае не имеет правового значения. Смысл формулировки, содержащейся в законе, и формулировки, изложенной в приказе, совпадает, доказательств иного суду не представлено.
Кроме того, уполномоченным органом – отделом военного комиссариата выдана справка, уточняющая указанную формулировку, однако это не было принято во внимание.
При этом следует учесть, что Федеральный закон от 07.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не был издан на момент составления приказа № ХХ.ХХ.ХХ. от ДД.ММ.ГГГГ, то есть при составлении указанного приказа не могла быть учтена формулировка, на которую ссылается представитель ответчика. Однако это не может служить основанием для лишения истицы права на получение денежной компенсации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Лахденпохского района» назначить Коротеевой Галине Николаевне выплату ежемесячной денежной компенсации, как члену семьи военнослужащего, умершего от заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е. М. Сутягина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.01.2013г., последний срок подачи апелляционной жалобы - 28.02.2013г.
Судья Е.М. Сутягина