Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5757/2020 ~ М-5180/2020 от 25.09.2020

Дело № 2-5757\2020

66RS0004-01-2020-007700-33

мотивированное решение изготовлено 26 октября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2020 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Трофименко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова Е. Б. к Территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы и членам их семей жилых помещений или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, начальнику Главного управления МЧС России по <адрес>, Главному управлению МЧС России по <адрес> об оспаривании решения комиссии, понуждении отменить решение, понуждении повторно рассмотреть вопрос изменения даты принятия на учет,

у с т а н о в и л:

Орлов Е.Б. обратился в суд с иском к Территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы и членам их семей жилых помещений или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, начальнику Главного управления МЧС России по <адрес>, Главному управлению МЧС России по <адрес> об оспаривании решения комиссии, оформленное протоколом от <//> об отказе в изменении даты принятия Орлова Е.Б. и членов его семьи на жилищный учет, понуждении отменить решение, понуждении повторно рассмотреть вопрос изменения даты принятия на учет с учетом обстоятельств, установленных судом.

В обоснование заявленного иска указано, что ранее при разрешении иска Орлова Е.Б. к ГУ МЧС России по <адрес> о восстановлении в очереди на получение жилого помещения, судом был установлен факт принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании протокола жилищной комиссии от <//>. В то же время решением Территориальной комиссии, оформленным протоколом от <//> Орлов Е.Б. и члены его семьи были приняты на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с <//>, что противоречит выводам суда, указанным во вступившем в законную силу судебном постановлении.

В судебном заседании истец, его представитель, а также третье лицо Орлова Л.А., действующая также в интересах несовершеннолетних Орлова К.Е., Орловой Е.Е., исковые требования поддержали, указав, что именно в 2009 году истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, а обращение с заявлением о получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья является реализацией одной из форм обеспечения жилым помещением.

В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по <адрес> исковые требования не признала, пояснив, что в 2009 году истец был признан нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения и данное право было истцом и членами его семьи реализовано. Орловым Е.Б. не учтено, что с <//> ответчик не наделен обязанностью осуществлять принятие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, при том, что с заявлением о постановке на жилищный учет истец обратился в 2009 году. Кроме этого, в соответствии с п. 14 Приказа МЧС России от <//> датой принятия сотрудника (гражданина) на учет для получения единовременной социальной выплаты считается дата регистрации секретарем Территориальной комиссии заявления и приложенных к нему документов.

С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил разрешить заявленный иск при установленной явке.

Заслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, а также оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 455-О от <//>, согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.

Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Истец ссылается на судебное решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от <//> по гражданскому делу по иску Орлова Е.Б. о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В данном судебном акте, вступившем в законную силу, указаны следующие юридически значимые обстоятельства.

<//> Орловым Е.Б. был подан рапорт в ГУ МЧС о постановке его на учет как нуждающегося в жилых помещениях составом семьи 3 человека, с учетом жены – Орловой Л.А., сына – Орлова К.Е.

На основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии 50 ОФПС по <адрес> от <//> Орлов Е.Б. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с решением заседания комиссии Уральского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения, оформленного протоколом от <//> Орлову Е.Б., с учетом членов его семьи жены – Орловой Л.А. и детей – Орлова К.Е., Орловой Е.Е. на условиях договора найма специализированного жилого помещения была предоставлена четырехкомнатная <адрес>Б по <адрес> г. Екатеринбурга.

В материалах учетного дела Орлова Е.Б. имеется рапорт Орлова Е.Б. от <//> о его согласии на получение служебного жилого помещения.

<//> между ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Уральского регионального центра МЧС России» и Орловым Е.Б. был заключен договор найма специализированного (служебного) жилого помещения квартиры, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>Б, <адрес>.

В соответствии с протоколом заседания комиссии Уральского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от <//> Орлов Е.Б. исключен из списка нуждающихся в служебных жилых помещениях в связи с предоставлением ему вышеназванной квартиры.

Заявление Орлова Е.Б. о восстановлении его в списках нуждающихся в получении жилых помещений решением Единой жилищной комиссии по учету военнослужащих, сотрудников ФПС, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления МЧС России по <адрес>, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат), оформленным протоколом от <//> оставлено без удовлетворения.

Вступившим в силу с <//> Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий такое принятие. Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм ст. ст. 49, 51 - 52 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, предоставление жилья на условиях социального найма, сотрудникам МЧС России, после <//>, законодательными актами, не установлено.

При этом в силу положений статьи 41 Федерального закона от <//> N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 8 Федерального закона N 69-ФЗ от <//> "О пожарной безопасности", предусматривавшая право предоставления в первоочередном порядке личному составу Государственной противопожарной службы жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам территориальными органами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, признана утратившей силу с <//>. Обеспечение сотрудников указанной службы жилыми помещениями по договору социального найма на территории РФ, вставшими на учет после <//>, осуществляется в общем порядке в соответствии с положениями статей 49, 51 - 52 Жилищного кодекса РФ.

Право быть обеспеченными жилыми помещениями по договору социального найма в особом порядке сохранили указанные в части 2 статьи 8 Федерального закона N 69-ФЗ граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до <//>.

Истцом не оспаривается факт того, что до <//> он с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы не обращался.

При таком положении оснований для вывода о том, что истец обладал правом состоять на учете в целях предоставления ему жилого помещения на условиях социального найма с <//> у суда не имелось.

При этом суд принял во внимание, что в соответствии с данным Приказом право состоять на учете, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, сохраняют сотрудники ФПС, принятые на учет до <//> в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.

Из материалов дела не следовало, что на основании протокола от <//> истец был принят на учет в целях предоставления ему жилого помещения именно на условиях социального найма, при том что предоставление жилого помещения на условиях найма специализированного жилого помещения является одной из форм обеспечения граждан жилыми помещениями и улучшения их жилищных условий.

В этой связи суд не усмотрел оснований для удовлетворения иска.

Оспариваемым в настоящему судебном производстве является решение Территориальной комиссии от <//>, которым отказано в изменении даты постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения см <//> на <//> в связи с тем, что датой принятия сотрудника (гражданина) на учет для получения единовременной социальной выплаты считается дата регистрации секретарем Территориальной комиссии заявления и приложенных к нему документов.

При этом истец ссылается на протокол заседания жилищно-бытовой комиссии 50 ОФСП по свердловской области, которым Орлов Е.Б. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в 50 ОФСП по <адрес>, сформирован единый список сотрудников на <//>, в котором Орлов Е.Б. под номером 23.

Ранее решением Территориальной комиссии от <//> Орлов Е.Б. составом семьи из 4 человек был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения из расчета на 72 кв.м. с <//>.

При разрешении вышеназванного дела также судом было установлено, протоколом комиссии Уральского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения, оформленного протоколом от <//> Орлову Е.Б. и членам его семьи было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда. Решением комиссии от <//> Орлов Е.Б. исключен из списка нуждающихся в служебных жилых помещениях в связи с предоставлением ему вышеназванной квартиры.

Таким образом, на момент рассмотрения заявления о предоставлении единовременной социальной выплаты Орлов Е.Б. на учете не состоял, доказательства принятия на учет до <//> также суду не представлены.

В соответствии с п.п. 4, 5,7 Постановления Правительства РФ от <//> N 369 (ред. от <//>) "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" (вместе с "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации") принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Приказом МЧС России от <//> N 160 во исполнение данного Постановления утвержден Порядок формирования и работы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласно п. 14 которого книга учета заполняется по очередности исходя из даты принятия сотрудников (граждан) на учет по дате регистрации заявлений в Журнале регистрации.

Датой принятия сотрудника (гражданина) на учет для получения единовременной социальной выплаты считается дата регистрации секретарем Комиссии (Территориальной комиссии) заявления и приложенных к нему документов.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о неверном толковании истцом норм действующего законодательства, так как дата принятия на учет именно в целях получения единовременной социальной выплаты определяется исходя из даты инициирования такого обращения заинтересованным лицом. Обращение ранее с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося после <//>, и при наличии решения жилищной комиссии о снятии с учета, и последующем его не восстановлении, истец не вправе претендовать на принятие на учет исходя из даты <//>, поскольку с заявлением о получении выплаты в указанную дату истец не обращался. Обратное бы противоречило требованиям вышеприведенных правовых положений.

Относительно требования о понуждении отменить решение, суд также исходит из того, что данное требование не является предусмотренным законом способом судебной защиты, так как входит в пределы компетенции административного органа.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Орлова Е. Б. к Территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы и членам их семей жилых помещений или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, начальнику Главного управления МЧС России по <адрес>, Главному управлению МЧС России по <адрес> об оспаривании решения комиссии, понуждении отменить решение, понуждении повторно рассмотреть вопрос изменения даты принятия на учет оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись О.М.Василькова

Копия верна

Судья:

Секретарь:

2-5757/2020 ~ М-5180/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Орлов Евгений Борисович
Ответчики
Главное управление МЧС России по Свердловской области
Начальник Главного управления МЧС России по Свердловской области
Федеральная государственная противопожарная служба
Другие
Трофимов Евгений Николаевич
Орлова Людмила Анатольевна действующая в сових интересах и в интересах несовершеннолетних детей
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Василькова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
25.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2020Передача материалов судье
30.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее