РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 марта 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,
при помощнике судьи Бердинской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1323/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Поповой А.С., в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 445,00 руб., пени за период с 02.12.2020 г. по 04.02.2021 г. в размере 4,10 руб.; налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 472,83 руб., транспортному налогу за 2019 год в размере 4935,00 руб., пени за период с 02.12.2020 г. по 04.02.2021 г. в размере 45,44 руб.; транспортному налогу за 2020 год в размере 4935,00 руб., пени за период с 02.12.2021 г. по 16.12.2021 г. в размере 18,51 руб.; а всего взыскать 10 855 (десять тысяч восемьсот пятьдесят пять) руб. 88 коп., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность не погашена. Выданный 11.07.2022 г. судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 21.07.2022 г. На момент подачи административного иска Попова А.С. сумму задолженности не оплатила.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведённых норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС Правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
В судебное заседание представитель МИФНС России №23 по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, в иске просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Попова А.С. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении разбирательства дела не ходатайствовала.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца и административного ответчика не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (статья 362 НК РФ).
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
На основании статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что Попова А.С. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество за 2019-2020 год в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, что подтверждается ответом РЭО ГИБДД на судебный запрос, ЕГРН, а также сведениями, предоставленными налоговым органом.
За 2019 г. налоговым органом Поповой А.С. начислен транспортный налог, налог на имущество в сумме 5 380,00 руб., с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления № 56606635 от 01.09.2020 г.
За 2020 г. налоговым органом Поповой А.С. начислен транспортный налог, налог на имущество в сумме 5 407,83 руб., с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления № 42950558 от 01.09.2021 г.
В связи с неуплатой налога налогоплательщику направлены требования об уплате налогов:
- № 11348 по состоянию на 05.02.2021 г., которым предложено погасить имеющуюся задолженность по обязательным платежам за 2019 г. в сумме 5380 руб., пени в сумме 49,54 руб. в срок до 31.03.2021 г.,
- № 78920 по состоянию на 17.12.2021 г., которым предложено погасить имеющуюся задолженность по обязательным платежам за 2020 г. в сумме 5407,83 руб., пени в сумме 18,51 руб. в срок до 09.02.2022 г.
Согласно ст. 48 НК РФ (в редакции действующей на период направления требований № 11348 по состоянию на 05.02.2021 г., № 78920 по состоянию на 17.12.2021 г., заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Учитывая, что сумма задолженности по требованиям об уплате налога № 11348 по состоянию на 05.02.2021 г., № 78920 по состоянию на 17.12.2021 г. превысила 10000 рублей после направления последнего требования № 78920 по состоянию на 17.12.2021 г., налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в следующий срок:
Таким образом, поскольку сумма задолженности по налогам превысила 10 000 рублей лишь после формирования требования № 78920 по состоянию на 17.12.2021 г. со сроком исполнения до 09.02.2022 г, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган мог обратиться в срок до 09.08.2022 г.
С таким заявлением налоговый орган обратился к мировому судье 11.07.2022 г., то есть в установленный законом срок.
11.07.2022 г. мировым судьей вынесен судебный приказ №2а-1853/22 о взыскании с Поповой А.С. неуплаченной задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка № 32 Октябрьского судебного района г.Самары от 21.07.2022 г. судебный приказ № 2а-1853/2022 отменен по возражению Поповой А.С.
В Октябрьский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 16.01.2023 г., то есть в установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора.
При отсутствии сведений об уплате недоимки, административный иск подлежит удовлетворению.
Поскольку налоговым органом соблюдён порядок и сроки направления уведомления, требований административному ответчику, а также сроки обращения в суд, с учетом надлежащего извещения административного ответчика о дате судебного заседания, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате налогов, доказанности факта принадлежности административному ответчику объектов налогообложения в спорный период, суд приходит к выводу о взыскании с Поповой А.С. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество за 2019-2020 г. в общей сумме 10855,88 руб..
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявлению взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Поскольку налоговый орган освобождён от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании ст. 333.19 НК РФ, в размере 434 рубля 24 копейки, подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу за 2019, 2020 г. - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ИНН №... дата года рождения, место рождения адрес, гражданина РФ, паспорт ***, зарегистрированной по адресу: адрес, в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области недоимку по:
- налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 445,00 руб., пени за период с 02.12.2020 г. по 04.02.2021 г. в размере 4,10 руб.;
- налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 472,83 руб.,
- транспортному налогу за 2019 год в размере 4935,00 руб., пени за период с 02.12.2020 г. по 04.02.2021 г. в размере 45,44 руб.;
- транспортному налогу за 2020 год в размере 4935,00 руб., пени за период с 02.12.2021 г. по 16.12.2021 г. в размере 18,51 руб.;
а всего взыскать 10 855 (десять тысяч восемьсот пятьдесят пять) руб. 88 коп.
Взыскать с ФИО1, ИНН 631605891303, дата года рождения, место рождения адрес, гражданина РФ, паспорт *** зарегистрированной по адресу: адрес, в бюджет г.о. Самара государственную пошлину в размере 434 (четыреста тридцать четыре) руб. 24 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.О. Шиндяпин
В окончательной форме решение суда принято 24 марта 2023 г.