П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении уголовного дела
3 марта 2016 г. г. Пятигорск
Пятигорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – председателя суда Звягина Е.А.,
с участием государственного обвинителя – заместителя военного прокурора 55 военной прокуратуры (гарнизона) старшего советника юстиции Мишина С.А.,
защитника – адвоката Роганова М.Н.,
подсудимого Гаврилова Ю.А.,
а также потерпевшего ФИО,
при секретаре Абрамовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты>
Гаврилова Ю.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты>., проходившего военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Гаврилов в один из дней ДД.ММ.ГГГГ, находясь по адресу: <адрес>, самовольно взял и в последующем распорядился по своему усмотрению денежными средствами в сумме <данные изъяты>, оставленными в его с супругой жилом помещении на хранение и принадлежащими ФИО, являвшемуся на тот момент <данные изъяты> подсудимого, чем причинил потерпевшему существенный вред в виде материального ущерба в вышеупомянутом размере.
В судебном заседании подсудимый Гаврилов дал показания, по своему содержанию соответствующие вышеизложенному.
Виновность подсудимого в вышеуказанном подтверждается и показаниями потерпевшего ФИО, свидетелей ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО13, протоколами следственных действий и заключением эксперта, а также другими доказательствами и иными документами.
Давая юридическую оценку содеянному подсудимым, суд исходит из следующего.
Согласно обвинительному заключению органами предварительного следствия Гаврилов обвинялся в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ.
Однако в судебном заседании государственный обвинитель, ссылаясь на фактически установленные в ходе судебного следствия обстоятельства, переквалифицировал содеянное подсудимым на самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, т.е. на преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 330 УК РФ.
В соответствии с ч.ч. 7 и 8 ст. 246 УПК РФ полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства, а также изменение им обвинения в сторону смягчения предопределяют принятие судом решения в соответствии с позицией государственного обвинителя, так как уголовно-процессуальный закон исходит из того, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон, а формулирование обвинения и его поддержание перед судом обеспечиваются обвинителем.
Следовательно, поскольку судом установлены изложенные в описательной части постановления фактические обстоятельства, суд, учитывая положения ст.ст. 246 и 252 УПК РФ, расценивает содеянное Гавриловым Ю.А. как самоуправство и квалифицирует по ч. 1 ст. 330 УК РФ.
В судебном заседании подсудимый Гаврилов Ю.А. заявил ходатайство о прекращении настоящего уголовного дела вследствие акта об амнистии, пояснив при этом, что он признает себя виновным и раскаивается в содеянном, а также понимает основания и последствия прекращения дела по вышеупомянутому основанию.
Защитник ходатайство подсудимого поддержал.
Государственный обвинитель и потерпевший против прекращения уголовного дела в отношении Гаврилова вследствие акта об амнистии не возражали.
Разрешая вышеуказанное ходатайство, суд исходит из нижеследующего.
В соответствии со ст. 254 УПК РФ, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указанные в п. 3-6 ч. 1 ст. 27 того же Кодекса, то уголовное дело подлежит прекращению.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается вследствие акта об амнистии.
Подпунктом 1 п. 6 и п.п. 3 п. 1 Постановления Государственной Думы ФС РФ от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» определено, что находящиеся в производстве судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу вышеназванного Постановления, в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ и др., участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, обвиняемых в совершении умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, подлежат прекращению.
В судебном заседании установлено, что Гаврилов принимал участие в выполнении задач в ходе проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, является ветераном боевых действий, судимостей не имеет, вменяемое ему преступление совершено им до дня официального опубликования акта об амнистии, а наказание за таковое не предусматривает лишения свободы.
Следовательно, при изложенных выше обстоятельствах Гаврилов в соответствии с п.п. 3 п. 1 Постановления Государственной Думы ФС РФ от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» подпадает под действие акта об амнистии и уголовное дело в отношении него согласно п.п. 1 п. 6 вышеуказанного Постановления подлежит прекращению.
Потерпевшим в связи с совершенным Гавриловым преступлением предъявлены к последнему гражданские иски: о возмещении материального ущерба в размере <данные изъяты> и процентов за пользование чужим имуществом в размере <данные изъяты>, а также о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> то есть всего на сумму <данные изъяты>
Однако, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 306 УПК РФ суд оставляет вышеупомянутые иски без рассмотрения, что не препятствует их последующему предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 254 и 256 УПК РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Уголовное дело в отношении Гаврилова Ю.А., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 330 УК РФ, – прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, то есть вследствие акта об амнистии.
До вступления постановления в законную силу меру пресечения Гаврилову Ю.А. – подписку о невыезде и надлежащем поведении, - оставить без изменения, после чего отменить.
Гражданские иски потерпевшего ФИО о возмещении материального ущерба и процентов за пользование чужим имуществом, а также о компенсации морального вреда, – оставить без рассмотрения.
По вступлении постановления в законную силу вещественные доказательства:
- расписки Гаврилова Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ, – хранить при уголовном деле;
- мобильный телефон модели «iPhone 4», – возвратить законному владельцу – свидетелю ФИО8
Копии настоящего постановления вручить сторонам.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в течение 10 суток со дня его вынесения.
Председательствующий по делу Е.А. Звягин