Дело № 2-934/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 26 февраля 2015 года
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой Е.В. при секретаре Ильиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Российской Федерации к Харитоновой О.В., Гайдаржи В о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, обязании снять с миграционного учета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к Харитоновой О.В., Гайдаржи В. о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, обязании снять с миграционного учета, указав следующее. В рамках надзорных полномочий прокуратурой Заволжского района города Ульяновска установлено, что Харитонова О.В., зарегистрированная по адресу: <адрес>, оформляла уведомления о временном пребывании по указанному адресу граждан иностранных государств, в числе которых значится ответчик Гайдаржи В. Однако, фактически Гайдаржи В. по указанному адресу не проживает, его регистрация по данному адресу носит фиктивный характер, в связи с чем, является недействительной. Просил признать постановку на учет по месту пребывания Гайдаржи В., гражданина Республики Молдова, по адресу: <адрес>, недействительной; обязать УФМС по Ульяновской области снять Гайдаржи В. с миграционного учета по месту пребывания по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании помощник прокурора Каталымов А.А. поддержал исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Харитонова О.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом.
Ответчик Гайдаржи В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.
Представитель третьего лица – УФМС по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия. Из письменного отзыва на иск следует, что решение суда об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении, вступившее в законную силу, будет являться основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания.
С учетом мнения участвующих в деле лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, представителя третьего лица.
Выслушав помощника прокурора Заволжского района города Ульяновска Каталымова А.А., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Статья 4 вышеуказанного Федерального закона определяет следующие цели, основные принципы и содержание регистрационного учета: формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
В силу положений п.п. 4 ст. 1 Федерального Закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 7 вышеуказанного Федерального закона).
Согласно ст. 21 того же Федерального закона, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Как следует из материалов дела, в ходе надзорных мероприятий прокуратурой Заволжского района города Ульяновска было выявлено, что по месту пребывания по адресу: <адрес>, состоят 14 граждан Республики Молдова. Согласно копиям уведомлений о постановке на миграционный учет по месту пребывания, полученным из УФМС России по Ульяновской области, принимающей стороной указанных граждан является Харитонова О.В.
Из лицевого счета на трехкомнатную <адрес> в городе Ульяновске, жилой площадью 39,81 кв.м., следует, что собственником данного жилого помещения является Харитонова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Наряду с ней в жилом помещении зарегистрированы: ее несовершеннолетняя дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и двое знакомых – ФИО2 и ФИО3
Факт не проживания ответчика Гайдаржи В. по адресу: <адрес>, подтверждается неоднократными рапортами УУП ОП № (по обслуживанию микрорайона «Новый город») УМВД России по городу Ульяновску ФИО4
Таким образом, Гайдаржи В. встал на миграционный учет по вышеуказанному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в указанной квартире в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, адрес: <адрес>, является последним известным на территории РФ местом жительства ответчика Гайдаржи В.
С учетом вышеизложенного, суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора Заволжского района города Ульяновска о признании постановки Гайдаржи В. на учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, недействительной.
Статья 23 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания: постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; выезда иностранного гражданина из Российской Федерации; смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В силу п. 37 указанного Постановления, снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
В соответствии с п. 40 указанного Постановления Правительства РФ, при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При отсутствии сведений, указанных в статье 23 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и п. 37 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Указанное обстоятельство искажает достоверность статистической информации о данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, а также нарушает интересы Российской Федерации в области миграционного законодательства.
Принимая во внимание, что при отсутствии сведений, указанных в ст. 23 вышеназванного Федерального закона и п. 37 Постановления Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снимать иностранных граждан с учета по месту жительства, а также вносить необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, УФМС по Ульяновской области следует освободить от гражданско-правовой ответственности.
Вместе с тем, наличие вступившего в законную силу решения суда о признании постановки на учет по месту пребывания Гайдаржи В. недействительной, является основанием для снятия УФМС по Ульяновской области Гайдаржи В. с миграционного учета по месту пребывания адресу: <адрес>, в силу приведенных выше норм права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░