Дело № 2-1217/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 30 ноября 2017 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Силкиной В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску Хильманович Е.В. к администрации городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении благоустроенного жилья,
третьи лица:
Хильманович А.Н.,
Хильманович В.А.,
Антипова О.А.,
установил:
Хильманович Е.В. обратилась в Кандалакшский районный суд Мурманской области с иском к администрации городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении жилого помещения. В обоснование своих требований указала, что проживает и зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, совместно с членами своей семьи и является нанимателем данного жилого помещения. Постановлением главы администрации городское поселение Зеленоборский от 31 декабря 2014 года № 381 жилой <адрес> признан непригодным для проживания. Просит суд обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры в более короткие сроки, так проживание в данном жилом помещении невозможно по санитарным нормам и небезопасно.
В судебном заседании Хильманович Е.В. участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Настаивала на заявленных требованиях.
Представители администрации городское поселение Зеленоборский в судебном заседании не присутствовали, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, заявленные требования полагали не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что <адрес> является муниципальной собственностью, что подтверждено сведениями, указанными в договоре социального найма жилого помещения от <дата> <номер>, заключенном с Хильманович Е.В. В соответствии с данным договором социального найма жилого помещения нанимателем <адрес> является истица Хильманович Е.В., членом её семьи указана дочь – Хильманович О.А.
Согласно справке формы 9 в жилом помещении <адрес> в <адрес> зарегистрированы: истец Хильманович Е.В. с <дата>, её супруг Хильманович А.Н. с <дата>, сын Хильманович В.А. с <дата>, дочь Антипова (Хильманович) О.А. с <дата>.
Жилое помещение представляет собой благоустроенную квартиру общей площадью 50, 1 кв. м, состоящую из двух комнат.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Статьёй 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, другие жилые помещения по договорам социального найма предоставляется вне очереди.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Как следует из положений статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 названного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной правовой нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в названном Положении требованиям.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
На основании пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В силу пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, согласно заключению межведомственной комиссии № 38 от 30 декабря 2014 года многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы администрации городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района от 31 декабря 2014 года № 381 «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу; пунктом 2 постановления предписано предоставить гражданам, зарегистрированным в жилых домах, жилые помещения в соответствии с действующим законодательством в срок до 01 января 2022 года; МКУ «Отдел городского хозяйства» предписано в срок до 01 января 2023 года произвести снос дома (пункт 3).
Разрешая настоящий спор, суд исходит из указанного заключения о признании <адрес> непригодным для постоянного проживания, содержащегося в решении межведомственной комиссии, в котором не содержится сведений и рекомендаций о немедленном расселении граждан. Заключение составлено компетентной комиссией, особого мнения членами комиссии не выражено.
В силу пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Более того, в силу положений части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Следовательно, законодатель даёт право органу, принявшему решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливать срок расселения и предоставления жилых помещений.
В силу вышеприведённых норм права определение дальнейшего периода использования помещения, признанного непригодным для проживания, срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Доказательства, свидетельствующие об имеющейся угрозе жизни и здоровью истцу и членам её семьи, в связи с чем предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям взамен непригодного для проживания может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока дальнейшего использования такого жилого помещения, отселения граждан, суду не представлены. В материалах дела также не имеется документов, свидетельствующих о том, что администрация городского поселения Зеленоборский обязана незамедлительно предоставить нанимателям другое жилое помещение.
При установленных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности незамедлительно предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
При этом следует отметить, что право на предоставление благоустроенного жилья истец и члены её семьи имеют, однако срок предоставления, установленный вышеприведенным постановлением главы администрации городское поселение Зеленоборский от 31 декабря 2014 года, не нарушен и не истёк.
Разрешая заявленный спор, суд также учитывает, что решений о немедленном расселении жильцов <адрес> не принималось, само по себе наличие заключения о признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу не свидетельствует о немедленной обязанности ответчика предоставить истцам иное жилое помещение без соблюдения установленных законодательством требований.
Сведений об оспаривании и о признании вышеприведённого постановления от 31 декабря 2014 года № 381 незаконным и не подлежащим применению, суду не представлено. У суда не имеется правовых оснований для изменения периода дальнейшего использования непригодного жилого помещения и изменения срока предоставления истцам жилой площади, указанного в названном постановлении, а также возложении на ответчика обязанности предоставить жилье ранее данного срока.
Разрешая настоящий спор, необходимо отметить, что само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока дальнейшего использования непригодного жилья и предоставления иного жилого помещения взамен непригодного не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение такого срока, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в непригодном для проживания жилье, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах вопрос о расселении жильцов указанного дома, включая истца, является преждевременным, а исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Хильманович Е.В. в удовлетворении исковых требований к администрации городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Лебедева