Решение изготовлено в полном объеме 20.01.2017 года
Дело № 2-254/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» января 2017 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Трощило А.Е.
при секретаре судебного заседания ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству финансов Московской области, Администрации Чеховского муниципального района Московской области о взыскании задолженности по выплате опекунских пособий и индексации задолженности,
У С Т А Н О В И Л :
Истица, ФИО10, обратилась в суд с иском к ответчикам, Министерству финансов Московской области, Администрации Чеховского муниципального района Московской области, о взыскании за счет средств казны Московской области задолженности по выплате опекунских пособий и индексации задолженности за период с октября 1999 года по декабрь 2004 года в размере 393 108 руб. 27 коп., мотивируя требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она (ФИО10) находилась по опекой, опекуном являлся ФИО3 на основании постановления Главы администрации Чеховского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением Главы администрации Чеховского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ на ее (ФИО10) содержание с ДД.ММ.ГГГГ была назначена выплата ежемесячного денежного содержания. Выплата денежных средств на ее содержание производилась без учета фактических цен, сложившихся в Московской области, в связи с чем, учитывая цены на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь, необходимое оборудование, расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в соответствии с постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года и данными Московского областного комитета государственной статистики за указанный период, образовалась задолженность по выплате опекунских пособий, которую она просит взыскать в размере 117 264 руб. 91 коп., а также произвести индексацию существующей задолженности за указанный период в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере 275 843 руб. 36 коп., исходя из индекса потребительских цен.
Истица ФИО10 в судебное заседание не явилась, извещена. Ее представитель по доверенности ФИО11 не явилась, извещена, ранее направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования истицы поддерживает (л.д.37).
Ответчик, представитель Министерства финансов Московской области, в судебное заседание не явился, извещен, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором исковые требования истицы не признает, просит в их удовлетворении отказать, применить срок исковой давности (л.д.39-44).
Ответчик, представитель Администрации Чеховского муниципального района Московской области по доверенности ФИО12, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать, применить срок исковой давности.
3-е лицо, представитель отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Чеховскому муниципальному району, в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы гражданского дела, представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими отклонению.
Как установлено в судебном заседании, на основании постановления Главы администрации Чеховского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была передана под опеку, опекуном назначен ФИО3 (л.д.5).
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Главы администрации Чеховского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ на содержание несовершеннолетней ФИО2 назначена выплата ежемесячных денежных средств, что подтверждается постановлением (л.д.6).
Постановлением Главы Чеховского района Московской области № 870 от 06.07.1998 года с 01.07.1998 года установлен размер выплаты пособий на детей, находящихся под опекой (попечительством) в зависимости от возраста ребенка и года обеспечения согласно расчетам, основанным на прожиточном минимуме по району (л.д.7).
Постановлением Главы Чеховского района Московской области № 965 от 29.08.2001 года с 01.07.2001 года установлен размер выплаты пособий на детей, находящихся под опекой (попечительством) в зависимости от возраста ребенка и года обеспечения согласно расчетам, основанным на прожиточном минимуме по району (л.д.8).
Постановлением Губернатора Московской области от 07.08.2003 года № 165-ПГ с 01.01.2004 года установлен размер денежных средств, ежемесячно выплачиваемых на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях не ниже указанных в постановлении сумм (л.д.9).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 достигла совершеннолетия.
Информация о размере полученных опекуном выплат в отношении ФИО2 в материалах дела отсутствует, также как и доказательства получения данных выплат опекуном, их оспаривания, прекращения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 июня 1992 года для детей сирот и детей, оставивших без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности, установить нормы питания, обеспечения одеждой, обувью мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг. Данные нормы материального обеспечения и льготы так же распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, в приемные семьи и детские дома семейного типа.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 июня 1992 года в целях социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 1991 года № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» органы исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга обеспечивают в первоочередном порядке учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием. Таким образом, выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием.
Статья 39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации; обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), обладают также правами, предусмотренными статьями 55 и 57 настоящего Кодекса.
Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно статье 5 данного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 года № 122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавшим на время спорных, правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям №№ 1, 2, 3.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года № 199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
При этом, согласно Положению о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999 года № 199, Для получения денежных средств на ребенка опекун (попечитель) представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства с опекаемым ребенком:
заявление о назначении денежных средств;
копию свидетельства о рождении ребенка;
копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (решение суда о лишении родителей родительских прав, свидетельство о смерти и т.п.);
справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с опекуном (попечителем);
справку об обучении в образовательном учреждении ребенка старше 16 лет;
выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства);
справку органа социальной защиты населения о прекращении выплаты ежемесячного пособия (пункт 4).
В случаях возникновения оснований для назначения денежных средств на подопечного после установления опеки (попечительства) опекун (попечитель) обращается с письменным заявлением о назначении денежных средств и документами, указанными в п. 4 настоящего Положения, в орган опеки и попечительства, на учете которого состоит подопечный (пункт 5).
Орган опеки и попечительства в 15-дневный срок с момента обращения опекуна (попечителя) устанавливает обоснованность его просьбы, принимает решение о назначении денежных средств, копия которого выдается опекуну (попечителю).
Решение органа опеки и попечительства об отказе в назначении денежных средств на подопечного может быть обжаловано опекуном (попечителем) в соответствии с законодательством Российской Федерации в суде (пункт 6).
Назначенные денежные средства, своевременно не полученные опекуном (попечителем), выплачиваются за прошедший период, но не более чем за год, если обращение за ними последовало до достижения подопечным 18-летнего возраста.
Денежные средства, не полученные по вине органа опеки и попечительства, выплачиваются за весь прошедший период (пункт 10).
Истцом в обоснование заявленных требований представлен расчет, составленный на основании статистических данных за спорный период времени.
Вместе с тем, бесспорных доказательств, отвечающих критериям стоимости, допустимости и достоверности, позволяющих определить сумму денежных средств, фактически выплаченных на содержание несовершеннолетней ФИО10 за период с октября 1999 года по 2004 года (включительно), истцом не представлено, как и информации о назначенных и выплаченных суммах опекунского пособия, приостановления и прекращения ее выплаты.
Сведения о размере произведенных опекуну ФИО3 с октября 1999 года по 2004 года (включительно) носят предположительный характер.
При этом суд также обращает внимание на то, что реализация опекуном (попечителем) права на получение денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), носит заявительный характер.
Имеющиеся в материалах дела статистические сведения о нормах обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, продуктами питания, в отсутствие сведений о размере выплаченных сумм, не позволяют бесспорно установить несоответствие произведенных выплат фактическим ценам в регионе в соответствующий период и, как следствие, определить подлежащую взысканию сумму задолженности, произвести расчет индексации данной суммы.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Каких-либо доказательств в обоснование своих требований, истцом суду представлено не было.
Ответчиками также заявлено ходатайство о применении к заявленным исковым требования последствий пропуска срока исковой давности, которое суд полагает подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, вышеназванный федеральный закон распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет, поскольку выплаты, предусмотренные этим законом, носят строго целевой характер.
Как видно из материалов дела, истцом заявлены требования о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание за период с октября 1999 года по 2004 год включительно.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица достигла совершеннолетия, и с этого момента имела возможность обратиться в суд за защитой нарушенных прав, однако обратилась в суд только ДД.ММ.ГГГГ, спустя 4 года после совершеннолетия.
Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 ГК Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 43 от 29.09.2015 года «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Так, статьей 200 ГК Российской Федерации предусмотрено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Предметом настоящего спора является взыскание задолженности по опекунскому пособию с учетом индексации, однако специальные правовые акты не содержат положений об индексации недополученных опекунских пособий, к данным правоотношениям применяются нормы гражданского законодательства об индексации (статья 318 ГК РФ).
Кроме того, требования, заявленные истцом, не перечислены в статье 208 ГК РФ среди тех, на которые исковая давность не распространяется.
В силу п. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в случае нарушения прав физических лиц, не обладающих полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособностью (например, малолетних детей, недееспособных граждан), срок исковой давности по требованию, связанному с таким нарушением, начинается со дня, когда об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 200 ГК РФ, узнал или должен был узнать любой из их законных представителей, в том числе орган опеки и попечительства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 исполнилось 18 лет. При этом и истица и ее законный представитель должны были знать о нарушении её прав и интересов. Вместе с тем, с декабря 2004 года (окончание спорного периода) до даты подачи иска прошло более 11,5 лет. При этом ни истица, ни ее законный представитель ранее в суд с защитой своих прав не обращались. Каких-либо действий, свидетельствующих о признании задолженности обязанными лицами, в судебном заседании не установлено.
При таких обстоятельствах, срок исковой давности по заявленным исковым требованиям истек, что является отдельным основанием для отказа в иске.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2 к Министерству финансов Московской области, Администрации Чеховского муниципального района Московской области о взыскании задолженности по выплате опекунских пособий и индексации задолженности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение одного месяца.
Председательствующий судья А.Е. Трощило