Дело № 2-321/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 09 сентября 2015 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Шиляевой Л.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нумкиной Натальи Эрдиевны к администрации Лахденпохского муниципального района, Муниципальному учреждению «Районное управление образования и по делам молодежи» о понуждении к действию,
у с т а н о в и л :
Наумкина Н.Э. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению «Районное управление образования и по делам молодежи» (далее МУ «РУО и ДМ») о понуждении к действию. Иск мотивирован тем, что истица в ДД.ММ.ГГГГ году обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении ее ребенку места в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад №3 «Солнышко» (далее МКДОУ детский сад №3 «Солнышко»). Год поступления обозначен как ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ года истица узнала, что ей отказали в предоставлении места в данном детском саду на основании постановления администрации от 25.02.2015 года №432 «О закреплении территорий». Ссылаясь на ч.3 ст.63 Семейного кодекса РФ, Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №431, истица указала, что является матерью троих детей, имеет право на внеочередное получение места в детском саду. На основании изложенного, просила обязать ответчика предоставить её ребенку место в МКДОУ детский сад №3 «Солнышко» с ДД.ММ.ГГГГ года.
Определением суда от 25.08.2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Лахденпохского муниципального района (далее ЛМР).
В судебном заседании истец Наумкина Н.Э. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении и по доводам, изложенным её представителем. Также пояснила, что её ребенку предоставили место в Детском саду «Радуга», однако она не хочет отдавать ребенка в тот детский сад, так как, по её мнению, и по мнению других жителей города, там плохо ухаживают за детьми, постоянно меняются воспитатели. Её второй ребенок ходил в садик «Радуга» <данные изъяты> месяцев и постоянно болел, другой ребенок толкнул его и выбил ему зуб. Она из окна своей квартиры видит, что воспитатели в детском саду «Радуга» не следят за детьми. В то же время детский сад «Солнышко» малокомплектный, о нем хорошие отзывы, там качественный уход за детьми, дети выпускаются хорошо подготовленными к школе. Полагала, что она имеет право выбора учебного заведения. В настоящее время её старшая дочь окончила обучение и проживает в г. Санкт-Петербурге.
Представитель истца по устному ходатайству – Яружин Ю.Э. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Также пояснил следующее. Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 63 СК РФ, ч. 4 ст. 10 Закона РФ «Об образовании», ст. 55 Конституции РФ полагал, что Постановление администрации ЛМР «О закреплении территорий Лахденпохского муниципального района за муниципальными образовательными учреждениями» не подлежит применению, так как истец подала заявление о приеме в детский садик «Солнышко» до вступления в силу данного Постановления. Отказ администрации ЛМР со ссылкой на данное Постановление считает незаконным, так как закон обратной силы не имеет.
Представитель ответчика – МУ «РУО и ДМ» по доверенности Аблеева М.А. заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Также пояснила, что истице предоставлено место для ребенка в детском саду «Радуга», по месту её проживания. В своем отзыве указали, что ДД.ММ.ГГГГ в комиссию по комплектованию муниципальных образовательных учреждений, поступило заявление о постановке на учет ребенка ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в МКДОУ детский сад №3 «Солнышко» на ДД.ММ.ГГГГ год, МКДОУ ФИО12» на ДД.ММ.ГГГГ год поступления. Истице не было отказано в предоставлении места в МКДОУ детский сад №3 «Солнышко», а были даны разъяснения о вступлении в силу Постановления администрации ЛМР от 25.02.2015 года №432 «О закреплении территорий ЛМР за муниципальными образовательными организациями». Истице разъяснили, что ей сообщат о наличии свободных мест в запрашиваемом ею детском саду. Ссылаясь на Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 года №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования», указали, что истица проживает по адресу: <адрес>. За адресом проживания истицы территориально закреплен Детский сад «Радуга», где имеются свободные места. Прокуратурой Лахденпохского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что в списках Детского сада «Солнышко» числится <данные изъяты> детей, при фактической наполняемости <данные изъяты> детей, а также в очереди числятся <данные изъяты> детей. На основании изложенного, просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица – заведующая МКДОУ детский сад №3 «Солнышко» Копанова С.В. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указано, что Постановлением администрации ЛМР от 25.02.2015 года №432 «О закреплении территорий ЛМР за муниципальными образовательными организациями» за МКДОУ детский сад №3 «Солнышко» закреплены следующие улицы: <адрес>. Комплектование групп на ДД.ММ.ГГГГ учебный год осуществлялось по закрепленным территориям согласно очередности детей и по внеочередному приему детей в детский сад. На данный момент списочный состав группы <данные изъяты> человек, что превышает норматив – <данные изъяты> человек. Также имеются дети в очереди, проживающие на закрепленной территории (в том числе, из категории льготников), которым услуга не может быть предоставлена из-за переукомплектованности группы. В случае предоставления места в детском саду детям, которые не проживают на закрепленной территории, нарушаются права граждан, которые проживают по территориальной доступности. Ссылаясь на письмо Министерства образования и науки РФ от 08.08.2013 года №08-1063 «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений», просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика – администрации ЛМР по доверенности Нордгеймер Ю.В. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, так как истице предоставлено место для ребенка в детском саду «Радуга», по месту её проживания. В детском саду «Солнышко» свободных мест нет. Поддержала доводы МУ «РУО и ДМ» и МКДОУ детский сад №3 «Солнышко», изложенные в отзыве.
Представитель третьего лица - МКДОУ детский сад комбинированного вида «Радуга» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
В судебном заседании установлено следующее.
Истица Наумкина Н.Э. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. Вместе с ней по указанному адресу зарегистрирован и проживает ее сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
25.02.2015 года издано Постановление администрации Лахденпохского муниципального района №432 «О закреплении территорий Лахденпохского муниципального района за муниципальными образовательными организациями». <адрес>, где проживает истица, закреплена за МКДОУ детский сад комбинированного вида «Радуга» (л.д. 26).
ДД.ММ.ГГГГ истица Наумкина Н.Э. обратилась с заявлением в комиссию по комплектованию муниципальных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Просила зачислить её ребенка ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ г. в МКДОУ детский сад №3 «Солнышко», с ДД.ММ.ГГГГ г. – в МКДОУ ФИО13 (л.д.27).
В своем ответе администрация ЛМР (от ДД.ММ.ГГГГ исх.№№) на заявление истицы указала, что на момент обращения истицы в МКДОУ детский сад №3 «Солнышко» принимались дети независимо от места регистрации и проживания. В настоящее время разработано и утверждено Постановление администрации ЛМР от 25.02.2015 года №432 «О закреплении территорий ЛМР за муниципальными образовательными организациями», в связи с чем, прием детей осуществляется с приоритетным правом граждан, проживающих на территории, закрепленной за данной организацией. В случае, если будут свободные места после комплектования групп гражданами, то доукомплектование группы будет осуществляться в порядке общей очереди. За адресом проживания истицы территориально закреплен МКДОУ детский сад комбинированного вида «Радуга», где имеются свободные места (л.д.5-6).
С ДД.ММ.ГГГГ г. Наумкиной Н.Э. предоставлено место для её ребенка ФИО7 в МКДОУ детский сад комбинированного вида «Радуга», что стороны подтвердили в судебном заседании.
В МКДОУ детский сад №3 «Солнышко» в настоящее время свободных мест в возрастной группе, в которую может быть зачислен ребенок истицы, не имеется, кроме того, имеются дети в очереди, проживающие на закрепленной территории, в том числе из категории льготников (л.д. 20).
По обращению истицы (от ДД.ММ.ГГГГ исх.№№), прокуратурой Лахденпохского района проведена проверка. Истице дан ответ, что администрацией ЛМР издано Постановление от 25.02.2015 года №432 «О закреплении территорий ЛМР за муниципальными образовательными организациями». Согласно данному постановлению <адрес> в <адрес> закреплена за МКДОУ детский сад «Радуга». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в МКДОУ детский сад №3 «Солнышко» при наполняемости <данные изъяты> человек в списках числится <данные изъяты> детей, еще <данные изъяты> детей, проживающих на территории, закрепленной за указанным детским садом, числится в очереди, а в МКДОУ детский сад «Радуга», имеются свободные места. В связи с этим, в настоящее время ребенку истицы образовательная услуга может быть оказана в соответствии с территориальным закреплением образовательной организации (л.д.7-8).По сведениям ГКУ ФИО14» семья Наумкиной Н.Э. состоит на учете как малообеспеченная семья. Статус многодетной семьи прекращен с ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 28.07.2008 года №148-П «О многодетных семьях».
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
В силу части 2 ст. 63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
В пунктах 18, 19 Письма Департамента Государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 08 августа 2013 г. № 08-1063 указано, что при комплектовании ДОУ рекомендуется соблюдать следующую норму: количество мест в учреждении, предоставленных для льготных категорий детей, не может превышать количество мест, предоставленных для детей не льготных категорий. При отсутствии свободных мест в выбранных ДОУ родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат. Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, ребенку истицы, в соответствии с изданным Постановлением администрации ЛМР от 25.02.2015 года №432 «О закреплении территорий ЛМР за муниципальными образовательными организациями», предоставлено место в МКДОУ детский сад комбинированного вида «Радуга» по территориальной доступности с соблюдением требований законодательства. Таким образом, нарушений её прав в судебном заседании не установлено, со стороны ответчиков отсутствует бездействие.
Неправомерны доводы истицы на то, что она имеет статус «многодетная мать», то есть имеет право на внеочередное получение места в любом детском саду по её выбору.
Как установлено, с ДД.ММ.ГГГГ статус многодетной семьи истицы прекращен. В настоящее время у неё в семье только двое несовершеннолетних детей, третий ребенок совершеннолетний, в учебных заведениях не обучается, что не оспаривается истицей и подтверждается материалами дела. В связи с чем, ребенок истицы ФИО7 льготой для внеочередного и первоочередного поступления в детский сад не обладает.
Довод истицы и её представителя на то, что в силу ч. 2 ст. 63 СК РФ истица имеет право на выбор общеобразовательного дошкольного учреждения судом не оспаривается. Между тем, ребенок истицы имеет право на получение места в МКДОУ детский сад №3 «Солнышко» в порядке общей очереди, а не посредством создания для него вне очереди дополнительного места в том детском саду, который выбрала истица.
Даже, если была возможность создания дополнительного места в МКДОУ детский сад №3 «Солнышко», то образовавшееся свободное место подлежало бы распределению очередникам, проживающим на территории, закрепленной за МКДОУ детский сад №3 «Солнышко», иначе их права оказались бы нарушенными при предоставлении ребенку истицы места вне очереди.
Суд полагает необоснованными доводы истцы и её представителя о том, что на истицу не может распространяться Постановление администрации ЛМР от 25.02.2015 года №432 «О закреплении территорий ЛМР за муниципальными образовательными организациями», так как она подала заявление до вступления данного постановления в силу. По мнению суда, положения данного постановления распространяются на тех детей, которые принимаются в дошкольные учебные заведения после вступления его в силу. Постановление вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ Ребенок истицы зачисляется в общеобразовательное дошкольное учреждение с ДД.ММ.ГГГГ г., то есть после вступления постановления в силу.
Суд считает, что положения данного постановление не распространяются только на тех детей, которые уже обучаются в дошкольном общеобразовательном учреждении.
Кроме того, при обращении истицы ДД.ММ.ГГГГ в МУ «РУО и ДМ» о предоставлении ей места в МКДОУ детский сад №3 «Солнышко», её ребенок не был зачислен в списочный состав указанного детского сада, а только её заявление было принято и зарегистрировано в журнале учета будущих воспитанников, указан предполагаемый срок определения ребенка в дошкольное учреждение (л.д. 4).
При принятии решения суд учитывает также то, что превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению требований, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензирования.
Иные доводы истицы и её представителя суд во внимание не принимает по вышеизложенным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б. Каменев
Решение в окончательной форме составлено 14 сентября 2015 года.
Председательствующий: А.Б. Каменев