Дело №2-516/2017 г.
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2017 года г. Шуя
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.,
при секретаре Вахтиной О.Н.,
с участием истца Пташкиной Т.И. и ее представителя Пташкина В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пташкиной Т.И. к Котову А.А., Морозовой М.И. о признании права собственности на земельные участки,
У С Т А Н О В И Л:
Пташкина Т.И. обратилась в суд с иском к Котову А.А., Морозовой М.И. о признании права собственности на земельные участки: №4 площадью х кв.м с кадастровым номером х и №30 площадью х кв.м с кадастровым номером х в Садоводческом Товариществе №41 хутор Мольки г.Шуи Ивановской области. Заявленные требования обоснованы тем, что между Пташкиной Т.И. и Котовым П.Г. 27 августа 2006 года, а также между Пташкиной Т.И. и Панченко Е.В. 25 сентября 2010 года произошла купля-продажа садового участка №4 и №30 соответственно, расположенных по адресу: садоводческое товарищество №41 хутор Мольки. В двусторонней сделке купли-продажи садоводческого участка №4 продавцом являлся Котов П.Г., покупателем Пташкина Т.И., а в сделке купли-продажи садоводческого участка №30 продавцом являлась Панченко Е.В., купившая этот участок у собственника Морозова А.А., покупателем Пташкина Т.И.. Сделка сторонами исполнена, о чем имеются расписки о получении денег. Стоимость дачного участка №4 в размере 10000 рублей; дачного участка №30 в размере 15000 руб. уплачена покупателем продавцу, а передача имущества осуществлена по факту наличия земельных участков. Правомерность заключения купли-продажи сторонами не оспаривалась. Из-за юридической неграмотности истца сделка купли-продажи земельных участков своевременно не была зарегистрирована и оформлена. В дальнейшем невозможно произвести регистрацию купли-продажи земельных участков, так как их собственники умерли. Сделки проведены в присутствии председателей садоводческого товарищества, о чем имеется их подпись, заверенная печатью товарищества. Истец обращалась в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области о выдаче документов о праве собственности на садоводческие участки №4 и №30, но ей было отказано.
В судебном заседании истец Пташкина Т.И. и ее представитель Пташкин В.Г. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Просили суд заявленные исковые требования удовлетворить. Не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
В судебное заседание ответчики Котов А.А. и Морозова М.И. не явились по неизвестной причине, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. В соответствии со ст.233 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области, не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Панченко Е.В., Пинчук Г.Е. и Кузьмин А.С. не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. От Кузьмина А.С. поступило заявление с просьбой о рассмотрении иска в его отсутствие. Пинчук Г.Е. ранее в судебном заседании поясняла, что против заявленных исковых требований не возражает, так как действительно, в настоящее время владеет спорными земельными участками Пташкина Т.И., приобрела она их на основании договоров купли-продажи и Котова П.Г. и у Панченко Е.В., которая купила земельный участок №30 у Морозова А.В. В настоящее время первоначальные владельцы земельных участков умерли. Их наследники землей не пользуются, никаких прав не предъявляли. Сама она являлась на момент покупки земельных участков председателем садоводческого товарищества и сделки были с ее согласия. Просила требования удовлетворить.
Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Согласно ст. 550 ГК РФ договор купли-продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434).
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что согласно расписке от 27 августа 2006 года, Котов П.Г. получил денежные средства в размере 9000 рублей за принадлежащий ему земельный участок №4 в садоводческом некоммерческом товариществе № 41 хутор Мольки. Претензий не имеет. Деньги получил от Пташкиной Т.И. Указанная расписка заверена председателем СНТ № 41 Кузьминым А.С.
Согласно расписке от 25 сентября 2010 года, Панченко Е.В., продала участок № 30 в коллективном саду № 41 Пташкиной Т.И. за 15000 руб., деньги получены в полном объеме, расписка заверена председателем садоводческого некоммерческого товарищества № 41 Пинчук Г.Е. Право Панченко Е.В. на земельный участок №30 в СНТ №41 возникло на основании договора купли-продажи между Морозовым А.А. и Панченко Е.В. от 02.04.2007 года, заверенного председателем СНТ №41.
Согласно Свидетельству о праве собственности на землю №… от 08.12.1992 года, Морозов А.А. является собственником земельного участка в Садоводческом товариществе м;41 г.Шуя Хутор Мольки в размере х кв.м.
Согласно Свидетельству о праве собственности на землю №… Котов П.Г. является собственником земельного участка в Садоводческом товариществе №41 г.Шуя Хутор Мольки в размере х кв.м.
В силу п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В Едином государственном реестре на недвижимое имущество содержатся сведения о земельных участках с кадастровым номером х, площадью х кв.м и с кадастровым номером х, площадью х кв.м, расположенных в садоводческом товариществе № 41 в городе Шуе Ивановской области, представленных для ведения садоводства в собственность Котову П.Г. и Морозову А.А соответственно, что подтверждается находящимися в материалах дела свидетельством о праве собственности на землю №.. и свидетельством о праве собственности на землю № …
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как видно из договоров купли-продажи земельных участков, между покупателем и продавцами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Обязательства по сделке сторонами исполнены в полном объеме: денежные средства переданы продавцам. Претензий друг к другу стороны не имели. Ни одна из сторон от государственной регистрации сделки не уклонялась. Препятствием для государственной регистрации указанной сделки явилась смерть продавцов земельных участков.
Согласно сообщению Комитета Ивановской области ЗАГС филиала по городу Шуе и Шуйскому району от 07.04.2017 г. № 11-10/338, Котов П.Г., х года рождения, уроженец х, умер х года.
Согласно сообщению Комитета Ивановской области ЗАГС филиала по городу Шуе и Шуйскому району от 07.04.2017 г. № 11-10/338, Морозов А.А., х года рождения, уроженец х, умер х года.
Согласно сообщению нотариуса наследником к имуществу Котова П.Г., х года рождения, умершего х года, является его внук Котов А.А., зарегистрированный по адресу: х.
Наследником к имуществу Морозова А.А., умершего х года, является супруга Морозова М.И., зарегистрирована по адресу х.
Согласно п.60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», п.1 ст.551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании ст.305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
В силу ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В соответствии со ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно представленным в материалы дела распискам, они содержат сведения о продавце и покупателе недвижимости, объект продажи, его стоимость и расчет за проданное имущество.
После продажи земельного участка истец в течение 7 лет пользуется им, и предполагаемые наследники, прав на земельный участок не заявляли.
Таким образом, помимо предусмотренной законом формы договора - письменной, в нем отражены обязательные условия продажи недвижимости - объект продажи, его стоимость, он был исполнен, что свидетельствует о действительности сделки и ее исполнении.
Согласно п. 59 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Котову П.Г. и Морозову А.А. земельные участки были предоставлены в собственность как членам садоводческого товарищества на основании акта органа местного самоуправления в 1992 году, то есть до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поэтому он (акт) имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вышеизложенное свидетельствует, что государственная регистрация являлась необходимой только при регистрации перехода прав на недвижимость от продавца к покупателю.
В соответствии с ч. 2 ст. 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Исходя из смысла п. 3 ст. 165 ГК РФ, с учетом необходимости применения в данном споре названной нормы по аналогии, суд может принять решение о государственной регистрации сделки не только в случае виновного уклонения одной из сторон от регистрации, но и в случаях невозможности этой стороной совершить определенные действия, направленные на регистрацию сделки перехода права собственности к приобретателям по независящим от воли данной стороны причинам.
Смерть продавца недвижимости относится к тем объективным причинам, по которым не была произведена государственная регистрации перехода прав на проданное недвижимое имущество.
Поскольку воля сторон была четко выражена в подписанными ими договорах, условия договоров фактически были исполнены, суд считает, что такой договор должен быть признан состоявшимся. Право собственности на недвижимое имущество, приобретенное по данным договорам, в виде земельного участка должно перейти к истцу.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковое заявление Пташкиной Т.И. к Котову А.А., Морозовой М.И. о признании права собственности на земельные участки, удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Пташкиной Т.И. к Котову А.А., Морозовой М.И. о признании права собственности на земельные участки, удовлетворить.
Признать за Пташкиной Т.И. право собственности на земельные участки №4 площадью х кв.м с кадастровым номером х и №30 площадью х кв.м с кадастровым номером х в Садоводческом Товариществе №41 хутор Мольки г.Шуи Ивановской области.
Ответчик вправе подать в Шуйский городской суд Ивановской области заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение Шуйского городского суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В. Козлова.
В окончательной форме решение суда изготовлено 23 мая 2017 года.
Судья Л.В. Козлова.